• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Русское искусство XVI – XVIII вв.

Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Абраменко Наталья Михайловна, Масиель Санчес Лев Карлосович
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на третьем курсе. Она посвящена архитектуре и живописи России позднего средневековья и раннего Нового времени. В разделе архитектура излагаются основные факты и подходы к их осмыслению следующих периодов: — архитектура XVI в. (от Московского кремля до Бориса Годунова) — архитектура XVII в. (формирование и развитие узорочья) — архитектура раннего петровского времени (нарышкинский стиль) — архитектура петровского и елизаветинского барокко — архитектура раннего и высокого классицизма посл. трети XVIII в. Круг рассматриваемых проблем включает социально-политический контекст создания памятников, их типологию, иконографию и стиль. Для XVI–XVII в. актуальны вопросы степени европейского влияния, для XVIII в. — формирование русского варианта европейской архитектуры в столицах и выживание и развитие традиционной архитектуры на периферии. Основная цель раздела живопись — выявление характерных особенностей, формирование жанров, выявление взаимосвязей европейской и русской живописи XVIII. Основные разделы курса построены по хронологии: живопись XVI и XVII вв., живопись петровской и елизаветинской эпохи; Санкт-Петербургская Академия художеств и русская живопись второй половины XVIII в. В курсе рассматривается следующий круг проблем: — развитие традиции древнерусского искусства на позднем этапе; — формирование основных жанров русской живописи, пути проникновения информации западноевропейском искусстве в Россию и особенности ее усвоения и переосмысления; — западноевропейские художники, работавшие в России, и русские художники, выезжавшие на Запад — выставки и коллекционирование западноевропейской живописи в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Изучить основные этапы, мастеров и важнейшие произведения русского искусства позднего средневековья и раннего Нового времени 2. Сформировать у студентов представление о месте и роли искусства и архитектуры XVI–XVIII вв. в истории русского и мирового искусств 3. Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением русского искусства 4. Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением русского искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выработка у студентов навыка чтения научной литературы и критически-аргументированного анализа прочитанного материала
  • выработка умения чётко формулировать вопросы по теме
  • развитие навыков исследовательской работы на базе сочетания самостоятельного анализа памятника искусства и прочитанной научной литературы
  • выработка умения чётко выявить специфику художественно-образной программы памятника и причины её сложения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Русская живопись XVI–XVII вв.
    Основные проблемы изучения русской живописи позднего Средневековья. Эволюция отношения к искусству XVI–XVII веков в отечественной историографии. Русская живопись XVI–XVII веков в контексте поствизантийского искусства, специфика и международные связи. География русского искусства позднего Средневековья, периодизация и исторический контекст. Дионисий как художник единого централизованного Русского государства. Особенности его стиля и его московское происхождение. Иконы Дионисия и мастеров его круга. Проблема развития житийной иконографии. Фрески собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря (1502—1503 гг.). Особенности стиля Дионисия и его значение для эволюции русской живописи XVI в. Сохранение традиций «дионисиевского стиля» на протяжении первой трети XVI в. Иконы «Св.Георгий в житии», «Богоматерь Одигитрия» из Дмитрова. Новгородская живопись времени архиепископа Макария (1526-1542 гг.). Формирование новых иконографий и нового художественного языка. Иллюстрации рукописей и иконопись 1530-х гг. Деятельность митрополита Макария, составление Никоновской летописи, Четьих Миней, Книги степенной царского родословия. Соборы по канонизации русских святых. Составление иконописных подлинников. Лицевой летописный свод и его миниатюры. Большой московский пожар 1547 г. и восстановительные работы в Московском Кремле. Фрески Благовещенского и Архангельского соборов, новые темы в системе росписи. Привоз икон и создание новых сложных композиций на богословские темы. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора. «Богоматерь Тихвинская в деянии» 1550-х гг. Изменения в художественном стиле иконописи. Иконы Иоанна Предтечи из Пскова и Махрищского монастыря. Иконы из Успенского собора Московского Кремля «Распятие в деяниях и притчах» и «Воскресение в деяниях и притчах» 1570-х гг. Иконы Страшного суда и изменения в иконографии этого сюжета во второй половине XVI в. Искусство годуновского времени (1580-1605 гг.). Роль Дмитрия Ивановича Годунова и Бориса Годунова как ктиторов в живописи последней четверти XVI в. Фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря, фрески церкви Троицы в Больших Вязёмах. Особенности программы и стиля. Строгановская школа иконописи и ее развитие на рубеже XVI–XVII вв. Специфика стиля и её связи с искусством московских кремлёвских мастеров. Обращение к традициям местных школ живописи. Иконы из церкви Ризоположения Московского Кремля 1627 г.: их связь с традициями поздней строгановской школы и изменение стилевой системы. Фресковые ансамбли первой половины XVII в.: церкви Николы Надеина в Ярославле (1640-1641), Успенского собора Московского Кремля (1642-1643), церкви Ризоположения (1644), Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире (1647-1648). Метод работы больших сборных артелей, роль крупных мастеров Ивана Паисеина, Любима Агеева. Новации в системе росписи и иконографии с одной стороны, сохранение традиций предшествующего этапа с другой. Деятельность патриарха Никона, Московские соборы 1660-х гг. Формирование новых вкусов и требований к иконописи. Оружейная палата и её роль в развитии русской живописи середины – второй половины XVII в. Творчество Симона Ушакова и его новые идейные и эстетические основания. Традиции и новшества в иконографии: обращение к традиционным изводам и древним чудотворным образам и освоение и интерпретация западноевропейских изобразительных источников, в первую очередь – станковой и книжной графики (Библия Пискатора, Библия Матеуса Мериана). Аналогии в творчестве итало-критских художников, при различии европейских образцов. Творчество последователей Симона Ушакова и других мастеров Оружейной палаты второй половины XVII столетия. Творчество Федора Зубова, Семена Спиридонова Колмогорца. Московские фресковые ансамбли второй половины XVII в.: Архангельского собора Московского Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Расцвет ярославской школы иконописи и монументальной живописи второй половины – конца XVII в. Фрески Ярославля и Костромы (церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680-1681), церкви Иоанна Богослова в Ростове (1683), собора Ипатьевского монастыря в Костроме (1684)). Особенности художественного языка. Гурий Никитин и Сила Савин. Ярославская иконопись конца XVII – начала XVIII в. Местные традиции и связи с живописью поздней Оружейной палаты. Отражение европейского стиля в работах иконописцев-ремесленников. Иконы Покровской церкви в Филях как некритическое восприятие художественных приемов европейской живописи. Рождение портретной живописи. Парсуны «оплечные» и «в рост». Особенности парсунной живописи, роль иконной традиции, использование западноевропейских схем парадного портрета. Роль гравюры. Традиции лучших образцов русской живописи XVII в. в русском искусстве нового времени
  • Раздел 2. Русская живопись XVIII вв.
    Проблемы изучения русского изобразительного искусства Нового времени и его историография. Периодизация и историко-культурный контекст развития русской живописи XVIII в. Новые тенденции в живописи (сюжеты и образы, изобразительные средства и материалы, жанры). Проблема усвоения идей Ренессанса в русском искусстве Нового времени. Художественные школы и их специфика. Отказ от средневекового художественного канона как единственно возможного. Полифоничность эстетических критериев и их борьба. Сложение профессионального художественного образования в России, появление системы пенсионерства. Ранний русский портрет: типология и стиль. «Преображенская серия» (1690-е - начало XVIII в.). Творчество Ивана Никитина (около 1680 – 1742 гг.): основные этапы, стиль и типология, особенности колорита, индивидуальная манера мастера. Проблема атрибуции произведений. Значение камерного портрета. Творчество Андрея Матвеева (1702? – 1739 гг.): основные вехи жизни, значение учебы в Голландии. Освоение мифологических сюжетов, первые пробы изображения обнаженной натуры. Появление портрета-картины: «Автопортрет с женой» (1729 ?, ГРМ). Религиозная живопись Матвеева в Петропавловском соборе. Мастера «россики». Художник-иностранец в России: национальное происхождение, новые возможности для деятельности, вклад в русскую культуру. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680- 1737/1733, в России с 1711 г. - до смерти), Луи Каравак (1684-1754, в России с 1716 г. до смерти). Гравюра и книгопечатание. Гравировальная мастерская при Санкт-Петербургской типографии. Типология (ландкарты, баталии, ведуты, триумфальные шествия, портреты). Творчество Алексея Зубова (1682/83 - после 1749). Новые тенденции в искусстве 1730-х гг. Подъем русской культуры в правление императрицы Елизаветы (1741-1761 гг.). Роль Академии наук и деятельность М.В. Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). «Елизаветинское барокко» 1740-х - 1750 гг.: европейские эстетические принципы и их претворение в отечественном варианте стиля. Период стиля рококо (конец 1750-х): основные черты, камерность, использование экзотических мотивов. Творчество Ивана Вишнякова (1699-1761). Черты традиционности и новаторства. Творчество Алексея Антропова (1716-1795). Творчество Ивана Аргунова (1729-1802). Крепостной художник в русском искусстве. Обучение у Г.-Х. Гроота. Зарождение интимного портрета. Мастера «россики», их место и роль. Георг Христоф Гроот (1716-1749, в России с 1741 г. до кончины) и парадный портрет малых форм. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743, ГТГ). Пьетро Ротари (1707-1762) и жанр «головки» (tete d'expression). «Кабинет Мод и Граций» в Большом Петергофском дворце. Русское государство при императрице Екатерине II. Особенности идеологии Просвещения в России и ее влияние на искусство. Обращение к античности как к общему с Европой наследию. Появление классицизма в России и его утверждение как ведущего стиля. Возникновение сентиментализма и предромантизма, их взаимоотношение с классицизмом. Академия художеств как учебная и творческая институция. Система образования и пенсионерство. Специфика академического искусства в России. Начало выставочной деятельности. Первые теоретические трактаты по эстетике, истории искусства и вопросам художественной практики, их связь с европейской наукой об искусстве (Д.А. Голицын, П.П. Чекалевский, И.Ф. Урванов). Живопись: расширение жанровой системы, иерархия жанров. Широкое распространение живописи, сложение государственных и частных художественных собраний и коллекций. Новое отношение к творческой личности. Подъем общественного статуса художника. Портрет. Творчество Федора Рокотова (1735? - 1808), основные этапы жизненного пути. Камерный и интимный портрет. Творчество Дмитрия Левицкого (1735-1822) и его типологическое многообразие. Влияние Лампи. Левицкий и «старые мастера». Левицкий как преподаватель Академии художеств (портретный класс). Творчество Владимира Боровиковского (1757-1825). Основные этапы. Роль Екатерины II в жизни художника. Типология портретного наследия. «Россика» конца XVIII века. Жан-Луи Вуаль (1744-после 1803), Л.-Э. Виже-Лебрен (1755-1842, в России с 1795 по 1801 гг.), Иоганн Баптист Лампи - старший (1751-1830). Историческая живопись. Разнообразие тематических источников: античная мифологии, христианство, отечественное историческое наследие. Творчество Антона Лосенко (1737-1773). Обучение в Академии художеств, пенсионерство во Франции и Италии. Религиозные картины. Лосенко- портретист. Пейзажная живопись. Позднее появление жанра в России. Основные направления: городской пейзаж, виды парков, батальные сцены. Творчество Федора Алексеева (1753/54 ? - 1824). Пенсионерство в Италии, увлечение венецианской живописью (А. Канале и Б. Белотто).
  • Раздел 3. Русская архитектура XVI–XVII вв.
    Общая характеристика русской архитектуры при переходе от позднего средневековья к раннему новому времени. Усложнение состава заказчиков (царь, бояре, купцы, мещане) и исполнителей (подрядчик, глава артели, мастер). Особенности строительной техники, расширение функций зданий. Формирование четкой типологии зданий, ее коррозия в конце периода. Работа иностранных мастеров в России, историографические гипотезы о степени их влияния. Теория «иконографического взрыва», разработанная на данном материале А. Л. Баталовым. Сложность стилистических дефиниций и терминологии, споры о них (предложения Вл. В. Седова и их критика). Вопросы изучения деревянного зодчества и синхронности его развития относительно каменного. Специфика России на этом этапе. Стилистическая общность с искусством Западной Европы, феноменологическое сходство с архитектурой Османов, Сефевидов и Моголов. Архитектура посл. четв. XV – начала XVII вв.: «длинный» XVI век русской архитектуры: от Московского кремля до Смуты. Ансамбль Московского кремля при Иване III. Взаимодействие псковских и итальянских мастеров, формирование московской традиции. Архитектура Василия III, венецианские мастера в Кремле. Храм в Коломенском: полемика о происхождении шатра. Вопрос о Русском Ренессансе. Децентрализация и упадок архитектуры в период малолетства Ивана IV. Собор Покрова на Рву как образ Нового Иерусалима, новизна его архитектурного решения. Последующая грозненская архитектура. Возврат к итальянизирующему художественному языку при Борисе Годунове. Развитие новгородской архитектуры до разгрома города Иваном Грозным. Формирование