Бакалавриат
2021/2022
Экономика программной инженерии
Статус:
Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление:
09.03.04. Программная инженерия
Кто читает:
Департамент программной инженерии
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Бегичева Антонина Константиновна,
Немировский Лев Дмитриевич,
Шатилов Максим Петрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В учебной дисциплине рассматриваются основы экономики производства сложных программных продуктов высокого качества, которые базируются на традиционных принципах и методах экономики разработки сложных технических систем. Создание таких программных продуктов, связанных с большими затратами, определяет необходимость специальных подходов анализа, планирования, а также производственных процессов создания программных продуктов. В рамках учебной дисциплины рассматриваются продуктовые стратегии софтверных и интернет компаний, дается представление о современных подходах к стоимостной оценке разработки программного обеспечения, рассматриваются основные продуктовые метрики и различные модели монетизации программных продуктов
Цель освоения дисциплины
- дать систематизированное представление об экономике программной инженерии
- дать представление о ключевых стратегиях софтверных\интернет компаний – каким образом найти баланс между продуктовым и сервисным бизнесов, выбор горизонтальных и вертикальных стратегий завоевания рынка, способах преодоления «пропасти» при росте компании
- дать систематизированное представление о современных подходах к стоимостной оценке разработки программного обеспечения, методах ее проведения, моделях трудоемкости разработки
- формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием теоретических знаний в области оценки трудоемкости и стоимостной оценке разработки программного обеспечения
- формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с применением теоретических знаний при проектировании софтверных\интернет продуктов и стоимости вывода их на рынок
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление метрике процесса, метрики проекта, метрики продукта
- Иметь представление о MVP, PMF, AUX, ACQ, WIN
- Иметь представление о балансе продуктового и сервисного бизнеса
- Иметь представление о бизнес модели с экономической точки зрения
- Иметь представление о венчурном капитале с точки зрения венчурного капиталиста
- Иметь представление о венчурном капитале с точки зрения предпринимателя
- Иметь представление о горизонтальных\вертикальных стратегиях завоевания рынка
- Иметь представление о действиях в условиях большой степени неопределенности: Agile Product Development + Customer Development
- Иметь представление о корпоративных (enterprise) против частных (consumer customer) клиентах софтверных\интернет компаний
- Иметь представление о методах Function Points, Early Function Points и Use-Case Points
- Иметь представление о методологии Customer Developmen
- Иметь представление о метрике процесса, метрике проекта, метрике продукта
- Иметь представление о моделе AARRR
- Иметь представление о необходимых артефактах для привлечения венчурного капитала в технологическую компанию
- Иметь представление о необходимых составных элементах для инвестиционной презентации
- Иметь представление о понятии CAC, LTV
- Иметь представление о понятии метрики при разработке программного обеспечения, классификация метрик
- Иметь представление о понятии сбалансированной экономики
- Иметь представление о понятии технологического стартапа
- Иметь представление о понятиях Product-Market Fit и Pivot бизнес-модели технологической компании
- Иметь представление о постоянных, переменных издержках, маржинальности, P&L Statement, Cash Flow Statement
- Иметь представление о практических рекомендациях что стоит и чего не стоит делать при подготовке инвестиционной презентации
- Иметь представление о преодолении пропасти (crossing the chasm)
- Иметь представление о преодолении пропасти (crossing the chasm) в развитии рынка линейки продуктов, разрабатываемой компанией
- Иметь представление о продукте как сервисе (SaaS)
- Иметь представление о проектном подходе к оценке стоимости разработки программного обеспечения
- Иметь представление о разнице использования метрик между студиями Discovery, Validation против Efficiency, Scale
- Иметь представление о разнице между Vanity и Actionable метриками
- Иметь представление о разнице между Venture Capital, Private Equity, Public Markets, Real Assets
- Иметь представление о связи трудоемкости и стоимости разработки программного обеспечения
- Иметь представление о стадии развития рынка
- Иметь представление о техниках и подходах к увеличению показателя LTV пользователя технологического продукта
- Иметь представление о техниках уменьшения стоимости привлечения пользователи технологического продукта
- Иметь представление о факторах, влияющих на стоимость разработки программного обеспечения
- Иметь представление о факторах, влияющих на стоимость разработки программного обеспечения
- Иметь представление о финансовом планировании и прогнозировании
- Иметь представление о характеристиках различных типов рынков программных продуктов
- Иметь представление об измерении размера программного обеспечения
- Иметь представление об инвестиционной презентации с точки зрения венчурного инвестора
- Иметь представление об инновациях в области аккаунтинга
- Иметь представление об основных понятиях экономики разработки программного обеспечения
- Иметь представление об основных принципах оценивания стоимости разработки программного обеспечения
- Иметь представление об эволюции экономики программирования
- Иметь представление об экономике технологического стартапа на ранних этапах становления компании
- Иметь представление об экономической эффективности программного продукта
- Уметь применять навыки финансового моделирования для моделирования роста софтверных\интернет компаний.
- уметь формировать монетизационные стратегии софтверных\интернет продуктов
Содержание учебной дисциплины
- Введение в экономику программной инженерии
- Стратегия софтверных\интернет компаний
- Технологическая идея, программный код, программный продукт, софтверная компания
- Принципы и методы стоимостной оценки разработки программного обеспечения
- Создание технологической компании (стартапа)
- Метрики софтверных\интернет компаний
- Привлечение пользователей и монетизация
- Предпринимательство и венчурный капитал
- Инвестиционная презентация, бизнес модель, финансовый план
- Финансовое моделирование для технологических компаний
Элементы контроля
- Домащняя работа (ДР)Домашнее задание включает проработку идеи софтверного\интернет продукта, разработку бизнес модели и модели монетизации продукта, проведение оценки стоимости разработки программного продукта. По домашнему заданию оформляется отчет в электронном виде. Домашнее задание размещается в LMS в разделе «Проекты». В установленный срок студент загружает в LMS архив, содержащий полностью оформленный отчет и программу решения контрольного домашнего задания.
- Колоквиум (К)Коллоквиум предусматривает работу студентов на практических занятиях, решение различных кейсов по темам лекций.
- Экзамен 1 (Э1)
- Экзамен 2 (Э2)
- Работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.5 * Экзамен 1 (Э1) + 0.2 * Колоквиум (К) + 0.15 * Домащняя работа (ДР) + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Программная инженерия : методологические основы, учебник, Гос. ун-т Высшая школа экономики, 608 с., Липаев, В. В., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалиф... : учебник, Липаев, В. В., 2009