• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Специальное проектирование. Художник театра и кино

Статус: Курс обязательный (Дизайн)
Направление: 54.03.01. Дизайн
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Рябов Сергей Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 13
Контактные часы: 280

Программа дисциплины

Аннотация

В первом модуле студенты выбирают тему проекта на весь учебный год (текст, пьеса, сценарий, литературное произведение, публицистика и др.). Работа над проектом начинается с концептуальной проработки литературного материала, осуществляется поиск стилистики и художественного языка, максимально раскрывающего выбранную концепцию. Студенты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов основных знаний и навыков в области проектирования в рамках выбранной специализации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Итоговый проект * упражнения по моделированию и выводу чертежей (SketchUp + LayOut) * упражнения по постобработке рендеров в графическом редакторе (Adobe Photoshop) * индивидуальный проект в 3D (на базе SketchUp)
  • Итоговый проект • результаты упражнений по черчению • индивидуальный проект сценографии в 3D к целому тексту (комедии или трагедии) с несколькими сменами сцен.
  • Итоговый проект • 3D дизайн театральной площадки (допускается возможность построения модели театра в группах по 3-4 человека) • индивидуальный проект авторской сценографии в 3D • габаритные чертежи и узлы декораций, элементы бутафории и мебели • презентация проекта
  • Итоговый проект Итог модуля • разработка сценографии с несколькими трансформациями, к выбранной опере • адаптация проекта под 3D-площадку музыкального театра • дополнительные виды и рендеры • пакет технической документации с планами и деталями • презентация проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 3 курс. 1 модуль.
    Основы работы с цифровым инструментарием Описание Курс рассчитан на погружение студентов полностью в цифровую среду и актуальную для сегодняшнего театрального проектирования. Процесс обучения студентов включает креатив, разработку и реализацию сценографических проектов в виртуальном пространстве. Студенты узнают, как концептуально и технически реализовать свой собственный дизайн, используя цифровой инструментарий, программное обеспечение и умение работать, совмещая уникальность рукотворного подхода с новейшими digital разработками. Модуль будет включать упражнения по черчению, переход от 2D к 3D, анализ и изображение (построение) пространства. Проектом для этого модуля будет разработка 3D сценографии на основе 2D планировок и эскизов спектакля по готовым эскизам к реальному спектаклю. Студенты получают планировку и разрез определенной сценической площадки, и пакет театральных разработок к опере «Gogo No Eiko». Задание – разработка 3D модели нескольких картин оперы и вписание ее в модель построенной сценической площадки. Это техническое упражнение по переводу художественных концепций и технических параметров в работоспособную 3D модель.Требования к промежуточному проекту -результаты упражнения по моделированию пространства в 3D (учитывается деталировка, соответствие реальным размерам, наличие текстур и грамотность/логичность организации структуры в модели) и пакет документов в LayOut (перспективные виды, чертежи планов, разрезов) -начало работы над итоговой моделью (не менее 2х сцен в 3d и параллельно в LayOut). Требования к итоговому проекту Устная защита 5-10 минут на английском языке + Презентация (keynote/powerpoint и она же на сайте HSE), которая включает -Рендеры всех сцен (в соответствии с предоставленными эскизами) -Результаты упражнения по постобработке рендеров при помощи графических редакторов (имитация освещения, наложение текстур, создание атмосферы) -Пакет документов (планы и разрезы каждой сцены, Set Pieces с основными размерами и текстурами) -3d модель сценографии (SketchUp), чертежи (LayOut), -файл c презентацией в Keynote или Power Point. Критерии оценивания смысловой части проекта оценивается только техническая сторона проекта. Критерии оценивания визуальной части проекта 1.Полный состав проекта 2.Качество исполнения (технические навыки, грамотность оформления чертежей, владение программами, навыки презентации) 3. максимальное соответствие рендеров и 3d сценографии выданным эскизам.
  • 3 курс. 2 модуль.
