2019/2020
Современный театр и театральные системы прошлого
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Левченко Татьяна Викторовна,
Леенсон Елена Ильинична,
Паукер-Бравина Анастасия Сергеевна,
Хитров Антон Глебович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
С учетом того, что к настоящему моменту произошло существенное расширение представлений о синтетической природе театра и театральности (например, возможен театр без актеров – «Вещь Штифтера», реж. Хайнер Гёббельс), рассматриваются разные типы современного театра, а также возможные соотношения разных театральных форм в одном спектакле. Рассматриваются самые разнообразные театральные системы, как сложившиеся давно, так складывающиеся и сегодня – с учетом того, что они используются современным театром. При этом учитывается историческая смена художественных идей, проявляющихся многообразно в художественном контексте каждой эпохи в целом.
Цель освоения дисциплины
- На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения
- Сравнивает способы создания условности в театральных системах разных эпох (например, 3 единства в понимании Аритотеля и классицистов). Анализирует фрагменты спектакля
- Извлекает информацию из театральной программки и афиши спектакля. Описывает возможности представления одного драматургического произведения на сценических пространствах разного типа (античный театр, площадной театр, театр шекспировской эпохи, театр эпохи барокко и классицизма, классическая театральная сцена, пространство в иммерсивном спектакле.
- Анализирует спектакль с точки зрения взаимодействия искусств: литературы, живописи, архитектуры, музыки, вокального искусства, искусства танца, пантомимы и др.
- Анализирует спектакль с точки зрения литературного материала, сценографического решения и декорационного оформления ( моделирования театральной мебели и бутафории); с точки зрения постановочного освещения, музыкального оформления.
- Анализирует высказывания о режиссуре К. Станиславского, М. Чехова, В.Мейерхольда, А. Эфроса, Ю.Любимова, П. Брука. Интервьюирует современных режиссеров (Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова, Евгения Сафонова).
- Описывает и анализирует сценографические решения Д.Л.Боровского. Анализирует сценографические решения следующих современных театральных художников: Лариса Ломакина (“Три сестры”, реж. К. Богомолов), Ксения Перетрухина (“Сказка о том, что мы можем, а чего нет», реж.Марат Гацалов,пьеса Михаила Дурненкова), Галя Солодовникова («Пастернак. Сестра моя – жизнь», реж. Максим Диденко)
Содержание учебной дисциплины
- Условная природа театра: конвенция со зрителем.Сценическая условность: cцена, занавес, рампа, актеры-персонажи, их значение. Знаковая / cемиотическая природа театра. Конвенция со зрителем. Философия об условной природе театра: Аристотель, Гегель, Сартр. Условность “реалистического театра”. К.С.Станиславский о “рутине” и “условиях сцены”. В. Брюсов о Художественном театре и соотношении реальности и условности в них. «Условность совокупность эксплицитных или имплицитных идеологических и эстетических “предпосылок”, позволяющих зрителю правильно воспринимать представление; соглашение между автором и публикой, согласно которому первый сочиняет и ставит на сцене свое произведение в соответствии с известными нормами, принятыми вторым. Условность включает все,относительно чего сцена и зрительный зал должны прийти к согласию ради создания театрального вымысла и удовольствия, получаемого от драматической игры” (П. Пави. Словарь театра). "Горе от ума". Реж. В.Иванов, М. Царев (Малый театр, 1977) и "Горе от ума - Горе уму". Реж. Ю. Любимов (Театр на Таганке, 2007). Просмотр фрагментов. Анализ. “Фауст”. Театр им. Евг. Вахтангова. Реж. Евг. Симонов “Фауст”. Театр на Таганке. Реж. Ю.П. Любимов. Просмотр фрагментов. Анализ.
- Ритуал посещения театра.Афиши, программки, буклеты. Сцена: виды сценического пространства. Проблема коммуникации со зрителем. «Контракт» театра со зрителем, его варианты. Когда театр выступает для публики слугой, когда — наставником, а когда — партнером? Как художники нарушают личные границы зрителей, и как к этому относиться? Мэттью Эйкерс , Джефф Дюпре. «Мария Абрамович: В присутствии художника» (2012). Просмотр фрагментов. Анализ.
- Расширение представления о синтетической природе театра.Разные типы современного театра и возможные сочетания разных театральных форм в одном спектакле. Интерактивный театр. Актуальное искусство перформанса и др. Виды современного театра. Граница между спектаклем и перформансом, которой, возможно, уже не существует. “Дочь, Отец и Гитарист” (1989). Просмотр фрагментов. Анализ. “Театр декораций” Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Декорации и машинерия. Хайнер Гёббельс. “Эстетика отсутствия”. “Вещь Штифтера”. Ромео Кастеллуччи. “Весна священная”. Просмотр фрагментов. Анализ.
- Театр как коллективное искусство.Распределение ролей в процессе создания спектакля. Кто есть кто в театре. Эпоха просвещенных театралов. Проторежиссеры. “Театр декораций” Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Декорации и машинерия. Хайнер Гёббельс. “Эстетика отсутствия”. Сп. “Вещь Штифтера”.Просмотр фрагментов. Анализ. Ромео Кастеллуччи. “Весна священная”. Просмотр фрагментов. Анализ.
- Что такое режиссура? (в жанре публичного интервью)“Шесть персонажей в поисках автора” Л. Пиранделло и спектакль А. Васильева. Сопоставление пьесы и спектакля.
- Как работает сценография?Язык сценографии. Обзор ярких сценографических решений. Сценографические решения Д. Л. Боровского и современных режиссеров.
Элементы контроля
- активность на занятиях, письменная работа 1, письменная работа 2, самостоятельная работа, рецензия
- активность на занятиях
- письменная работа 1
- письменная работа 2
- 'экзамен
- Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * 'экзамен + 0.2 * активность на занятиях + 0.15 * письменная работа 1 + 0.15 * письменная работа 2 + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
- Выготский Л. С. - ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-09445-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-iskusstva-437512
- Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
- Коган П. С. ; Под ред. Дживелегова А.К. - ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-05840-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-po-istorii-zapadnoevropeyskogo-teatra-441696
- Раппопорт С.Х. - От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2017 - 236с. - ISBN: 978-5-8114-2723-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97740
- Станиславский К. С. - РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-07266-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rezhissura-i-akterskoe-masterstvo-izbrannye-raboty-437733
- Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие: Практическое пособие / Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 384 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6681-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003200
Рекомендуемая дополнительная литература
- Агратина Е. Е. - ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 111с. - ISBN: 978-5-534-06010-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatralno-dekoracionnoe-iskusstvo-epohi-barokko-441727
- Байкова Л. А. - ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-12527-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-447730
- Кизеветтер А. А. - ТЕАТР - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 93с. - ISBN: 978-5-534-06747-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatr-442120
- Кугель А. Р. - ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-534-07941-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatralnye-portrety-424007
- Мандельштам Ю. В. ; Сост. Дубровина Е. М., Стравинская М. - СТАТЬИ И СОЧИНЕНИЯ В 3 Т. ТОМ 3. МУЗЫКА, ТЕАТР, ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ЖИВОПИСЬ, НАУКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-05908-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stati-i-sochineniya-v-3-t-tom-3-muzyka-teatr-istoriya-filosofiya-zhivopis-nauka-441513