• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Источниковедение и информационные ресурсы истории

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Где читается: Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» является приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале; умений поиска, отбора и использования разных видов источников. В результате освоения дисциплины студент должен знать этапы развития источниковедения, проблемы современного исторического источниковедения и дисциплин источниковедческого цикла, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников; теоретические концепты, научный инструментарий и понятийно-категориальным аппарат, особенности поиска разных типов источников и работы с ними; уметь проводить научный поиск в архивах, музеях, библиотеках, Интернете и электронных базах, анализировать и интерпретировать исторические источники различных типов и видов, атрибутировать, датировать, критически оценивать источник, владеть навыками компаративного анализа, работать с источниками разных видов, описать особенности комплекса источников по периоду или проблеме; находить в источниках, анализировать и представлять фактические данные об исторических процессах и явлениях; представлять результаты источниковедческой работы в устной и письменной формах, использовать понятийный аппарат; иметь навыки внутренней и внешней критики источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале, формирование умений, связанных с поиском, отбором и использованием в историческом исследовании разных видов источников.
  • Приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию уважительного отношения к архивным и музейным коллекциям как ценному культурному наследию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные подходы к использованию теории информации в исторической науке, а также умеет анализировать исторические источники в свете теории информации
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с визуальными источниками, умеет датировать, анализировать и интерпретировать их
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с периодической печатью, уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XX вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Умеет использовать поисковые возможности электронных информационных ресурсов и цифровых источников, пользоваться данными электронных архивов, музеев и библиотек, библиографических систем и баз данных, знает основные подходы к работе с машиночитаемыми документами, умеет применять методы и технологии для создания электронных публикаций источников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 4. Источники по отечественной истории XX в.
    В результате изучения раздела студент должен знать особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XX вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Раздел 1. История становления и развитие источниковедения в России и мире как научной дисциплины. Теоретические проблемы источниковедения.
    В результате изучения раздела студент должен знать основные этапы развития источниковедения, понимать основные теоретические проблемы источниковедения как научной дисциплины
  • Раздел 2. Письменные источники по отечественной истории XI-XVII вв.
    В результате изучения раздела студент должен знать особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XI-XVII вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Раздел 6. Визуальные источники, фонодокументы и устная история.
    В результате изучения раздела студент должен знать особенности и основные источниковедческие приемы работы с визуальными источниками и фонодокументами, уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их. Студент должен понимать и уметь применять на практике основные методы устной истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в аудитории.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 1 модуль
    0.3 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Эссе
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Эссе
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Ключевский В. О. - ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-09853-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnerusskie-zhitiya-svyatyh-kak-istoricheskiy-istochnik-428780
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Присёлков М. Д. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ XI—XV ВЕКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-06444-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-letopisaniya-xi-xv-vv-411763
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Теория и методология истории: Учебное пособие / Потемкина М.Н., - 2-е изд. - М.:РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01351-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460120
  • Цеменкова С. И. ; под науч. ред. Мазур Л.Н. - АРХИВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-10241-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhivovedenie-istoriya-arhivov-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nachala-hh-veka-442483