• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 50.06.01. Искусствоведение
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 126

Программа дисциплины

Аннотация

Одной из форм научно-исследовательской работы аспирантов является научно-исследовательский семинар (НИС). Работа в рамках НИС включает в себя очную часть, которая проходит в рамках аудиторных учебных занятий, и самостоятельную работу. В рамках аудиторной работы аспиранты обсуждают ход проведения своих исследований с руководителями. При этом формируются навыки систематической научно-исследовательской работы, аспиранты получают опыт подготовки научных публикаций, а также осваивают различные формы научной коммуникации и научной дискуссии. В рамках семинара аспиранты демонстрируют промежуточные результаты работы над диссертационным исследованием и определяют дальнейшие этапы исследования. Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего срока обучения в аспирантуре, под руководством ведущих преподавателей НИУ ВШЭ, являясь обязательной частью учебного и исследовательского процесса. Также, для решения различных задач в качестве преподавателей могут быть приглашены ведущие российские и зарубежные специалисты в соответствии с профилем работы аспирантов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у аспирантов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки диссертационного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание проблемного поля искусствоведческой науки, характер современных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества.
  • Умение поставить исследовательскую проблему, "решением" которой станет будущая кандидатская диссертация.
  • Умение применять научные методы в отношении собственного диссертационного исследования.
  • Овладение способностью сформулировать теоретическую / методологическую рамку (theoretical frame) применительно к своему исследованию.
  • Овладение способностью объяснить актуальность и новизну своей исследовательской работы.
  • Использование теоретических знаний для разработки дизайна своей исследовательской работы.
  • Умение оформить исследовательскую работу к публичной дискуссии с учетом действующих требований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследовательский проект: первые шаги
    Понятие предметной области. Понятие объекта исследования. Предварительный скринниг литературы по ключевым словам. Задание: Начните поиск литературы в базах данных НИУ ВШЭ и в других базах данных по ключевым словам, описывающим предполагаемый объект вашего исследования. Постепенно расширяйте круг ключевых слов. Просматривайте найденную литературу, отвечая на три вопроса: 1. Что уже известно? 2. Как это делается? 3. В каких терминах это описывается?
  • Постановка исследовательской проблемы
    Обсуждение возможных вариантов постановки исследовательской проблемы в аудитории. Задание: Подготовьте презентацию «Постановка исследовательской проблемы и выбор стратегии ее решения» для вашего диссертационного исследования. Включите в презентацию обсуждение следующих вопросов: 1. В чем заключается научная проблема, которую я буду решать в диссертации? Какое незнание я хочу восполнить / какое противоречие хочу разрешить? И почему это важно (с точки зрения состояния научного знания и решения практических задач) 2. На какие исследования может опираться такая постановка проблемы / что уже сделано по ее изучению? 3. Как я вижу стратегию своего исследования? Будет ли она индуктивной, дедуктивной и др.? На какие теории я предполагаю опираться? С какими данными работать?
