• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ахременко Андрей Сергеевич, Ильин Михаил Васильевич, Туробов Алексей Владимирович, Фомин Иван Владленович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов. Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. НИС на 4-м курсе проходит в форме воркшопа и посвящен коллективному обсуждению проектов ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения 4-годичной программы дисциплины студент должен: Знать: • отличительные черты научной мысли и научного исследования; • основные стадии исследовательской процесса и их содержание: алгоритм планирования, организации и реализации исследования в области социальных наук; • стандарты оформления и представления его результатов; • что такое оригинальность исследования, самоцитирование и плагиат; • основы академической этики; • принципы подготовки и представления устных академических выступлений (устная защита и формулирование вопросов к выступающему), • основные виды исследовательских стратегий; • различные исследовательские методы и дизайны, их возможности и ограничения; • основные отличия количественных и качественных исследований;
  • Дать представление о принципах организации академического исследования, обладающего научной новизной в рамках соответствующего научного поля
  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
  • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности
  • Познакомить с основными методологическими альтернативами в политической науке
  • Уметь: ¥ сформулировать исследовательскую проблему, исследовательские вопросы, формулировать цель и задачи исследования; ¥ пользоваться библиотечными ресурсами и базами данных; ¥ критически анализировать научные статьи; ¥ работать со вторичными данными; ¥ планировать работу над исследованием; ¥ выбирать, определять и использовать понятия для описания и решения исследовательской проблемы;
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы
  • Иметь навыки: ¥ подготовки программы исследования на примере курсовой работы; ¥ оформления списка литературы; ¥ написания и редактирования научных текстов; ¥ презентации исследования перед аудиторией; ¥ структурирования информации для презентации; ¥ резюмирования, систематизации источников.
  • Расширить арсенал методов работы с эмпирическими данными
  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
  • Усовершенствовать навыки презентации результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пишет критический обзор литературы (обзор состояния проблемы)
  • Пишет текст в академическом жанре
  • Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
  • Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
  • Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
  • Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
  • Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
  • Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
  • Умеет устно представить результат своего исследования
  • владеет методами анализа текстов (дискурс-анализ)
  • знает основные подходы в рамках институционального анализа
  • определяет место полученных результатов анализа в соответствующем исследовательском поле
  • ориентируется в методологических подходах к изучению соответствующей проблемы исследования
  • ориентируется в рамках подходов к анализу политического поведения
  • применяет количественные методы на базовом и углубленном уровне;
  • проводит интервью в рамках анализируемой проблемы;
  • способен выбрать методы, релевантные изучению выбранной проблемы в рамках сформулированной теоретической рамки
  • способен сформулировать теоретическую рамку (теорию)
  • умеет интерпретировать результаты анализа в рамках используемой теории
  • умеет применять в анализе инструменты программы NVivo
  • умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты и обсуждения (воркшопа).
  • формулирует смешанный исследовательский дизайн
  • формулирует экспериментальный дизайн исследования;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука как особый вид человеческой деятельности
  • Болк 1 Тема 1 Total recall: особенности исследования в разных парадигмах социальных наук
  • Презентация проекта ВКР
  • Тема 2. Особенности развития науки и научного знания
  • Блок 1 Тема 2 Институт как основная единица анализа
  • Тема 3. Научное знание как результат научной деятельности
  • Блок 1 Тема 3 Актор как основная единица анализа
  • Тема 4. Научные исследования
  • Блок 1 Тема 4 Основы для междисциплинарных исследований
  • Блок 2.1 Качественная методология в политической науке
  • Блок 2.2 Количественные методы: основы (для базового уровня освоения количественных методов) и перспективные разработки (для углубленного изучения)
  • Блок 2.3 Экспериментальный дизайн
  • Блок 2.4 Методы анализа текстов: дискурс-анализ и его применение
  • Блок 3 Репрезентация исследовательского предложения (воркшоп)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный разбор статьи 1
  • неблокирующий Устный разбор статьи 2
  • неблокирующий Рецензия на обзор литературы однокурсника
  • неблокирующий Обзор литературы для своей курсовой работы
  • неблокирующий Устная презентация статьи
  • неблокирующий Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
  • неблокирующий Вклад в семинары
  • неблокирующий 10 домашних заданий
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Обзор литературы
    Обзор литературы: ● Обзор литературы делается на основе 20 академических источников не старее 10-летней давности. ● Максимальное количество русскоязычных источников: 7. ● Анализируются только научно-исследовательские публикации, в которых содержатся: результаты эмпирических исследований, обоснование новой теории, разработка методологии исследования. Учебники, журналистские тексты, описательные статьи (без собранных и проанализированных данных или без реконструкции и критического анализа теорий) не подходят. ● Обзор не является рефератом, а объединяет исследования в тематические блоки и анализирует результаты, идеи. ● Оформление списка литературы и сносок в соответствии с выбранным стандартом. ● В заголовке должна быть указать тема потенциального исследования. Тема исследования должна фокусироваться на конкретной проблематике и / или включать в себя переменные. Работа без темы ведёт к понижению оценки. Тема не должна быть слишком широкой. При этом сама тема отдельно не оценивается.
