• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Эпистемология искусства

Статус: Курс по выбору
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание программы определено общим пониманием эпистемологии искусства как системы знания особого типа, включающего разработку основных методологических проблем в процессе исследования искусства. Курс построен по морфологическому принципу: тематически включает разделы, посвященные философскому анализу основных видов искусства. В качестве материалов для освоения дисциплины слушателям предлагаются как оригинальные источники (тексты, визуальные материалы), так и тематические исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного курса состоит в том, чтобы дать аспирантам представление о философских стратегиях изучения искусства ХХ-ХХI века: феноменологическом анализе искусства, философской герменевтике, концепциях исследования искусства в структурализме и постструктурализме, театральной антропологии, эстетике перформативности. Предполагается последовательное освоение следующих тем: обзор концептуальных позиций в анализе живописи и личности художника, ключевые принципы исследования трансцендентального стиля в кино, театральная антропология в современном культурном процессе, перформативное искусство в современной художественной культуре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные идеи театрального авангарда, манифесты модернистских концепций театра.
  • Знает программные тексты лидеров театральной антропологии.
  • Владеет базовыми знаниями об основных направлениях в исследовании перформанса.
  • Имеет представление о концептуальных позициях в анализе живописи и личности художника.
  • Знает основные принципы манифестации трансцендентного в структуре фильма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театральная антропология в фокусе философской рефлексии об искусстве
    Философские традиции интерпретации творчества Антонена Арто. Фридрих Ницше и Арто: идея активной культуры. Морис Бланшо о мучительном вдохновении Арто. Бытие и творчество в метафизике Арто. Крюотический театр Арто как «театральный апокриф ХХ века». Введение в систему Арто: метафизика театра, новый язык театральной коммуникации, катарсическая функция Театра Жестокости. Близость позиций Арто и Людвига Витгенштейна. Влияние Арто на западную философию: Жорж Батай, Мишель Фуко, Жиль Делез, Жак Деррида, Юлия Кристева. Современные упоминания артодианской Жестокости. Театр-лаборатория Ежи Гротовского. Позиция Гротовского в театральном авангарде ХХ века. Концепция «Бедного театра». Актерское искусство, его особенности и перспективы развития в театре-лаборатории Гротовского. Театральные и паратеатральные опыты, «театр истоков» и перформативное искусство. Парадоксальность формулы «Я-Я». Гротовский и Г.И. Гурджиев. Мартин Бубер как ключевая фигура в понимании философских установок Гротовского. «Гротологическое».
  • Театральная антропология в современном культурном процессе
    Международная школа театральной антропологии Эудженио Барбы. ISTA – лаборатория междисциплинарных исследований театра: изучение различных сценических техник актера/танцовщика в транскультурном контексте, введение новых понятий в технологию актерского творчества, транскультурный анализ зрелища. Значение реформаторов сцены – Арто и Гротовского – для современного перформативного искусства.
  • Истоки перформативного искусства
    Истоки перформативного искусства: сюрреалистическая театральная концепция, футуризм, дада. Модернистские концепции театра: отечественные модификации театрального авангарда, театральная теория и практика французского авангарда. Отечественные модификации: основные положения концепции «театрократии» и тотальной «театрализации жизни» Н. Евреинова, Н. Евреинов vs И. Гофман; философия искусства и идея «соборного театра» Вяч. Иванова, актуальность споров о театре будущего начала ХХ века в контексте перформативного искусства второй половины ХХ-ХХI века. Французский авангард: Альфред Жарри как предвестник театрального авангарда, первый парижский перформанс Жана Кокто, идея театра-храма Жана Жене, концепция «театра ситуаций» Ж.-П. Сартра как реализация мечты превратить театр в «великий коллективный и религиозный феномен».
  • Эстетика перформативности или перформативное искусство. Перформативное искусство в современной художественной культуре
    О перформативной природе современной культуры. «Перформативный поворот» и новая эстетика Эрики Фишер-Лихте, исследование перформанса как самостоятельного художественного события. Теория постдраматического театра Х.-Т. Лемана: предистория, концепт, архитектоника, словарь, панорама. Синтез теории и истории театра с наглядным материалом «полевых исследований». Современный театр и перформанс. Перформер. Статус перформанса как произведения искусства. Философия перформативных искусств.
  • Философские стратегии исследования живописи
    К. Ясперс: патографический анализ личности художника («Стриндберг и Ван Гог»). М. Мерло-Понти: опыт феноменологической интерпретации творчества П. Сезанна («Око и дух»). Х. Ортега-и-Гассет о Веласкесе. Авторские особенности биографического жанра («Веласкес»). Фуко vs Фуко: перемещение между двумя типами дискурсов в размышлениях о живописи («Слова и вещи», глава 1 «Придворные дамы» vs лекция «Живопись Мане»). Обсуждение лекции М. Фуко на коллоквиуме «Мишель Фуко, взгляд» (2001). Ж. Делёз: уход с территории слова, оригинальный взгляд на историю живописи («Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения»).
  • Философские стратегии исследования кино
    Исследование П. Шрейдера «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер». Выявление ключевых принципов манифестации трансцендентного: принцип несоответствия, решающее действие, трансформация, стазис. Современные отечественные исследования о значимости опыта трансцендентального искусства: Л. Клюева «Трансцендентальный дискурс в кино. Способы манифестации трансцендентного в структуре фильма». Расширение значимости концепции трансцендентального для теории кино в целом. Разбор кейсов (текстовый анализ фильма А. Тарковского «Зеркало», мифотектоника фильмов А. Звягинцева «Возвращение», и «Изгнание»).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита эссе-проекта
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Аудиторная работа на семинарах + 0.3 * Защита эссе-проекта + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бычков В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [Текст] / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2007. – 240 с. – ISBN 978-5-9540-0087-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345536
  • Бычков, В.В. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях [Текст] / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов ; Рос. акад. наук, Ин-т фило- софии. – М. : ИФРАН, 2009. – 216 с. - ISBN 978-5-9540-0134-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356948

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pointon, M. R. (2014). History of Art : A Student’s Handbook (Vol. 5th edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733711