    Базовый трехмерный дизайн в контексте Описание Курс рассчитан на погружение студентов полностью в цифровую среду и актуальную для сегодняшнего театрального проектирования. Процесс обучения студентов включает креатив, разработку и реализацию сценографических проектов в виртуальном пространстве. Студенты узнают, как концептуально и технически реализовать свой собственный дизайн, используя цифровой инструментарий, программное обеспечение и умение работать, совмещая уникальность рукотворного подхода с новейшими digital разработками. Данный модуль будет направлен на разработку авторских сценографических идей в 3D пространстве. Проект на этот модуль предполагает разработку каждым студентом из группы уникального сценического дизайна для одной из пьес (трагедия или комедия). Студентам будут предоставлены планировки и разрезы существующих театральных площадок для построения в 3D и последующего вписывания авторского проекта внутрь этой площадки. Особое внимание будет уделено наглядности и детализации элементов, использованию технического пространства и развитию навыков профессиональной рабочей презентации. Также будут изучены текстуры, цвета и материалы. Требования к промежуточному проекту - презентацию с разбором текста, основной идеей, с мудбордами и референсами по объектам, освещению, фактурам, конструкциям к каждой сцене. -готовую 3D модель сцены конкретной театральной площадки (SketchUp). Требования к итоговому проекту устная защита 5-10 минут на английском языке и презентация (keynote/powerpoint и она же на сайте вышки), которая включает следующие пункты: - Краткое описание сюжета (можно в начале все, можно перед каждой сценой) - Краткая идея и концепция - Рендеры всех сцен (с минимальным количеством референсов или совсем без них) - Несколько самых выразительных технических изображений (разрезы, планы, детали), объясняющих и дополняющих проект (не все) + возможна анимация по необходимости для облегчения понимания устройства сценографии. к презентации должен прилагаться Пакет документов формат А3-А2, который содержит: - планы и разрезы каждой сцены, - Set Pieces с размерами и описанием материалов (достаточных для потенциального обсчета сметы и последующего строительства) - 3d модель в скетчапе, чертежи в LayOut, файл c презентацией в Keynote или Power Point. Критерии оценивания смысловой части проекта -Полный состав проекта -Художественная концепция (Насколько интересно сформулирована художественно-режиссерская задача. Емкость аннотации. Оригинальность решения; стилистическая, структурная, сюжетная новизна. Критерии оценивания визуальной части проекта -Воплощение / реализация (Раскрытие заявленной темы, соответствие описанию, убедительность художественных решений в воплощении темы). -Качество исполнения (технические навыки, грамотность оформления чертежей, владение программами, навыки презентации). Другое Выставочный проект: нет.
  • 3 курс. 3 модуль.
    Полный сценический дизайн проектов в 3d для существующего балета Описание Курс рассчитан на погружение студентов полностью в цифровую среду и актуальную для сегодняшнего театрального проектирования. Процесс обучения студентов включает креатив, разработку и реализацию сценографических проектов в виртуальном пространстве. Студенты узнают, как концептуально и технически реализовать свой собственный дизайн, используя цифровой инструментарий, программное обеспечение и умение работать, совмещая уникальность рукотворного подхода с новейшими digital разработками. 3 модуль будет включать в себя разработку полного сценографического решения и его соответствие реальной площадке. Каждому студенту будут даны технические характеристики и планы отдельной реальной театральной площадки, и они должны будут построить эту площадку в 3D. Параллельно, студенты начнут разрабатывать индивидуальную сценографию к балету, в комплекте с серией визуализаций с освещением, 2D планами и разрезами, и представят презентацию в дополнение к распечатанному комплекту документов. Требования к промежуточному проекту презентацию по истории конкретного балета, - презентацию с разбором текста, основной идеей, с мудбордами и референсами по объектам, освещению, фактурам, конструкциям к каждой сцене. -готовую 3D модель сцены конкретной театральной площадки (SketchUp). Требования к итоговому проекту устная защита 5-10 минут на английском языке, Презентация (keynote/powerpoint и она же на сайте HSE), которая включает -Краткое описание сюжета (можно в начале все, можно перед каждой сценой) -Краткая идея и концепция -Рендеры всех сцен (с минимальным количеством референсов или совсем без них) -Несколько самых выразительных технических изображений (разрезы, планы, детали), объясняющих и дополняющих проект (не все) + возможна анимация по необходимости для облегчения понимания. помимо презентации: Пакет документов, включающий планы и разрезы каждой сцены, Set Pieces с размерами и описанием материалов (достаточных для потенциального обсчета сметы и последующего строительства) 3d модель в скетчапе, чертежи в LayOut, файл c презентацией в Keynote или Power Point. Критерии оценивания смысловой части проекта -Полный состав проекта -Художественная концепция (Насколько интересно сформулирована художественно-режиссерская задача. Емкость аннотации. Оригинальность решения; стилистическая, структурная, сюжетная новизна. Критерии оценивания визуальной части проекта -Воплощение/реализация (Раскрытие заявленной темы, соответствие описанию, убедительность художественных решений в воплощении темы) -Качество исполнения (технические навыки, грамотность оформления чертежей, владение программами, навыки презентации). Другое Выставочный проект: нет.
