Аспирантура
2019/2020
Теории и методы современного исторического познания
Статус:
Курс обязательный
Направление:
46.06.01. Исторические науки и археология
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Румянцева Марина Федоровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Задачи курса: сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса; выработать навыки эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и методологической рефлексии собственной исследовательской работы. Курс основан на следующих принципах: (1) методология как рефлексия исследовательского опыта (Г. Риккерт, Р. Рорти, Ф. Анкерсмит); (2) идея обнаружения типа мировоззрения в метафизической системе, в том числе – в ее эпистемологической составляющей (В. Дильтей); (3) выделение двух линий эпистемологии: строгая наука vs экзистенциально-антропологический подход (Р. Рорти); (4) соотнесение методологических концепций исторического познания с социокультурными контекстами и типами рациональности. В ходе освоения дисциплины аспирант изучает основные теории и концепции современного исторического познания, приобретает умение эксплицировать парадигмальные основания историографических произведений и реализовывать современные теоретические подходы в практике собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.
- Выработать навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
- Определяет философские / парадигмальные основания теорий и методов исторического познания
Содержание учебной дисциплины
- Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XIX – начала XXI в.Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.