2019/2020
Человек в средневековой Европе: Запад
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен изучению самосознания и форм самовыражения людей европейского Средневековья, живших на скандинавском Севере и в Латинской Европе. Можно ли говорить об индивидуальном авторстве в древнескандинавском обществе? Кто и как сочинял скальдические стихи и саги? В какой мере была развита рефлексия в Средние века? Как люди Средневековья рассказывали о самих себе, и чем эти рассказы отличаются от сегодняшних автобиографий? Существовала ли человеческая личность, индивидуальность в Средние века? Если не существовала, то по каким причинам, а если существовала, то в чем и насколько она, быть может, отличалась от сегодняшней? Семинарские занятия будут посвящены в первую очередь разбору средневековых текстов — скандинавских саг, скальдических стихов, «биографических» и «автобиографических» заметок, оставленных средневековыми интеллектуалами.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления об истории повседневности применительно к средневековым обществам на западе Европы: в ее латинской части и в Скандинавии
- Вырабатывание у студентов понимания особенностей повседневной жизни и самосознания людей разных общественных групп в Латинской Европе и в Скандинавии
- Формирование у студентов комплекса знаний об истории повседневности и о специфике межчеловеческих отношений в Латинской Европе и Скандинавии
- Формирование у студентов базовых умений анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Латинской Европы и Скандинавии, а также навыков междисциплинарного анализа
Планируемые результаты обучения
- Анализирует основное содержание ряда саг.
- Сопоставляет источниковедческие особенности Эдды, саг и скальдической поэзии
- Объясняет принципы историописания в «Круге Земном» Снорри Стурлусона
- Описывает общее содержание саг о Ньяле и Сверрире
- Сопоставляет особенности поведения конунгов и их дружинников по королевским сагам
- Объясняет формы поведения скандинавских бондов по материаам исландских саг
- Знает содержание "Отчета о посольстве в Константинополь" и может объяснить позицию его составителя
- Знает содержание видений Отлоха Санкт-Эммерамского и может дать им историко-культурный комментарий
- Знает содержание "Истории моих бедствий" и переписки Абеляра с Элоизой и может дать историко-культурный комментарий к этим текстам
- Знает содержание "Книги благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика" и может объяснить способы стилизации главного героя и мемуариста.
- Знает содержание автобиографии Карла IV и может объяснить нарративную стратегию рассказчика
- Знает содержание дискуссии между А.Я. Гуревичем и Л.М. Баткиным о личности и индивиде в Средние века и может сформулировать собственную позицию по этому вопросу
Элементы контроля
- домашние задания
- контрольная работаразвернутое устное сообщение или же письменная работа на заранее определенную преподавателем историческую или историографическую тему. По решению преподавателя контрольные работы могут выполняться либо индивидуально, либо в группах
- рефератписьменная работа объемом 2-3 тыс. слов, содержащая характеристику важной научной монографии, серии статей или совокупности работ по определенной теме и демонстрирующая навыки студента по выявлению авторской концепции (авторских концепций), ее (их) точному и краткому изложению
- письменный экзаменЭкзамен по курсу - это письменное испытание, на котором студент должен продемонстрировать: знание основных событий, процессов и явлений, обсуждавшихся в ходе курса, текстов источников, разбиравшихся на семинарских занятиях, и концепций авторов исторических работ из предложенного списка. По решению преподавателя студент может быть освобожден от сдачи экзамена, если накопленная оценка равняется 8, 9 или 10 баллам. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной шкале. Экзамен проводится в письменной форме (написание проблемного эссе за ограниченный период времени). Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до оглашения тем эссе. Темы оглашаются объявлением, рассылаемым в MS Teams. Сдача готовых эссе осуществляется через систему Ms Teams. У студента должен быть корпоративный почтовый адрес ВШЭ и доступ к системе Ms Teams. Экзамен проводится без прокторинга в режиме open book exam. Процедура пересдачи допускает использование более сложных тем для эссе, чем при первой сдаче.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * домашние задания + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * письменный экзамен + 0.1 * реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Буркхардт Я. ; пер. Бриллиант С. - КУЛЬТУРА ИТАЛИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 285с. - ISBN: 978-5-534-10959-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-italii-v-epohu-vozrozhdeniya-442573
- Исландские саги, , 2002
- История Средних веков. Т.1: ., , 2010
- Пер. Свиридова С. А. - СТАРШАЯ ЭДДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 257с. - ISBN: 978-5-534-11342-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/starshaya-edda-445040
- Пер. Ярхо Б. И. - САГА О ВОЛСУНГАХ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-07579-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/saga-o-volsungah-423325
Рекомендуемая дополнительная литература
- Даль В. И. - О ПОВЕРИЯХ, СУЕВЕРИЯХ И ПРЕДРАССУДКАХ РУССКОГО НАРОДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 103с. - ISBN: 978-5-534-10730-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-poveriyah-sueveriyah-i-predrassudkah-russkogo-naroda-431364