  • неблокирующий Групповой проект Блок 2
  • неблокирующий Домашка Блок 3
    После получения комментариев, домашнее задание может быть исправлено и включено в финальный обзор литературы.
  • неблокирующий Блок 1
    Оценка по Блоку 1 равна средневзвешенной оценке по всем видам активности.
  • неблокирующий Блок 2.1
    Оценка по Блоку 2.1 = 0,5*Работа на семинаре + 0,5*Сам.работа (интервью)
  • неблокирующий Блок 2.2
    Оценка по Блоку 2.2 = 0,3*Работа на семинаре + 0,7*Сам.работа (письменное задание)
  • неблокирующий Блок 2.3
    Оценка по блоку = 0.7*(0.5*Тест1+0.5*Тест2)+0.3* Работа в аудитории
  • неблокирующий Блок 2.4
    Оценка по Блоку 2.4 = Участие в дискуссиях*0,2 + Круглый стол*0,35+Презентация групповых пилотных исследований*0,45
  • неблокирующий Блок 3
    Оценка по Блоку 3 = участие в дискуссиях *0,4 + презентация*0,6
  • неблокирующий Вклад в семинары
  • неблокирующий 10 домашних заданий
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Обзор литературы
    Обзор литературы: ● Обзор литературы делается на основе 20 академических источников не старее 10-летней давности. ● Максимальное количество русскоязычных источников: 7. ● Анализируются только научно-исследовательские публикации, в которых содержатся: результаты эмпирических исследований, обоснование новой теории, разработка методологии исследования. Учебники, журналистские тексты, описательные статьи (без собранных и проанализированных данных или без реконструкции и критического анализа теорий) не подходят. ● Обзор не является рефератом, а объединяет исследования в тематические блоки и анализирует результаты, идеи. ● Оформление списка литературы и сносок в соответствии с выбранным стандартом. ● В заголовке должна быть указать тема потенциального исследования. Тема исследования должна фокусироваться на конкретной проблематике и / или включать в себя переменные. Работа без темы ведёт к понижению оценки. Тема не должна быть слишком широкой. При этом сама тема отдельно не оценивается.
  • неблокирующий Групповой проект Блок 2
  • неблокирующий Домашка Блок 3
    После получения комментариев, домашнее задание может быть исправлено и включено в финальный обзор литературы.
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Research Proposal
    Resarch Proposal высылается до презентации проекта ВКР (дату объявляет преподаватель).
