• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социальная антропология Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В процессе освоения дисциплины студенты получают представление о предмете и методах социальной антропологии, ее связях с другими научными дисциплинами, истории антропологического изучения стран Востока; знания о многообразии форм социальной жизни и культурного опыта народов Азии и Африки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование у обучающихся комплексного представления о категориях и методах социально-культурной антропологи; об основных этапах эволюции антропологического знания и школах социально-культурной антропологии;
  • - формирование знаний по истории антропологического изучения азиатско-африканских сообществ;
  • - знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по социально-культурной антропологии Азии и Африки;
  • - овладение навыками изучения и анализа социальных и культурных феноменов азиатско-африканских сообществ;
  • - формирование навыков системного анализа социальных и культурных феноменов, представленных в традиционных и современных сообществах Азии и Африки;
  • - развитие способности использовать знания социальных и культурных особенностей народов региона для понимания социально значимых проблем современного мира;
  • - развитие у студентов навыков письменного и устного изложения материала, ведения дискуссии по проблемам социальной и культурной антропологии народов Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сформировано комплексное представление о категориях и методах социально-культурной антропологи; об основных этапах эволюции антропологического знания и школах социально-культурной антропологии.
  • Сформированы навыки использования знаний социальных и культурных особенностей народов региона для понимания социально значимых проблем современного мира.
  • Сформированы навыки изучения и анализа социальных и культурных феноменов азиатско-африканских сообществ.
  • Сформированы навыки письменного и устного изложения материала, ведения дискуссии по проблемам социальной и культурной антропологии народов Востока.
  • Сформированы знания по истории антропологического изучения азиатско-африканских сообществ.
  • Сформированы навыки системного анализа социальных и культурных феноменов, представленных в традиционных и современных сообществах Азии и Африки.
  • Ознакомлен с основными источниками и исследованиями по социально-культурной антропологии Азии и Африки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основные понятия и категории социально-культурной антропологии. История антропологического изучения народов Востока
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 1. Природные и культурные ландшафты арабских стран.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 2. Природные и культурные ландшафты Израиля.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 3 Природные и культурные ландшафты Турции.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 4. Природные и культурные ландшафты Ирана и Центральной Азии.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 5. Природные и культурные ландшафты Китая.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 6. Природные и культурные ландшафты Японии.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 7. Природные и культурные ландшафты Кореи.
  • Раздел 2. Природные и культурные ландшафты Азии и Африки. Практики адаптации населения.
    Тема 8. Природные и культурные ландшафты Юго-Восточной Азии.
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 1. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в арабских странах. Миграции и диаспоры.
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 2. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Израиле. Миграции и диаспоры
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Турции. Миграции и диаспоры.
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 4. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Иране и Центральной Азии. Миграции и диаспоры.
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 5. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Китае. Миграции и диаспоры
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 6. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Японии.
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 7. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Кореи.
  • Раздел 3. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в странах и регионах Азии и Африки. Миграции и диаспоры афро-азиатского происхождения за пределами зон основной локализации.
    Тема 8. Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Юго-Восточной Азии.
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки
    Тема 1. Антропология повседневности по материалам традиционной культуры арабских стран.
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки
    Тема 2. Антропология повседневности по материалам традиционной еврейской культуры.
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки
    Тема 3. Антропология повседневности по материалам традиционной турецкой культуры.
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки
    Тема 4. Антропология повседневности по материалам традиционной культуры Ирана и Центральной Азии
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки.
    Тема 5. Антропология повседневности по материалам традиционной культуры Китая.
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки
    Тема 6. Антропология повседневности по материалам традиционной культуры Японии
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки.
    Тема 7. Антропология повседневности по материалам традиционной культуры Кореи.
  • Раздел 4. Антропология повседневности и традиционная культура стран и регионов Азии и Африки
    Антропология повседневности по материалам культур народов Юго-Восточной Азии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Активность на семинарах предполагает активное участие в дискуссии, постановку корректных, имеющих значение для понимания сути обсуждаемой проблемы вопросов, основанные на материалах лекций и научной литературы выступления и ответы на вопросы преподавателя. Оценка за доклад проставляется по результатам участия студентов в дискуссиях на семинарах и на основе подготовленных ими сообщений на заданные темы. Критериями оценки студенческих сообщений и докладов являются: полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, аргументированность выводов, точность ответов на вопросы, стилистическая и терминологическая корректность. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курса, имеющий проблемный характер. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер).
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
    На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. Блокирующие элементы не предусмотрены. Курс "Социальная антропология Востока" также предусматривает возможность получения итоговой оценки на основании оценок за текущий контроль (т.е. без учета оценки за экзамен) для тех студентов, которые выразят свое согласие с таким способом оценивания по дисциплине. В таком случае формула итоговой оценки выглядит следующим образом: 0.12 * Контрольные работы + 0.44 * Работа на семинаре + 0.44 * Эссе. Экзамен проводится в устной форме по ранее высланным экзаменационным вопросам. Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут. Для участия в экзамене студент обязан включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено использовать любые печатные материалы и электронные устройства. Во время экзамена студентам разрешено использовать чистый лист бумаги и ручку. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается задержка или разрыв связи в течение не более чем 30 секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается разрыв связи в течение более чем 30 секунд. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.12 * Контрольные работы + 0.24 * Работа на семинаре + 0.4 * Экзамен + 0.24 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Altorki, S. (2015). A Companion to the Anthropology of the Middle East. Wiley-Blackwell.
  • Morrell, E., & Cao, H. (2009). Regional Minorities and Development in Asia. Routledge.
  • Spencer, J., & Barnard, A. (2010). The Routledge Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology: Vol. 2nd ed. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hafez, S., & Slyomovics, S. (2013). Anthropology of the Middle East and North Africa : Into the New Millennium. Indiana University Press.
  • Kia, A. (2015). Central Asian Cultures, Arts, and Architecture. Lexington Books.
  • Marranci, G. (2008). The Anthropology of Islam. Berg Publishers.
  • Sechiyama, K. (2013). Patriarchy in East Asia : A Comparative Sociology of Gender. Brill.
  • Хуснуллина, А. (2013). Социальная И Культурная Антропология. Краткое Введение. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7D5ECAE8