Бакалавриат
2020/2021
Век Просвещения: Рождение современного мира
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Федюкин Игорь Игоревич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Ощущение кризиса, в котором находится сегодняшний мир, заставляет многих говорит о смене эпох – об окончании модерной эры с ее культом рационализма и веры в знание. Рождение этой эры традиционно связывают в Веком Просвещения. Что же из себя представляла та эпоха? В рамках курса рассматриваются идеи ключевых мыслителей Века Просвещения – Монтескье и Вольтера, Дидро и Руссо, Гельвеция и Смита - и новые социальные и экономические явления, определявшие ее облик, от появления «публичной сферы» до космополитизма и либертинизма. В первую очередь курс посвящен зарождению и развитию этих явлений в Западной Европе, однако отдельно рассматривается также проникновение новых идей и практик в Россию – а также роль самой России в культурном воображении эпохи Просвещения. Завершающий раздел курса посвящен Великой Французской революции как финальной точке эпохи Просвещения; зарождению внутри эпохи Просвещения новых течений; и критике эпохи Просвещения в наши дни – попыткам обнаружить в ней ростки империализма, расизма, тоталитаризма и других «-измов».
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Век Просвещения: Рождение современного мира» является ознакомление с культурными и социальными реалиями Века Просвещения и идеями ключевых мыслителей того времени, овладение навыками анализа исторических текстов, их происхождения и взглядов их авторов в их историческом и политическом контексте.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные положения руссоизма, знает и анализирует идейный контекст и влияние американской и французской революцией, знает и сопоставляет основные положения современной критики эпохи Просвещения
- Знает ключевые социальные и культурные практики эпохи Просвещения, понимает их происхождение и основные этапы эволюции, анализирует их значение
- Знает основные подходы к определению эпохи Просвещения как отдельного исторического периода, понимает и сопоставляет между собой основные идеи крупнейших мыслителей эпохи Просвещения, анализирует исторический и интеллектуальный контекст появления этих идей
- Знает основные элементы образа России в представлении эпохи Просвещения, понимает особенности эпохи Просвещения в условиях Российской империи, анализирует представления ключевых представителей российского Просвещения в их культурном и историческом контексте
Содержание учебной дисциплины
- Гиганты эпохи ПросвещенияЧто такое Просвещение? Lumières, Enlightenment, Aufklärung, Просвещение – контуры эпохи. «Энциклопедия» Дидро и д'Аламбера: Проект, который определил эпоху Просвещения. "Научная революция" конца XVII века и "спор о древних и новых" как отправная точка эпохи Просвещения. Монтескье и его "Дух законов". Вольтер и "вольтерьянство". Юм и его "Трактат о человеческой природе". Идеи Мандевиля, Гельвеция, Дидро. Адам Смит - Просвещение и зарождение экономической науки
- Практики эпохи ПросвещенияПубличная сфера: салоны, академии, масонские ложи. «Республика словесности», космополитизм. Упорядочение мира – наука эпохи Просвещения. Бенджамин Франклин как человек эпохи Просвещения. Женщины, семья, и либертинизм в эпоху Просвещения. Казанова и его мемуары. Иные цивилизации и расы в представлениях эпохи Просвещения
- Россия эпохи Просвещения«Просвещенный абсолютизм» на окраинах Европы. Россия и Петр I в воображении эпохи Просвещения. Императрица эпохи Просвещения: Екатерина II. Русский человек эпохи Просвещения: Андрей Болотов
- Конец эпохи Просвещения?«Разум» и «чувствительность". Руссо и руссоизм. Две революции – в Америке и во Франции - и их связь с эпохой Просвещения. Французская революция как конец эпохи Просвещения? Критика эпохи Просвещения в XIX и XX веке
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Онакопленная= 0,5*Оауд + 0,5*Оконтпром Конечная оценка рассчитывается по следующей формуле: Орезульт = 0,4*Онакопл + 0,6*Оконтритог. 0.600 Итоговая контрольная работа 0.500 Промежуточная контрольная работа 0.500 Устные выступления на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Те, кто поправляет фортуну" : авантюристы Просвещения, Строев, А. Ф., 1998
- A cultural history of sexuality. Vol.4: In the enlightenment, , 2011
- A cultural history of women in the age of Enlightenment, , 2016
- Counter-enlightenments : from the eighteenth century to the present, Garrard, G., 2013
- Democratic enlightenment : philosophy, revolution, and human rights, 1750-1790, Israel, J., 2013
- Enlightenment cosmopolitanism, , 2011
- Enlightenment, governance, and reform in Spain and its empire, 1759-1808, Paquette, G. B., 2011
- The Enlightenment of sympathy : justice and the moral sentiments in the eighteenth century and today, Frazer, M. L., 2010
- The Enlightenment, Outram, D., 2005
- The Enlightenment, Outram, D., 2013
- The French Enlightenment and its others : the Mandarin, the savage, and the invention of the human sciences, Harvey, D. A., 2012
- The postcolonial enlightenment : eighteenth - century coclonialism and postcolonial theory, , 2013
- The secular enlightenment, Jacob, M. C., 2019
- The story of my life, Casanova, G., 2005
- Utopia and reform in the Enlightenment, Venturi, F., 2008
- Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке, , 2013
- Дидро и цивилизация России, Мезин, С. А., 2018
- Избранные произведения, Монтескье, Ш. Л., 1955
- Изобретая Восточную Европу : карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения, Вульф, Л., 2003
- Исследование о природе и причинах богатства народов, Смит, А., 2007
- Сочинения : пер. с фр., Вольтер, 2005
- Философия Просвещения, Кассирер, Э., 2013
- Шотландская философия века Просвещения, Абрамов, М. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- A Cultural History of Childhood and Family. Vol.4: A cultural history of childhood and family in the age of enlightenment, , 2014
- A Cultural History of the Senses. Vol.4: A cultural history of the senses in the age of Enlightenment, 1650-1800, , 2017
- A history of philosophy. Vol.6: The Enlightenment: Voltaire to Kant, Copleston, F., 2003
- Poetry and the police : communication networks in eighteenth-century Paris, Darnton, R., 2010