• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Основные вопросы современной психологии

Статус: Курс по выбору
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой обзор основных проблем, с которыми сталкивается психология сегодня. Обсуждаются вопросы фрагментации и интеграции психологического знания, соотношения "качественных" и "количественных" исследований, информационной ценности психологического знания, этических и технических проблем организации исследования в психологии и т.п. Прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, заключительном выступлении с презентацией, сдаче тестового экзамена. В результате изучения дисциплины у аспирантов должен возникнуть взгляд на свой исследовательский проект в более общей перспективе, понимание причин возникновения своего исследования и его возможного места в системе психологического знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у слушателей понимания природы сомнительных исследовательских практик в психологии
  • Формирование у слушателей понимания принципов и проблем кумулятивной науки в психологии
  • Формирование у слушателей понимания специфики информации, получаемой в психологическом исследовании
  • Формирование у слушателей видения преимуществ и недостатков эксплораторных и конфирматорных исследований в психологии
  • Формирование у слушателей представления об искажении отчета результатов в психологии
  • Ознакомление слушателей с основными способами контроля искажения отчета результатов
  • Ознакомление слушателей со спецификой традиционного и современного рецензирования психологической академической литературы
  • Ознакомление слушателей со спецификой и проблемами управления данными психологического исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает природу основных сомнительных исследовательских практик в психологии
  • Знает основные принципы и проблемы кумулятивной науки в психологии
  • Знает специфику информации, получаемой в психологическом исследовании
  • Знает преимущества и недостатки эксплораторных и конфирматорных исследований
  • Знает специфику искажения отчета результатов в психологии
  • Знает основные способы контроля искажения отчета результатов
  • Знает специфику традиционного и современного рецензирования психологической академической литературы
  • Знает специфику ролей участников процесса рецензирования (автор, редактор, рецензент)
  • Знает специфику и проблемы управления данными психологического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сомнительные практики в современной психологии
    Конфликт интересов. Неправомерные действия с результатами и данными. Проблемы авторства. Репликации.
  • Кумулятивная наука в психологии
    Открытие и его подтверждение - разные этапы. Идея как иррациональный старт. Критическая оценка идей. Возникновение теории. Связь теории с парадигмой. Кумулятивная наука: toothbrush problem. Накопление "плохих теорий" в психологии: трудности фальсификации. Поиск "стоящих проблем", время и "риск-инвестиции" в неожиданное.
  • Информативная ценность психологических исследований
    Проблема факта и "информации" в психологии. Статистическая мощность, ошибки 1 и 2 рода. Размер эффекта. Способы увеличения мощности. Недостатки онлайн-выборок. Конфирматорные и эксплораторные исследования. Когда эксплораторное исследование - это хорошо. Запись анализа перед изучением базы данных. Планирование конфирматорного исследования. Виды репликаций. "Состязательное сотрудничество". Уровень значимости как привилегия. Причинность и ковариаты в регрессионном исследовании. Виды "строгости" (rigor).
  • Искажение результатов в отчете
    Прозрачность отчета; outcome reporting/publication bias. "Гибкость исследователя". Причины исключения замеров из публикаций. HARKing & HARPing. Способы контроля искажений. Пре-регистрация. Контроль в мета-анализе (funnel plots).
  • Проблемы рецензирования
    "Новое сетевое рецензирование" (Frontiers, PLoS): интерактивность, фокус на технике, а не на "значимости". Плюсы традиционного подхода. "Повышенная чувствительность к замечаниям" авторов на этапе рецензирования. Роль автора, редактора и рецензента в рецензионном процессе. Случайное повторное рецензирование. Получение рецензии и работа с ней.
  • Ре-анализ и открытые данные
    Проблема и популярность инвариантности измерения. Управление данными как навык. Потеря данных как проблема. Доступность данных. Качество документирования данных. Выгода от распространения данных. Верификация данных читателем. Открытые данные. Репозитории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая презентация на общую тему "«Основные вопросы психологии в России сегодня"
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест аспирант выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Итоговая презентация на общую тему "«Основные вопросы психологии в России сегодня" + 0.5 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Makel, M. C. (2017). Toward a More Perfect Psychology : Improving Trust, Accuracy, and Transparency in Research. [N.p.]: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1677247

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kline, R. B. (2013). Beyond Significance Testing : Statistics Reform in the Behavioral Sciences. Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=989427
  • Tropp, L. R. (2018). Making Research Matter : A Psychologist’s Guide to Public Engagement. Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1636341
  • Unity in psychology: possibility or pipedream? (2005). Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshlc&AN=edshlc.009438832.6