• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Эконометрика

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика и статистика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Анализ статистических показателей, представленных временными рядами, стало неотъемлемой частью современных научных прикладных исследований во многих областях науки. Временная структура данных накладывает ограничения на используемые эконометрические модели в силу того, что временные данные упорядочены во времени и наблюдения в близкие моменты времени зависимы. В курсе Эконометрики будут подробно обсуждаться вопросы моделирования детерминированных составляющих временного ряда, стационарности процессов, адаптивные модели, модели ARIMA, моделирование сезонности, проблемы анализа нестационарных временных рядов и многомерных моделей. В предлагаемом курсе будет рассмотрено большое количество прикладных задач с использованием современных пакетов прикладных программ (Stata, Gretl).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины Эконометрика является формирование у студентов научного представления о методах, моделях и приемах, позволяющих получать количественные выражения закономерностям экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария анализа временных рядов.
  • Целью освоения эконометрики является формирование у студентов научного представления о методах, моделях и приемах, позволяющих получать количественные выражения закономерностям экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария.
  • выработка у студентов навыков критического анализа различных источников информации о временных рядах
  • подготовка студента к решению профессиональных задач в области анализа временных рядов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и уметь решать основные проблемы спецификации регрессионной модели
  • Знать основные принципы и уметь использовать классическую линейную модель множественной регрессии
  • Знать основные принципы и уметь применять метод максимального правдоподобия (ММП) в эконометрическом анализе
  • Знать основные принципы и уметь работать с обобщенной линейной моделью множественной регрессии
  • Знать основные принципы моделирования регрессионных зависимостей с дискретными и дискретно-непрерывными зависимыми переменными и уметь с ними работать
  • Знать основные принципы моделирования с использованием систем регрессионных уравнений и уметь с ними работать
  • Знать основные принципы проблемы эндогенности в регрессионном анализе и уметь работать с моделями со стохастическими регрессорами
  • Знать основные принципы эконометрических моделей и уметь работать с ними
  • Знать основные принципы регрессионного анализа панельных данных и уметь с ними работать
  • Знать основные принципы и уметь использовать методы оценивания моделей ARMA/ARIMA, моделей с авторегрессионной условной гетероскедастичностью, уметь применять тесты единичного корня.
  • Знать основные принципы и уметь использовать модели сезонных колебаний с фиктивными переменными, модели SARIMA, адаптивные сезонные модели временных рядов, применять тесты на сезонные единичные корни.
  • Знать основные принципы и уметь использовать основные модели многомерных временных рядов: модели коинтеграции, модели коррекции ошибками, авторегрессионная модели распределенных лагов, модели векторной авторегрессии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема12. Основные модели многомерных временных рядов
  • Тема11. Анализ и моделирование сезонных колебаний во временных рядах
  • Тема10. Анализ одномерных временных рядов
  • Тема 1. Основные понятия и определения, цель и задачи эконометрики. Особенности эконометрических моделей
  • Тема 2. Классическая линейная модель множественной регрессии.
  • Тема 3. Проблемы спецификации регрессионных моделей
  • Тема 4. Обобщенная линейная модель множественной регрессии (ОЛММР)
  • Тема 5. Стохастические регрессоры
  • Тема 6. Системы регрессионных уравнений
  • Тема 7. Метод максимального правдоподобия (ММП) в регрессионном анализе
  • Тема 8. Модели с дискретными и дискретно-непрерывными зависимыми переменными
  • Тема 9. Модели, оцениваемые по панельным данным
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий ТДЗ
    ТДЗ (Текущее Домашнее Задание) по каждой теме нацелено на ее предварительное изучение в ходе подготовки студентов к семинару. Это задание высылается студентам до семинара после лекции по соответствующей теме.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Текущие домашние работы
    ТДР выполняются еженедельно, в группе по 2 человека и состоят из нескольких заданий по пройденной теме. На проверку отчет загружается в LMS.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
    СР1 и СР2 (Самостоятельные работы 1 и 2) выполняются на компьютерах в соответствии с требованиями. В итоге студенты представляют на проверку текстовый отчет и расчетный файл через LMS.
  • неблокирующий Контрольная работа
    КР (Контрольная работа) выполняются в форме аудиторной контрольной работы с решением теоретических, а также расчетных задач, не связанных с обработкой больших массивов данных, с использованием калькулятора.
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
    СР1 и СР2 (Самостоятельные работы 1 и 2) выполняются на компьютерах в соответствии с требованиями. В итоге студенты представляют на проверку текстовый отчет и расчетный файл через LMS.
  • неблокирующий СР1
    СР1 и СР2 (Самостоятельные Работы 1 и 2) выполняются на компьютерах. В итоге студенты представляют на проверку текстовый отчет и расчетный файл. Если СР1 не сдается в срок без уважительной причины, то она не подлежит пересдаче.
  • неблокирующий СР2
    Если СР2 не сдается в срок без уважительной причины, то она не подлежит пересдаче.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Enders, W. (2015). Applied Econometric Time Series (Vol. Fourth edition). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639192
  • Hamilton, J. D. . (DE-588)122825950, (DE-576)271889950. (1994). Time series analysis / James D. Hamilton. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.038453134
  • Подкорытова О. А., Соколов М. В. - АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 267с. - ISBN: 978-5-534-02556-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/analiz-vremennyh-ryadov-433180
  • Путеводитель по современной эконометрике : учеб.- метод. пособие для вузов, Вербик, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Box, G. E. P., Reinsel, G. C., & Jenkins, G. M. (2008). Time Series Analysis : Forecasting and Control (Vol. 4th ed). Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=588017
  • Bulakh, V., Kirichenko, L., & Radivilova, T. (2019). Time series classification based on fractal properties. https://doi.org/10.1109/DSMP.2018.8478532
  • Chatfield, C., & Xing, H. (2019). The Analysis of Time Series : An Introduction with R (Vol. Seventh edition). Boca Raton, Florida: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2110461
  • Практика эконометрики: классика и современность : учебник для вузов, Берндт, Э. Р., 2005