• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Философия науки

Статус: Курс обязательный (Физика)
Направление: 03.03.02. Физика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавра образовательной̆ программы «Физика». Этот курс исследует эпистемологические, методологические и онтологические аспекты науки. Студенты будут изучать отношения между восприятиями, моделями и теориями в контексте научных исследований, а также различные логические объяснения этих отношений. Особое внимание будет уделено использованию различных видов доказательств для подтверждения или опровержения научных теорий. Студенты познакомятся с критическим анализом различных этапов научного метода, в первую очередь в физике. На примере конкретных физических теорий студенты узнают, каким образом создаются модели для предсказания и объяснения феноменов, какую роль в этом играют интуиция, математика и эксперименты. Студенты также познакомятся с современными методологическими, философскими, социологическими и этическими проблемами науки. Студенты получат представление об эволюции онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий, а также о философских проблемах современной физики и различных подходах к их решению. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями: способностью критически воспринимать и структурировать информацию; способностью ясно и аргументированно излагать результаты своей мыслительной деятельности; умение работать с научными и философскими текстами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин цикла магистратуры и аспирантуры, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов систематического представления и навыков критического рассуждения об этапах научного исследования, о философской интерпретации проблем научной методологии, об историческом развитии науки и ее философских оснований, о социальной размерности естественнонаучного знания, а также об особенностях современного состояния науки.
  • Формирование у студентов систематического представления об эволюции и современном состоянии онтологических и эпистемологических оснований фундаментальных физических теорий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные понятия, концепции и проблемы философии науки, относящиеся к эволюции как научного познания в целом, так и его отдельных элементов.
  • Имеет представление об особенностях современного состояния науки и современной научной картины мира.
  • Ориентируется в естественнонаучных теориях прошлого и их связи с философскими концепциями. Знает онтологические и эпистемологические основания фундаментальных физических теорий и их связь с философскими программами.
  • Применяет основные положения философии науки к критическому анализу и интерпретации современных научных достижений, излагаемых в научных и философских текстах. При этом отличает научное исследование от философского анализа, а модель и формализм теории от их интерпретации.
  • Умеет критически анализировать все этапы научного метода, в частности: выдвижение гипотез, создание моделей, интерпретацию результатов экспериментов, проверку на совместимость с моделями и онтологиями различных теорий, объяснение и критику.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискуссия об источниках и основаниях достоверного знания. Эмпиризм и рационализм в XVII-XVIII вв.
  • Научные теории. Наблюдение и эксперимент.
  • Проблема индукции. Фальсификация. Проблема демаркации.
  • Экспериментальное подтверждение гипотез. Научный метод. Критерии научности.
  • Научное объяснение.
  • Научные революции. Сравнение оснований физических парадигм.
  • Основания квантовой парадигмы.
  • Научное познание и реальность. Научный реализм и анти-реализм.
  • Философия науки, ее место в философии. Научная картина мира.
  • Положение науки в современном мире. Наука и ценности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все семинары приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального возможного числа баллов с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Домашнее задание по теме занятия
    Оценки за выполнение домашнего задания преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все задания приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального числа баллов с округлением до одной десятой.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится очно. При наличие медицинских показаний, экзамен проводится в дистанционном формате через платформу Zoom. Процедура экзамена описана в приложенном файле.
  • неблокирующий Контрольные тесты
    Оценки за тесты преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Сумма оценок за все тесты приводится к 10-бальной шкале как доля от максимального возможного числа баллов с округлением до одной десятой.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее задание по теме занятия + 0.25 * Контрольные тесты + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен