Аспирантура
2019/2020
Основные вопросы современной психологии
Статус:
Курс по выбору
Направление:
37.06.01. Психологические науки
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Щебетенко Сергей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой обзор основных проблем, с которыми сталкивается психология сегодня. Обсуждаются вопросы фрагментации и интеграции психологического знания, соотношения "качественных" и "количественных" исследований, информационной ценности психологического знания, этических и технических проблем организации исследования в психологии и т.п. Прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, заключительном выступлении с презентацией, сдаче тестового экзамена. В результате изучения дисциплины у аспирантов должен возникнуть взгляд на свой исследовательский проект в более общей перспективе, понимание причин возникновения своего исследования и его возможного места в системе психологического знания.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у слушателей понимания природы сомнительных исследовательских практик в психологии
- Формирование у слушателей понимания принципов и проблем кумулятивной науки в психологии
- Формирование у слушателей понимания специфики информации, получаемой в психологическом исследовании
- Формирование у слушателей видения преимуществ и недостатков эксплораторных и конфирматорных исследований в психологии
- Формирование у слушателей представления об искажении отчета результатов в психологии
- Ознакомление слушателей с основными способами контроля искажения отчета результатов
- Ознакомление слушателей со спецификой традиционного и современного рецензирования психологической академической литературы
- Ознакомление слушателей со спецификой и проблемами управления данными психологического исследования
Планируемые результаты обучения
- Знает и понимает природу основных сомнительных исследовательских практик в психологии
- Знает основные принципы и проблемы кумулятивной науки в психологии
- Знает специфику информации, получаемой в психологическом исследовании
- Знает преимущества и недостатки эксплораторных и конфирматорных исследований
- Знает специфику искажения отчета результатов в психологии
- Знает основные способы контроля искажения отчета результатов
- Знает специфику традиционного и современного рецензирования психологической академической литературы
- Знает специфику ролей участников процесса рецензирования (автор, редактор, рецензент)
- Знает специфику и проблемы управления данными психологического исследования
Содержание учебной дисциплины
- Сомнительные практики в современной психологииКонфликт интересов. Неправомерные действия с результатами и данными. Проблемы авторства. Репликации.
- Кумулятивная наука в психологииОткрытие и его подтверждение - разные этапы. Идея как иррациональный старт. Критическая оценка идей. Возникновение теории. Связь теории с парадигмой. Кумулятивная наука: toothbrush problem. Накопление "плохих теорий" в психологии: трудности фальсификации. Поиск "стоящих проблем", время и "риск-инвестиции" в неожиданное.
- Информативная ценность психологических исследованийПроблема факта и "информации" в психологии. Статистическая мощность, ошибки 1 и 2 рода. Размер эффекта. Способы увеличения мощности. Недостатки онлайн-выборок. Конфирматорные и эксплораторные исследования. Когда эксплораторное исследование - это хорошо. Запись анализа перед изучением базы данных. Планирование конфирматорного исследования. Виды репликаций. "Состязательное сотрудничество". Уровень значимости как привилегия. Причинность и ковариаты в регрессионном исследовании. Виды "строгости" (rigor).
- Искажение результатов в отчетеПрозрачность отчета; outcome reporting/publication bias. "Гибкость исследователя". Причины исключения замеров из публикаций. HARKing & HARPing. Способы контроля искажений. Пре-регистрация. Контроль в мета-анализе (funnel plots).
- Проблемы рецензирования"Новое сетевое рецензирование" (Frontiers, PLoS): интерактивность, фокус на технике, а не на "значимости". Плюсы традиционного подхода. "Повышенная чувствительность к замечаниям" авторов на этапе рецензирования. Роль автора, редактора и рецензента в рецензионном процессе. Случайное повторное рецензирование. Получение рецензии и работа с ней.
- Ре-анализ и открытые данныеПроблема и популярность инвариантности измерения. Управление данными как навык. Потеря данных как проблема. Доступность данных. Качество документирования данных. Выгода от распространения данных. Верификация данных читателем. Открытые данные. Репозитории.
Элементы контроля
- Итоговая презентация на общую тему "«Основные вопросы психологии в России сегодня"
- Итоговый тестИтоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест аспирант выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)0.5 * Итоговая презентация на общую тему "«Основные вопросы психологии в России сегодня" + 0.5 * Итоговый тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Makel, M. C. (2017). Toward a More Perfect Psychology : Improving Trust, Accuracy, and Transparency in Research. [N.p.]: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1677247
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kline, R. B. (2013). Beyond Significance Testing : Statistics Reform in the Behavioral Sciences. Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=989427
- Tropp, L. R. (2018). Making Research Matter : A Psychologist’s Guide to Public Engagement. Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1636341
- Unity in psychology: possibility or pipedream? (2005). Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshlc&AN=edshlc.009438832.6