• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Культура России Нового времени

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на изучение развития российской культуры Нового времени (XVII-XIX вв.) и культурных практик различных социальных и конфессиональных групп. В ходе освоения дисциплины студенты изучают особенности работы с текстовыми, визуальными и материальными источниками по истории культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе культурологии, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук о России.
  • Знакомство студентов с основными направлениями сравнительно-исторического изучения особенностей культуры Нового времени на Западе и в России.
  • Формирование у студентов представлений об основных достижениях российской культуры XVII-XIX вв. и о многообразии повседневных культурных практик различных этнических и социальных групп.
  • Совершенствовать умение научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент выявляет источники информации, необходимые для решения профессиональных задач
  • Студент демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа историографических трудов по истории образования и истории университетской культуры
  • Студент использует сравнительно-исторический метод при анализе источников по истории книжного дела и истории чтения
  • Студент находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Студент определяет новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного истории политико-правовых и социальных учений
  • Студент подтверждает наличие навыков выявления научную сущность проблемы в профессиональной области.
  • Студент самостоятельно использует методы имагологии при изучении записок русских путешественников
  • Студент самостоятельно использует приемы изучения истории повседневности и исторической антропологии, методологию изучения традиционных культур
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Исторический и социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв.
  • Раздел 3. Грамотность и становление образовательной системы в России XVII-XVIII вв.
  • Раздел 4. Культура чтения и книгоиздания в России
  • Раздел 5. Традиционная культура XVII-XIX в. Крестьянский двор и крестьянский мир
  • Раздел 6. Городская культура и жизнь вне города в русской усадьбе и на даче
  • Раздел 7. Культура приватной сферы: меняющиеся структуры российской повседневности Нового времени.
  • Раздел 8. Культурные впечатления путешественника: изучение образа «чужого»
  • Раздел 2. Религиозные культуры Московского царства и Российской империи XVII-XIX вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе "Жизненный мир и культура человека в России " на основании изучения мемориального музея
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Эссе "Жизненный мир и культура человека в России " на основании изучения мемориального музея + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
  • Разыскания в области истории и предыстории русской культуры, Живов, В. М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интерпретация культур, Гирц, К., 2004
  • Русские профессора : университетская корпоративность или профессиональная солидарность, Вишленкова, Е. А., 2012