Бакалавриат
2021/2022




Деловые коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Экономика и управление компанией)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Открытые программы в области финансов и учета
Где читается:
Открытые программы в области финансов и учета
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящий курс не требует предварительного освоения иных учебных дисциплин. Обучение проходит в форме интерактивных занятий. Практическая часть проходит в виде тренинговых индивидуальных и групповых упражнений, в том числе с обратной связью, а также в виде обсуждений, коллективных разборов коммуникативных ситуаций. Цель дисциплины: формирование у студентов разностороннего представления о деловой коммуникации, а также развитие у них ряда коммуникативных компетенций руководителя, путем выполнения упражнений (тренинг/практикум). Задачей дисциплины «Эффективные коммуникации» для студентов является развитие коммуникативных навыков управленцев, позволяющих сделать коммуникацию менее затратной по времени, более безошибочной и результативной, что в конечном итоге значительно повышает эффективность управленческой деятельности в целом.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины: формирование у слушателей разностороннего представления о деловой коммуникации, а также развитие у них ряда коммуникативных компетенций руководителя, путем выполнения упражнений (тренинг/практикум). Компетенции перечислены по разделам, выделенным по контекстам применения и характеру используемых навыков.
Планируемые результаты обучения
- владеет базовым алгоритмом продажи идеи/продукта/услуги, владеет базовым алгоритмом переговоров, имеет навык справляться с давлением и манипуляциями в сложных переговорах
- поддерживает оптимальную интенсивность диалога (говорит не слишком мало и не слишком много), способен удерживать и перехватывать инициативу в диалоге, владеет приёмами поощрения (похвала, благодарность, комплимент), оптимально применяет их, умеет конструктивно отказывать, способен давать обратную связь высокого качества, умеет критиковать конструктивно, владеет приёмами ведения бесконфликтной дискуссии (использует парафразные техники)
- умеет определять стиль поведения в ситуации конфликта интересов и выбирать собственный стиль исходя из целесообразности, умеет определять мотивы, намерения и интересы собеседника в конфликтной ситуации и отделять их от заявляемой позиции, способен находить сотрудничающие решения в ситуации конфликта интересов
- обладает эффективными установками в отношении коммуникации как таковой, понимает особенности различных видов коммуникации, способен устанавливать контакт, подстраиваться под собеседника, «находить с ним общий язык» – «отзеркаливать» поведенческие, лингвистические, ценностные сигналы в речи, умеет применять приёмы активного слушания
- умеет выявлять намерения, мотивы, интересы и ценности собеседника по его речи; отличает все перечисленное от заявляемой позиции.
- умеет задавать ключевые (открытые, относящиеся к предмету коммуникации и стимулирующие ответ) вопросы, помогающие максимально полно и точно понять собеседника, способен восстановить утраченный контакт, заметить и преодолеть недопонимание, возникшее в ходе коммуникации.
- умеет формулировать задачи коммуникации по 3 направлениям: информирование, убеждение, создание отношения (имиджа); планирует коммуникацию для достижения этих задач, способен считывать и интерпретировать невербальные и паравербальные сигналы собеседника, сопровождает речь конгруэнтным паравербальным сообщением, управляет своими невербальными проявлениями (мимика, жесты, поза), оптимально их использует в коммуникации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в курс – цели деловой коммуникации и практические средства их достижения, коммуникативные компетенции, эффективные установки в отношении коммуникации. Основы и практика клинической характерологии. Академические и практико-ориентированные подходы к коммуникации.
- Тема 2. Базовый алгоритм успешной коммуникации. Важность контакта (раппорта) для достижения задач коммуникации. Ориентация руководителя на задачу или отношения. Виды и инструменты подстройки (установления контакта).
- Тема 3. Получение информации как одна из основных задач коммуникации. Навыки расспрашивания. Ключевые вопросы собеседнику.
- Тема 4. Модель точности информации в бизнесе. Повышение качества получаемой информации. Манипуляции, основанные на неконкретности информации. Противодействие манипуляциям.
- Тема 5. Вербальный, паравербальный и невербальный каналы коммуникации. Управление невербальным сообщением. Особенности коммуникации с группой. Основы ораторского мастерства.
- Тема 6. Ценностно-ориентированная коммуникация. Понятие о ценностях. Связь ценностей, мотивов и интересов. Отличия мотива от позиции. Конструктивный отказ. Основы конфликтологии, обзор технологии медиации.
- Тема 7. Коммуникативные технологии: проведение совещаний, продажи, переговоры, модерация и фасилитация, PR и нетворкинг.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Реферат + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.1 * Активность + 0.4 * Ответы на вопросы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 463 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6859-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389823
- Деловые коммуникации: Уч.пос./Кривокора Е. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 190 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004277-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518602
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005545-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/344977