самостоятельной псковской архитектурной традиции, ее расцвет и позднее угасание. Первые точно датированные произведения русской деревянной архитектуры. Мнения о степени ее самостоятельности относительно каменной. Архитектура 1620-х – 1670-х гг.: «короткий» XVII век русской архитектуры. Восстановление архитектурной деятельности в России после Смуты (1620-е – 1630-е гг.). Деятельность иностранных мастеров в Москве. Московская посадская архитектура 1640-х – 1670-х гг.: формирование стиля «дивное узорочье». Постройки патриарха Никона (1652–1658), их символика и иконография. Ярославская архитектурная школа в 1640-е – 1670-е гг. Уникальный комплекс митрополичьего двора в Ростове, намеренная архаизация и новые подходы. Появление других региональных школ в 1650-е – 1670-е гг. Появление новых региональных школ в различных частях России: механизмы и достижения. Деревянная архитектура: храмы и дворец в Коломенском. Архитектура раннепетровского времени (1680-е – 1710-е гг.): нарышкинский стиль. Характеристика «забытого периода» великого расцвета архитектуры: поиск новых путей, исключительное количество, качество и разнообразие. Вопросы терминологии: «раннепетровский маньеризм», «московское барокко», «нарышкинский стиль». Первые поиски: обращение к украинским образцам. Развитие нарышкинского стиля в Москве и окрестностях. Круг построек заказа Г. Д. Строганова, их композиции и убранство. Храм в Дубровицах кн. Б. А. Голицына и богословская полемика с Немецкой слободой. Барокко до Петербурга: «стиль Великого посольства». Памятники столичного нарышкинского стиля в регионах. Региональные архитектурные школы: расцвет различных форм «дивного узорочья», быстрое усвоение нарышкинского стиля. Деревянная архитектура рубежа XVII–XVIII вв. Кижи и другие обонежские ярусные храмы как деревянный вариант нарышкинского стиля. Указ Петра I 1714 г. о прекращении каменного строительства вне Петербурга.
  • Раздел 4. Русская архитектура XVIII в.
    Общая характеристика русской архитектуры XVIII в. Формирование Российской империи, новая социально-политическая и культурная обстановка. Заказчики как представители различных социальных слоев: император и придворные, высшее духовенство, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Исполнители: иностранные и русские архитекторы, подрядчики, строители. Появление архитектурной теории, сложение архитектурного образования, его эволюция и роль. Превращение светских зданий — общественных и частных — в ведущие архитектурные типы. Вопросы соответствия форм и дефиниций стиля в России и Западной Европе. Проблема сосуществования архитектуры Нового времени (столицы и провинция) со средневековой архитектурой (регионы). Появление градостроительного планирования (Петербург). Архитектура 1710-х – 1760-х гг.: барокко. Периодизация: соотношение «стиля Великого посольства», петровского, аннинского и елизаветинского барокко. Петербург как город, его формирование. Архитектура Петербурга петровского времени. Столичная архитектура аннинского времени. Стиль Ф.-Б. Растрелли: елизаветинское барокко или рококо? Архитектура Москвы и ближайшей провинции: медленное проникновение петровского барокко, почти полное отсутствие елизаветинского. Региональные школы каменной и деревянной архитектуры: новый расцвет специфичных форм нарышкинского стиля. Архитектура 1770-х– 1790-х гг.: ранний и высокий классицизм, его соотношение с европейским неоклассицизмом, вопросы терминологии. Екатерининские перепланировки городов. Ранний классицизм: стиль Людовика XVI в Петербурге. Феномен Василия Баженова. Строгий или высокий классицизм, его соотношение с палладианством. Крупнейшие мастера стиля: Чарлз Камерон, Кваренги и др. «Готический вкус» как «обратная сторона» классицизма, его соотношение с готикой и неоготикой. Архитектура допожарной Москвы: Матвей Казаков. Архитектура русских усадеб. Провинциальный классицизм XVIII в.: введение должностей губернских архитекторов и распространение образцовых проектов. Региональная каменная и деревянная архитектура: последние сооружения средневековой традиции, проблема Survival и Revival.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий экзамен
    Студент освобождается от экзамена (по его желанию), если каждый элемент промежуточного контроля — и Окр, и Од — сдан на отличную оценку (8 или выше); итоговая оценка в таком случае выставляется по формуле: Оитоговая = 20%Окр +80%Од
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * доклад + 0.1 * контрольная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., Лифшиц, Л., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., Лифшиц, Л., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской архитектуры : учебник для вузов, Пилявский, В. И., Тиц, А. А., 2003