  • 3 курс. 4 модуль.
    Полностью реализованный финальный театральный проект Описание Курс рассчитан на погружение студентов полностью в цифровую среду и актуальную для сегодняшнего театрального проектирования. Процесс обучения студентов включает креатив, разработку и реализацию сценографических проектов в виртуальном пространстве. Студенты узнают, как концептуально и технически реализовать свой собственный дизайн, используя цифровой инструментарий, программное обеспечение и умение работать, совмещая уникальность рукотворного подхода с новейшими digital разработками. 4 модуль - полностью реализованный финальный проект. Этот раздел будет включать художественную целостную разработку сценографии к существующей опере с несколькими сменами (трансформациями) сценами и адаптация ее к площадке музыкального театра. Каждый студент разрабатывает сценографию для оперы по своему выбору, а также выбирает площадку среди музыкальных театров России. Окончательный проект должен включать в себя планы и разрезы для каждой картины, визуализации не менее 6 трансформаций в спектакле, рабочие чертежи и изометрии всех необходимых объектов, опись материалов, презентация и полный пакет технической документации. Требования к промежуточному проекту -презентацию по истории конкретной оперы, - презентацию с разбором текста, основной идеей, с мудбордами и референсами по объектам, освещению, фактурам, конструкциям к каждой сцене. -готовую 3D модель сцены конкретной театральной площадки музыкального театра (SketchUp). Требования к итоговому проекту устная защита 5-10 минут на английском языке, Презентация (keynote/powerpoint и она же на сайте HSE), которая включает -Краткое описание сюжета (можно в начале все, можно перед каждой сценой) -Краткая идея и концепция -Рендеры всех сцен (с минимальным количеством референсов или совсем без них) -Несколько самых выразительных технических изображений (разрезы, планы, детали), объясняющих и дополняющих проект (не все) + возможна анимация по необходимости для облегчения понимания помимо презентации: Пакет документов, включающий планы и разрезы каждой сцены, Set Pieces с размерами и описанием материалов (достаточных для потенциального обсчета сметы и последующего строительства) 3d модель в скетчапе, чертежи в LayOut, файл c презентацией в Keynote или Power Point. Критерии оценивания смысловой части проекта -Полный состав проекта -Художественная концепция (Насколько интересно сформулирована художественно-режиссерская задача. Емкость аннотации. Оригинальность решения; стилистическая, структурная, сюжетная новизна. Критерии оценивания визуальной части проекта -Воплощение/реализация (Раскрытие заявленной темы, соответствие описанию, убедительность художественных решений в воплощении темы) -Качество исполнения (технические навыки, грамотность оформления чертежей, владение программами, навыки презентации). Другое Выставочный проект: нет.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии: Практическое руководство / Воглер К. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 296 с.: ISBN 978-5-91671-851-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003519
  • Бескин Э. М. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА. XVIII ВЕК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 193с. - ISBN: 978-5-534-11147-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-teatra-xviii-vek-444539
  • Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков [Электронный ресурс] / А. В. Вислова. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.: ил. - ISBN 978-5-98699-050-7. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468271
  • Гвоздев А. А. - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. ОЧЕРКИ - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 354с. - ISBN: 978-5-534-09547-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zapadnoevropeyskiy-teatr-na-rubezhe-xix-i-xx-stoletiy-ocherki-428071
  • Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю., Ляхова Н. Б., Попов С. А. - КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 449с. - ISBN: 978-5-534-07169-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kompoziciya-kostyuma-422187

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Материаловедение (Дизайн костюма): Учебник / Кирсанова Е.А., Шустов Ю.С., Куличенко А.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 395 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0242-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/363810