  • Обзор парадигм, подходов и методов в современной искусствоведческой наук
    Современная методология искусствоведческого исследования. Цель – обучение аспирантов применению междисциплинарного подхода к изучению методологических основ искусствоведения как науки. Современное искусствоведение находится на границе многих гуманитарных знаний, и эти точки пересечения порождают интегративный тезаурус современных гуманитарных наук и новые теоретические подходы к изучению искусства. Современные методологии искусства апеллируют к нескольким актуальным дискурсам. Семиотический метод в искусствоведении определяет знаковый характер искусства, философские основы языка искусства и структуралистский подход к исследованию искусства. Социология искусства – метод, с помощью которого искусство и художественная практика рассматриваются в контексте социально-исторических реалий и социальных репрезентаций в искусстве. Формалистический метод в искусствознании делает акцент на анализе формы произведения и идиостиля художника, исследуются формальные открытия и достижения художника. Психология искусства изучает перцептивные практики искусства, психологические особенности личности художника и его картину мира. Аспиранты получат четкое представление о современных методологиях исследования в области искусства и культуры и научатся применять их в своей исследовательской деятельности. Задание 1. Сделайте выборку современных методов искусствоведческого исследования. Задание 2. Эссе «Как я вижу место моего диссертационного исследования на "методологической карте" парадигм и подходов». Эссе может быть написано на русском или английском (в зависимости от того, на каком языке аспирант планирует писать диссертацию и основные публикации). Если это будет русский язык, имеет смысл это задание выполнять по-русски: кросс-культурный перевод является самостоятельным навыком, который необходимо формировать и совершенствовать. Объем эссе по-русски - 1300-1500 слов, по-английски - 1000-1200 слов. Эссе должно быть написано в формате рассуждений, опирающихся на прочитанную литературу. Библиографические ссылки - в формате постраничных сносок или ссылок на список литературы. Сноски и список литературы не включаются в заданный объем текста. Примерные вопросы для эссе: • Очертите «карту» парадигм и подходов в искусствоведческой науке, как Вы ее видите после прочтения литературы. Как бы вы определили собственную позицию относительно выделенных методологических развилок? • Какие преимущества имеет Ваш выбор? Почему он релевантен идее Вашего исследования? Какие он имеет ограничения?
  • Понятие форм научного познания
    Факт, проблема, гипотеза, теория. Понятия, теории, гипотезы, модели. Роль понятий в научном познании. Откуда берутся понятия. Как они используются в научных, в т.ч. искусствоведческих исследованиях. Чем слова отличаются от понятий. Что такое «теория». Какие бывают теории. Особенности работы с теориями в качественных / интерпретирующих исследованиях. Теоретическая / методологическая рамка исследования (theoretical frame). Проблемное поле для обсуждения: понятийное поле современной теории искусства: проблемы и тенденции.
  • Разработка дизайна исследования
    Исследовательский вопрос и стратегии исследования. Подготовка программы исследования. Гипотеза исследования. Откуда берутся гипотезы. Как правильно их формулировать. Понятие дизайна исследования. Виды дизайнов исследования: лонгитюдный, кейс-стади и т.д. Цель исследования: описание, объяснение, оценка, сравнение, анализ связей, изучение причинно-следственных зависимостей. Описательные и объяснительные задачи исследования. Фиксация и агрегация данных. Анализ комплексных данных. Контекстуализация: выявление значений большой совокупности социальных, культурных, экономических элементов, связанных с проблемой. Задание: сформулировать гипотезу исследования.
  • Презентация проекта исследования
    Обсуждение проекта диссертационного исследования состоит из двух этапов. 1-й этап. Представление исследовательской задачи и исследовательской стратегии будущей диссертации. Задача этой презентации состоит в том, чтобы вынести на обсуждение в аудитории черновой вариант проекта будущей диссертации. Это предварительное обсуждение. Оно может быть сосредоточено на проблемах, с которыми сталкивается аспирант, а не на решениях этих проблем. Необходимо описать основную проблему исследования, также нужно сформулировать свои предложения относительно возможных вопросов исследования, стратегии исследования и т.д. Презентация может быть выстроена как ответ на следующие вопросы: • Предварительная тема Вашей диссертации; Ваш руководитель. • Основная проблема вашего исследования? Почему Вы думаете, что эта проблема достойна научного осмысления и нуждается в решении? • Как Ваше исследование связано с актуальными дискуссиями в научной литературе? Как бы Вы описали основные блоки источников, имеющие отношение к вашей проблеме исследования? • Каковы возможные вопросы исследования? • В рамках какой теоретической парадигмы Вы собираетесь выстраивать свое исследование? • Как бы Вы охарактеризовали свою методологию? • Опишите основные риски, с которыми Вы можете столкнуться в ходе работы над исследованием. 