Бакалавриат
2021/2022
История русского литературного языка
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Суториус Константин Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса слушатели знакомятся с историей русского литературного языка от эпохи Киевской Руси до современности, анализируют ключевые тексты, отражающие характерные языковые черты различных эпох и стилей.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить слушателей курса с историей русского литературного языка от эпохи Киевской Руси до современности
- Дать навыки применения теоретических знаний к анализу ключевых текстов, отражающих характерные языковые черты различных эпох и стилей
- Способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения историко-культурных проблем, связанных с эволюцией литературного языка
Планируемые результаты обучения
- Студент показывает умение анализировать произведения, используя обсуждавшиеся на курсе теоретические работы
- Студент демонстрирует знание основных категорий, связанных с изучением истории языка в контексте истории культуры
- Студент осведомлен об основнополагающих текстах, в которых вводятся те или иные категории теоретического знания об истории литературного языка
Содержание учебной дисциплины
- Понятие литературного языка.
- Эпоха церконославянского / восточнославянского билингвизма
- Кризис средневековой языковой традиции / эпоха барокко
- Язык нового времени: новые принципы стилевой и жанровой дифференциации
- Язык современности
Элементы контроля
- ПрезентацияПрезентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- ЭссеЭкзамен проводится письменно в аудитории. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов. Объем ответа на каждый вопрос: 1-1,5 стр. (250-400 слов).
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.28 * Презентация + 0.3 * Эссе + 0.42 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мандель, Б.Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — Москва : Вузовский учебник, 2009. — 267 с. - ISBN 978-5-9558-0079-0. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/149899
- Николаева, Т. (2008). Нерешенные Проблемы Истории Русского Литературного Языка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D66D9E6F
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jakobson, R., & Rudy, S. (1985). Comparative Slavic Studies. The Cyrillo-Methodian Tradition. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=559428
- ПОПОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ. (2015). К Вопросу О Падении Редуцированных Гласных В Древнерусском Языке: Хронология, Фонологический Механизм, Отражение В Памятниках. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7071B949