• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социология хозяйственного развития

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс покрывает широкое междисциплинарное поле, связанное с осмыслением хозяйственной жизни в исторической перспективе. Он посвящен тому, как природно-географические факторы, технологии, институты, власть и ментальность в сложном взаимодействии формируют облик современного мира. Возможно ли, что первобытный человек жил лучше, чем рабочий на заре капитализма? Знал ли Аристотель, что такое экономика? Почему в средневековой Европе чума и войны делали народы богаче? Всегда ли марка «сделано в Китае» вызывала разочарование? Как Запад стал богатым? В чем секрет экономического процветания? Почему все богатства мира были созданы всего за два столетия, а международное неравенство – феномен современности? Чем занимался социологический департамент на заводах Г.Форда? Почему периоды экономического роста всегда сменяются кризисами? Что такое созидательное разрушение? Почему мы пользуемся клавиатурой QWERTY? Что такое «маятник Поланьи» и куда он качнется в ближайшем будущем? Как сегодня формируются глобальные цепочки накопления стоимости, и что это означает для фирм и целых стран? Освобождают или порабощают нас новые технологии? Почему «большие данные» – это новая нефть? Будут ли люди работать, получая «безусловный базовый доход»? Возможно ли «общество без труда»? На эти и многие другие вопросы мы попробуеv ответить в рамках курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Социология хозяйственного развития» является овладение историко-социологическим подходом к анализу явлений хозяйственной жизни, включая актуальные социально-экономические проблемы, меры социально политики, организационные и управленческие решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает методологические особенности изучения социально-экономического развития в рамках различных дисциплин. Знает ключевые теории и персоналии. Понимает возможности и ограничения различных подходов.
  • Имеет представление об основных особенностях доиндустриального хозяйства. Умеет провести сравнительный исторический анализ в рамках социально-экономической проблематики.
  • Имеет представление о социальной организации и эволюции хозяйства в средневековой Европе. Различает основные типы производственных систем.
  • Имеет представление о масштабах и факторах экономического роста. Владеет навыками институционального анализа социально-экономического развития.
  • Знает основные концептуализации современного хозяйства, выработанные классиками обществознания. Понимает их возможности и ограничения, умеет их сравнивать.
  • Знает основы теории длинных волн в экономике. Умеет интерпретировать сложные взаимосвязи между технологиями и институтами в процессе социально-экономического развития.
  • Понимает основы социальной организации капитализма в XX веке. Знает и умеет применять ключевые концепции.
  • Понимает основные драйверы постиндустриального развития. Умеет интерпретировать современные социально-экономические проблемы на основе актуальной фактологии и релевантных теорий.
  • Имеет представление об основных этапах эволюции мировой экономики и сущности процесса глобализации. Умеет интерпретировать основные проблемы мировой экономики на основе актуальной фактологии и релевантных теорий.
  • Понимает основные социально-экономические проблемы современности. Знает основные направления футурологических дискуссий и возможные сценарии социально-экономического развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Подходы к изучению хозяйственного развития
    Современное общество как исторический феномен: почему надо изучать историю хозяйства.История, экономика, социология: традиционные подходы, характерные черты и ограничения. Новые подходы: социальная история (французская школа «Анналы»), количественная экономическая история (С.Кузнец, А,Мэддисон), новая экономическая история, клиометрика, ретропрогнозирование (Р.Фогель, Д.Норт), экономическая социология. Институциональное оформление хозяйственного процесса (К.Поланьи). Междисциплинарность проблематики хозяйственного развития. История хозяйства как история техники, институтов и ментальности. Стадии и циклы в социально-экономическом развитии. Линейное видение истории, понятие «прогресса» (марксизм, теории постиндустриального общества). Цивилизационные подходы (А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Я. Данилевский). Мир-системный подход (Ф.Бродель, Э.Валлерстайн). Общее и особенное в социально-экономическом развитии. Социально-историческое время.