  • неблокирующий Презентация проекта ВКР
  • неблокирующий Отзыв-реакция на комментарии к презентации проекта ВКР и к Research Proposal
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2018/2019 учебный год 4 модуль
    0.175 * Обзор литературы + 0.1 * Вклад в семинары + 0.25 * Групповой проект Блок 2 + 0.075 * Домашка Блок 3 + 0.1 * 10 домашних заданий + 0.2 * Групповой проект
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.075 * Рецензия на обзор литературы однокурсника + 0.075 * Устный разбор статьи 2 + 0.25 * Предзащита курсовой работы + 0.15 * Домашняя работа - Введение к курсовой работе + 0.125 * Обзор литературы для своей курсовой работы + 0.05 * Устная презентация статьи + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.175 * Устный разбор статьи 1
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.14 * Блок 2.4 + 0.22 * Блок 1 + 0.14 * Блок 2.2 + 0.14 * Блок 2.1 + 0.22 * Блок 3 + 0.14 * Блок 2.3
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Работа на семинаре + 0.3 * Презентация проекта ВКР + 0.3 * Research Proposal + 0.2 * Отзыв-реакция на комментарии к презентации проекта ВКР и к Research Proposal
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • George Thomas, Colin Elman, Miriam Fendius Elman, Boundaries Historians, Political Scientists, & The Study Of. (n.d.). The Qualitative Foundations of Political Science Methodology.
  • Hall, P., & Taylor, R. (1996). Political Science and the Three New Institutionalisms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45428ED0
  • Interview research in political science ed. by Layna Mosley. (2013).
  • Jerit, J., Barabas, J., & Clifford, S. (2013). Comparing Contemporaneous Laboratory and Field Experiments on Media Effects. https://doi.org/10.1093/poq/nft005
  • King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
  • Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465
  • Lesbian and Gay Studies. An Introductory, Interdisciplinary Approach. (2000). Sage Publications.
  • Little, T. D. (2013). The Oxford Handbook of Quantitative Methods, Volume 1 : Foundations. Oxford University Press.
  • McCauley, J. F., & Posner, D. N. (2015). African Borders as Sources of Natural Experiments Promise and Pitfalls.
  • Niño-Zarazúa, M. (2012). Quantitative analysis in social sciences: An brief introduction for non-economists. MPRA Paper.
  • Qualitative inquiry & research design : choosing among five approaches, Creswell, J. W., 2013
  • Schaeffer, N. C., & Presser, S. (2003). The Science of Asking Questions. Annual Review of Sociology, 29, 65–88. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.29.110702.110112
  • Singer, E., Couper, M. P., Raghunathan, T. E., Antonucci, T. C., Burmeister, M., & Van Hoewyk, J. (2010). The Effect of Question Framing and Response Options on the Relationship between Racial Attitudes and Beliefs about Genes as Causes of Behavior. https://doi.org/10.1093/poq/nfq009
  • Stein, A., & Plummer, K. (1994). “I Can’t Even Think Straight” “Queer” Theory and the Missing Sexual Revolution in Sociology. Sociological Theory, 12(2), 178. https://doi.org/10.2307/201863
  • Teun A. Van Dijk. (2001). Principles of Critical Discourse Analysis.
  • The Oxford handbook of political methodology / ed. by Janet Box-Steffensmeier . (2008). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253060168
  • Wahyuni, D. (2012). The Research Design Maze: Understanding Paradigms, Cases, Methods and Methodologies. Journal of Applied Management Accounting Research, 10(1), 69–80. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=76405928
  • Wodak, R., & Forchtner, B. (2018). The Routledge Handbook of Language and Politics. Routledge.
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allison J Sovey, Yale University, & Donald P Green. (2011). Instrumental Variables Estimation in Political Science: A Readers’ Guide’.
  • Comparative historical analysis in the social sciences / ed. by James Mahoney . (2003). Cambridge Univ. Press.
  • Dryzek, J. (2009). Revolutions without enemies: key transformations in political science. https://doi.org/10.1017/S0003055406062332
  • Guido Imbens, & Thomas Lemieux. (2007). Regression Discontinuity Designs: A Guide to Practice.
  • Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250
  • Pennings, P. (1999). Doing research in political science : an introduction to comparative methods and statistics / Paul Pennings; Hans Keman; Jan Kleinnijenhuis. London [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.069546177
  • Research design : qualitative, quantitative, and mixed methods approaches, Creswell, J. W., 2014
  • The Oxford handbook of contextual political analysis / ed. by Robert E. Goodin . (2006). Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.121392147
  • Young, J., McGrath, R., & Filiault, S. (2009). Completing Your Qualitative Dissertation: A Roadmap From Beginning to End. Forum: Qualitative Social Research, 10(3), 1–10.
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012