2-й этап. Написание и защита проекта диссертационного исследования. Рекомендуемая структура проекта диссертационного исследования: 1. Предлагаемая тема диссертации. 2. Постановка исследовательской проблемы. 3. Краткая характеристика степени разработанности проблемы. 4. Характеристика замысла исследования. 5. Основной исследовательский вопрос. 6. Гипотеза исследования. 7. Обоснование границ исследования. 8. Ожидаемые результаты исследования. 9. Стратегия исследования /методология исследования. 10. Поэтапный план исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Работа в группе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Работа в группе + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charles, M., Pecorari, D., & Hunston, S. (2009). Academic Writing : At the Interface of Corpus and Discourse. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=306377
  • Crowther, P. (1993). Critical Aesthetics and Postmodernism. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273459
  • Dudley-Evans, T., & Hewings, M. (2001). Academic Writing in Context : Implications and Applications. Birmingham: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226902
  • I. Korotkina B., & И. Короткина Б. (2018). Academic Writing in Russia: The Urge for Interdisciplinary Studies ; Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4FCD320
  • Хутыз И.П. - Академический дискурс: Культурно-специфическая система конструирования и трансляции знаний - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 174с. - ISBN: 978-5-9765-2088-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74657
  • Цыпин Г. М. - РАБОТА НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. НАВИГАТОР ПО "ТРАССЕ" НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 35с. - ISBN: 978-5-534-11574-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-nad-dissertaciey-navigator-po-trasse-nauchnogo-issledovaniya-445665

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Deveci, T. (2019). Sentence Openers in Academic Writing: A Comparison between Seminar Texts and Students’ Reflective Writing Papers. Journal of Language and Linguistic Studies, 15(1), 247–261. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1212073
  • J Brown, The Little Brown H, & Th Edition. (2010). Required Texts: Text distributed via email or WebCT that needs to be printed They Say I Say: The Moves That Matter in Academic Writing, Graff and Birkenstein. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.135FDC9C
  • Johnson, A. P. (2016). Academic Writing : Process and Product. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1222793
  • MacDonald, S. (2010). Professional Academic Writing in the Humanities and Social Sciences (Vol. Paperback ed). Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=367965
  • Mahon-Haft, T. A., & Dillman, D. A. (2015). Does visual appeal matter? Effects of web survey aesthetics on survey quality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91A5C890
  • María Elena Molina. (2017). Academic Writing, Argumentation and Teaching Practices in the First Year of Higher Education. Enunciación, (2), 138. https://doi.org/10.14483/22486798.11929
  • Pateman, T. (2016). Key Concepts : A Guide to Aesthetics, Criticism and the Arts in Education. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1233810
  • Pecorari, D. (2015). Academic Writing and Plagiarism : A Linguistic Analysis (Vol. Bloomsbury classics in linguistics edition). London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=993909
  • Posman, S., Bru, S., Reverseau, A., Ayers, D., & Hjartarson, B. (2013). The Aesthetics of Matter: Modernism, The Avant-Garde and Material Exchange. Belgium, Europe: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C35C5A9
  • Sword, H. (2012). Stylish Academic Writing. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=464125
  • THATCHER, J. (2015). How to Write About Contemporary Art. Art Monthly, (383), 35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=101103218
  • Turner, P. (2017). A Psychology of User Experience : Involvement, Affect and Aesthetics. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1651402
  • Wenzel, C. H. (2005). An Introduction to Kant’s Aesthetics : Core Concepts and Problems. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141264
  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
  • Write Here, Right Now : An Interactive Introduction to Academic Writing and Research. (2018). Place of publication not identified: publisher not identified. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsotl&AN=edsotl.OTLid0000681
  • Волков Ю.Г. - Диссертация: подготовка, защита, оформление (для аспирантов) - КноРус - 2016 - 207с. - ISBN: 978-5-406-04599-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918534
  • Колесникова Н.И. - От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 288с. - ISBN: 978-5-89349-162-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109556
  • Попова С. Ю., Пронина Е. В. - СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-08773-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-keys-stadi-438855