  • Доиндустриальный мир: пределы возможного
    Истоки хозяйственной жизни, неолитическая революция. Пределы возможного в доиндустриальном мире. Малая численность человеческих обществ. Нерасчлененность экономической и социальной практики. Аграрное хозяйство. Низкая производительность труда. Принудительный труд. Хозяйственная автаркия. Зависимость от природы. «Мальтузианская ловушка». Традиция как основной регулятор поведения. Экономический рост и благосостояние в доиндустриальном мире: тысячелетия статичного состояния общества. Проблески современности.
  • Долгое средневековье и рождение капитализма
    Хозяйственная система феодальной Европы. Феодальное поместье и сельская община. Городские ремесла и цеховая система. Рождение капитализма. Протоиндустриализация: домашняя промышленность и мануфактура. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Трудовая этика протестантизма. Торговый капитализм. Военное предпринимательство. Капитализм "на обочине" и "длинное средневековье" (Ле Гофф)
  • Экономический рост: богатство народов и великая дивергенция
    Экономический рост в истории цивилизации: реконструкция экономических показателей. Характерные черты современного экономического роста. Насколько мир стал богаче? Количественные и качественные оценки экономического роста. Кто выиграл, а кто проиграл? Великая дивергенция. Загадки истории. Что явилось причиной экономического роста? Почему современный экономический рост начался именно на Западе? Некоторые ответы. Ружья, икробы и сталь (Дж.Даймонд). Научная революция и промышленное просвещение (Дж.Мокир). Права собственности и безличный обмен (Д.Норт)
  • Капитализм, рыночное общество, мир-экономика
    Классики обществоведения о становлении и характерных чертах современного хозяйства (К.Маркс, М.Вебер, К.Поланьи, Ф.Бродель, Э.Валерстайн и др.). Соотношение понятий: рыночная экономика, индустриальное общество, капитализм. Промышленная революция, фабричное производство. Накопление капитала. Рыночное общество.
  • Длинные волны в экономике: технологии и институты
    Преемственность и качественные изменения в развитии хозяйства. Циклы и стадии развития. Структурные кризисы. Длинные волны в экономике и роль инноваций (Н.Кондратьев, Й.Шумпетер, К.Фриман, К.Перес). Технологические революции, технологические уклады и технико-экономические парадигмы. Технологическое развитие и институты. Технологический детерминизм и его критика. Социальная обусловленность технологического развития. «QWERTY-эффекты». Механизмы социально-экономических трансформаций. Точки бифуркации и зависимость от однажды выбранного пути «Path Dependence».
  • Зрелое индустриальное общество и организованный капитализм
    Экономическая и социальная организация капитализма, зрелое индустриальное общество. «Научное управление»: тейлористско-фордистская организация труда. Массовое производство и массовое потребление. Стандартизация. Социальная философия фордизма. Крупная промышленная корпорация как экономический и социальный феномен. Революция менеджеров, техноструктура и «видимая рука» большого бизнеса(Дж. Гэлбрейт, А.Чандлер). Концентрация и централизация. Классовый конфликт в индустриальном обществе и его институционализация: профсоюзы и коллективные переговоры. Государственное регулирование, полная занятость, государство благосостояния. Формирование социального государства. Кейнсианская экономическая политика. «Прирученый капитализм», смешанная экономика, конвергенция. Высокие темпы экономического роста, полная занятость и социальный компромисс. Советская модель индустриализма. Кризис 1970-х гг.: от фордизма к постфордизму.
  • Постиндустриальное общество
    Технологические основы постиндустриальной экономики. Структура постиндустриального хозяйства: рост сектора услуг. Информация и знания как экономический ресурс. Новая экономика: электронные рынки и телеработа. Сетевое предприятие. Неолиберальная идеология. Финансовый капитализм. Мировой финансовый кризис. Куда качнется идеологический маятник? Социальные последствия информационных технологий: оптимисты и пессимисты.
  • Мировое хозяйство и глобализация
    Этапы развития мировой экономики. Интернационализация и глобализация. Транснациональные корпорации (ТНК). Глобальные товарные цепочки. Малый бизнес и мировые рынки. Новая экономическая география. Возможности и пределы глобализации: гиперглобалисты и скептики. Противоречия глобализации и проблемы регулирования. Изменение роли государства в глобализирующейся мировой экономике. Национальное государство и новые субъекты мирового хозяйства. Международные экономические организации. Глобализация как объективный хозяйственный процесс и идеология. Проблемы регулирования. Теории конвергенции и дивергенции. Перспективы глобализации. Россия в глобализирующемся мире.
  • Будущее капитализма: футурологические дискуссии
    Исторические границы капитализма и рыночной экономики. Точки напряжения в ключевых отношениях и институтах капитализма в обществе знаний. Частная собственность: знания как общественное благо и проблемы авторского права. Рыночная экономика: субъективизация стоимости, слияние производства и потребления, свободные блага и возрождение "дарообмена" (Web 2.0, open-source software). Наемный труд: воссоединение производителя и средств производства, работы и дома, работы и жизни. "Я-фирма". Телеработа. Нематериалистическая мотивация. Труд и творчество. Дискуссии о "кончине труда", перспективы "общества без труда". Классовый конфликт: новые основания неравенства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ТЕСТ
    Тест размещен в информационно-образовательной среде LMS и выполняется в присутствие преподавателя. Тест состоит из 40-50 вопросов. Время на выполнение теста 50 мин. Примеры тестовых заданий доступны студентам заранее в LMS.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Участие в коллективном обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия: содержательные вопросы, высказывания и комментарии по изучаемой теме.
  • неблокирующий Посещаемость
    Посещаемость лекций и семинаров фиксируется один раз в учебный день на момент начала занятия.
  • неблокирующий Письменные домашние задания
    В рамках курса предусмотрено выполнение 5 письменных домашних заданий. Объем ответа 1-2 стр.
  • неблокирующий Доклад по книге
    Студенты могут подготовить презентацию доклада в PP, но не выступать с ней в аудитории, а просто сдать преподавателю. В этом случае полученная оценка умножается на 0.5.
  • неблокирующий ТЕСТ
    Тест размещен в информационно-образовательной среде LMS и выполняется в присутствие преподавателя. Тест состоит из 40-50 вопросов. Время на выполнение теста 50 мин. Примеры тестовых заданий доступны студентам заранее в LMS.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Участие в коллективном обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия: содержательные вопросы, высказывания и комментарии по изучаемой теме.
  • неблокирующий Посещаемость
    Посещаемость лекций и семинаров фиксируется один раз в учебный день на момент начала занятия.
  • неблокирующий Письменные домашние задания
    В рамках курса предусмотрено выполнение 5 письменных домашних заданий. Объем ответа 1-2 стр.
  • неблокирующий Доклад по книге
    Студенты могут подготовить презентацию доклада в PP, но не выступать с ней в аудитории, а просто сдать преподавателю. В этом случае полученная оценка умножается на 0.5.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.15 * Доклад по книге + 0.25 * Письменные домашние задания + 0.1 * Посещаемость + 0.25 * ТЕСТ
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : избр. тр., Кондратьев, Н. Д., 2002
  • Введение в социологию труда и занятости : учеб. пособие, Попов, Ю. Н., 2005
  • Великая трансформация : политические и экономические истоки нашего времени, Поланьи, К., 2002
  • Динамика капитализма, Бродель, Ф., 1993
  • Индивидуализированное общество, Бауман, З., 2005
  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Нематериальное. Знание, стоимость и капитал, Горц, А., 2010
  • Новое индустриальное общество. Избранное, Гэлбрейт, Д. К., 2008
  • Общество риска. На пути к другому модерну, Бек, У., 2000
  • От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния : модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.: учеб. пособие, Дидерикс, Г. А., 1998
  • Собрание сочинений. Т.1: Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека, Зомбарт, В., 2005
  • Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Англо - русский политический словарь : ок. 60 000 слов и словосочетаний, Гарнов, К. Д., 2005
  • Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования, Белл, Д., 1999
  • Западная экономическая социология : хрестоматия современной классики, , 2004
  • История экономического быта Западной Европы. Т.1-2, Кулишер, И. М., 2004
  • Новая постиндустриальная волна на Западе : антология, , 1999
  • Понимание процесса экономических изменений, Норт, Д., 2010
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000