• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Информационные системы и технологии в публичном управлении

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Информационные системы и технологии в публичном управлении» направлен на формирование у студентов понимания развития процесса внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление, знания логики и основных вех информатизации, а также практических навыков работы с информационными продуктами и системами. Студенты выполняют ряд практических заданий – собирают из ИС количественные и качественные данные, а также ищут методологические и содержательные несостыковки в материалах ИС разных ведомств; анализируют внедрение конкретных информационных продуктов в органах власти, проводят медиа-исследование. Курс ориентирован на современный управленческий опыт, особое влияние уделяется влиянию пандемии и локдаунов на тренды информатизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами системных знаний и компетенций в сферах сбора, обработки, анализа, использования и распространения информации органами государственной власти и местного самоуправления.
  • Усвоение предметных компетенций в вопросах информационного поиска и использования информационных технологий в системе государственного и муниципального управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и использовать источники официальных статистических и открытых данных, уметь конвертировать их в читаемый формат и использовать в работе, в т.ч., визуализировать, анализировать и пр.
  • Знать основные задачи и направления внедрения современных информационных технологий в управленческую деятельность
  • Знать основные информационные базы и информационные системы, используемые в отечественной системе государственного и муниципального управления, принципы их работы и ограничения использования, наиболее распространенные проблемы и сбои их функционирования; уметь их использовать, в том числе, перекрестно
  • Знать основные исторические вехи процесса внедрения информационных технологий в управленческий процесс в России и за рубежом
  • Знать принципы и методы автоматической категоризации массивов качественных данных (текстов)
  • Иметь навыки (приобрести опыт) обработки больших массивов количественных и качественных данных
  • Использовать агрегаторы СМИ для оценки публичного образа ППО, органа власти или явления
  • Уметь находить, перекрестно сопоставлять данные из различных информационных систем и определять методические и содержательные причины их несоответствия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История ИТ, основные понятия курса, актуальность изучения
  • Российские государственные программы, направленные на развитие ИТ
  • Развитие отечественной системы сбора данных
  • Способы и ограничения сбора информации органами власти
  • Современные технологии анализа СМИ, текстовые и объектные способы поиска
  • Систематизация информационного пространства на основе онтологий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за онлайн-курс
    Онлайн-курс является вариантивной частью дисциплины. Студенты самостоятельно выбирают один из 3 онлайн-курсов (1. Цифровизация в международных отношениях https://www.coursera.org/learn/digitalint; 2. Машинное обучение и большие данные https://www.coursera.org/learn/machine-learning-and-big-data; 3. Технологии цифровой промышленности https://openedu.ru/course/spbstu/DIGTECH/?session=fall_2021) и сообщают о своем выборе преподавателю. Вне зависимости от формального веса и объёма онлайн-курса на образовательном портале (в академических или астрономических часах, зачетных единицах) все курсы учитываются в формуле итоговой оценки по дисциплине с одним весом - 15%, о чём студентам сообщается на 1 лекции по дисциплине. По согласованию с преподавателем студенты могут зачесть в качестве элемента дисциплины ранее пройденные иные онлайн-курсы (не из числа указанных), тематически посвященные цифровизации в государственном и муниципальном управлении, если те не были зачтены студенту в индивидуальном учебном плане как самостоятельные дисциплины или составные компоненты иных дисциплин.
  • неблокирующий Домашнее задание N 1. Поиск бесхозяйного объекта или статистической коллизии
    Работа загружается в LMS до 23:59 12 октября 2021 года. После истечения дедлайна задание не принимается.
  • неблокирующий Эссе
    В эссе анализируются процесс и итоги внедрения конкретного информационного продукта в конкретном органе власти (их студенты должны выбрать самостоятельно). Осуществляется поиск информации по следующим этапам: 1) принятие решения о необходимости ИС/ИТ, 2) подготовка ТЗ, размещение тендера, определение победителя (или как происходила разработка в иной форме (inhouse)), 3) создание и приемка продукта, 4) внедрение в работу, 5) текущее использование и совершенствование системы (в т.ч., непосредственное и опосредованное влияние на работу органа власти или конкретного подразделения). Работа загружается в LMS. По истечении дедлайны работы не принимаются.
  • неблокирующий Домашнее задание N 2. Проведение медиа-исследования (с использованием Public или Factiva)
    Работа загружается в LMS. По истечении дедлайна работы не принимаются.
  • неблокирующий Посещаемость семинарских занятий
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Оценка за онлайн-курс + 0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Посещаемость семинарских занятий + 0.1 * Домашнее задание N 1. Поиск бесхозяйного объекта или статистической коллизии + 0.25 * Эссе + 0.25 * Домашнее задание N 2. Проведение медиа-исследования (с использованием Public или Factiva)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • МОЛЯРЕНКО ОЛЬГА АНДРЕЕВНА. (2014). Муниципальная статистика и проблемы сбора информации местной властью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.952A920B
  • МОЛЯРЕНКО, О. А. (2019). Формирование государственной статистики: взгляд «снизу». ECO, (10), 8–34. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-10-8-34

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gorelov, V. I. (2018). Information Technologies in Public Administration. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1805.12107
  • Razvan Ion Chitescu. (2015). The informational systems in the public administration. HOLISTICA Journal of Business and Public Administration, (1), 67. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.urn.urnste.v6y2015i2p67.75
  • Текст принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации - ФЗ РФ «О персональных данных» - Проспект - 2020 - ISBN: 978-5-392-30962-7 - Текст электронный // ЭБС PROSPECT - URL: http://ebs.prospekt.org/book/43123