• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Методы политической науки

Статус: Курс обязательный
Направление: 41.06.01. Политические науки и регионоведение
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Акопов Сергей Владимирович, Стародубцев Андрей Владимирович, Сунгуров Александр Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Курс призван дать аспирантам углубленные знания в области современной политической науки для формирования современных тенденций развития политологии, а также знания, которые помогут аспирантам лучше подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Методы политических исследований» является стремление ознакомить аспирантов с существующими сегодня основными направлениями современной политической науки и трендами ее развития
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен подготовить критический обзор литературы и объяснить используемые им теоретические модели применительно к конкретным кейсам
  • Способен эффективно применять существующие методы, характерные для исследований в области политической науки
  • Способен применять адекватные методы для получение нового знания для интерпретации и оценки значимых политических, социальных и экономических проблем, ситуаций и процессов
  • умеет составить репрезентативное выступление по своей научно-исследовательской работе для его позиционирования во внешнюю среду
  • способен сделать аргументированный доклад на семинаре, а также подготовить реферат по теме курса
  • способен соотнести обсуждаемую на семинаре тему с темой своего диссертационного исследования, указав содержательные связи между ними
  • способен соотносить концепции и представления политической науки с актуальными общественно-политическими проблемами, возникающими как на федеральном, так и на региональном уровнях
  • демонстрирует умение оформить общую структуру учебной дисциплины на основе результатов современных политических исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Общий дизайн исследования.
    Постановка проблемы. Отличие социальной и научной проблемы. Выбор темы исследования. Постановка целей и задач исследования. Рамки и ограничения исследования. Практическая значимость политического исследования.
  • Стратегия проведения политического исследования.Проведение эмпирического исследования
    Обработка первичных данных. Проблема искажения информации и потери данных. Основные понятия. Теория, методы, данные. Где брать и как выбирать? «Теоретические» и «эмпирические» исследования. Значимость теории: проверка или построение. Выбор метода: качественные и количественные методы. В чем разница? Описательные исследования. Casestudy. Сравнительные исследования. Прикладные исследования. Первичные и вторичные данные: в чем разница? Вторичные источники. Базы данных, мониторинги, статистические архивы, рейтинги/ индексы. Обработка вторичных данных. Первичные данные. Индивидуальные и коллективные стратегии сбора. Доступ к полю.
  • Эмпирические базы данных и работа с ними
    Обзор основных баз данных. Росстат. Мировой банк. ООН. CIAFactbook. Основные рейтинги и индексы. Поиск данных и составление рабочих файлов. Подготовка информации для работы.
  • Введение в количественные методы анализа данных
    Проблема валидности. Классификация методов сбора данных. Уровни измерения. Выборка и распределение. Нормальное распределение. Исследование зависимостей. T-тест.
  • Количественные методы анализа данных
    Корреляции. Корреляция и каузальность. Проблема «ложной каузальности». Ковариация и понятие о простой линейной зависимости. Модель простой линейной регрессии. Множественная регрессия. Проблема коллинеарности.
  • Введение в качественные методы.Междисциплинарные исследования политики. Дискурсивные исследования политики.
    Анкетирование и опросы. Мониторинг. Включенное наблюдение. Интервьюирование и его виды. Интервью: типы, выборка, организация, путеводитель проведение, расшифровка интервью. Фокус группы. Кейс-стади. Анализ документов. Дискурс-анализ. Контент-анализ. Интерпретация полученных данных. Соотношение качественных и количественных методов. Определение понятий «дискурс», «политический дискурс». Дискурсивный анализ. Национальные школы дискурсивного анализа. Ориентация научного исследования на решение социальных проблем в новом междисциплинарном направлении – критическом дискурс-анализе. Роль дискурса в становлении и воспроизводстве гендерного неравенства. Критические работы о роли дискурса в воспроизводстве этнического неравенства (этноцентризм, национализм, расизм). Критические исследования о злоупотреблении властью конкретными социальными группами в различных социальных сферах. Особенности критических исследований в различных странах мира (Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Латинская Америка, США, Франция).
  • Введение качественные методы. Методики анализа текстовой информации
    Текст как основная форма представления информации. Политический текст. Язык как ин-струмент социальной власти. Политическая корректность. Теория речевого воздействия. Теория управления истиной. Теория аргументации. Понятийное направление. Концептуальный анализ. Политическая лингвистика.
  • Моделирование в политической науке
    Моделирование как категория познания. Модель и моделирование. Моделирование и системность в изучении политики. Виды моделирования. Моделирование политического и переговорного процессов. Переговоры как взаимодействие различных структур знания. Национальные стили ведения переговоров. Когнитивное картирование. Применение когнитивного картирования для установления особенностей мышления индивидуальных и групповых субъектов. Операционный код. Значимость выявления устойчивых представлений о природе политики.
  • Моделирование в политической науке
    Метафорическое моделирование. Политическая метафора как способ познания, структурирования и объяснения мира. Метафора как признак кризисного состояния общества. Формула вычисления «метафорической силы» текста К. де Ландшер. Роль метафоры в принятии политических решений. Метафора как «проект действий по изменению нашей жизни». Классификация метафор по степени активности субъекта в принятии решений (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов).
  • Научные фундаментальные и прикладные политические исследования: обзор основных видов
    Аналитическая записка. Аналитический отчет. Электоральные исследования. Policymemo. Публицистическая статья. Политический блог. «Стратегии развития». Соотношение формы и содержания. Статья в журнале. Глава в книге. Монография. Рецензия. Научный доклад. Диссертация как особый научный жанр, ее задачи. Магистерская, кандидатская и докторская диссертации: формальные и содержательные требования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценивается работа аспирантов во время семинарских занятий (выступление с презентацией доклада, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.)
  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменная работа, 2 000 слов
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен, 300 слов, 80 мин., выполняется в аудитории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боришполец К.П. - Методы политических исследований - Издательство "Аспект Пресс" - 2010 - 230с. - ISBN: 978-5-7567-0582-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68672
  • Методика научно-исследовательской работы : Учеб. пособие для студентов-политологов, Малинова, О.Ю., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Approaches and methodologies in the social sciences : a pluralist perspective / ed. by Donatella della Porta . (2008). Cambridge [u.a.]: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.283822104