• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Цифровые аспекты международных отношений и информационная безопасность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматривается относительно новый аспект международной политики, роль и влияние которого возрастает в последние годы: проблема распространения цифровой инфраструктуре в мировой экономике и политике и влияние этого фактора на современные международные отношения. Студенты получат знания о различных аспектах применения цифровых инструментов в качестве ресурса внешней политики, проблемах кибербезопасности, регулировании международной цифровой экономики, а также в целом влиянии цифровых технологий на международные экономические и политические отношения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с политологическими подходами к изучению цифровых аспектов международных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет и сравнивает основные понятия и теории информационного общества, умеет их использовать в аналитической работе.
  • Называет основные характеристики современного информационного общества, умеет их использовать в аналитической работе.
  • Называет и объясняет основные направления взаимного влияния информационного общества и мировой политики, умеет их использовать в аналитической работе.
  • Называет и объясняет основные подходы к определению понятия «международная информационная безопасность», умеет их использовать в академической работе.
  • Называет и объясняет основные направления исследования информационного противоборства, информационных войн и конфликтов.
  • Называет и объясняет основные характеристики объектов международной информационной безопасности.
  • Называет и объясняет основные направления использования социальных медиа в дипломатии, определяет роль цифровой дипломатии в современной международной политике и безопасности с использованием инструментов ТМО и политической науки.
  • Называет и объясняет основные направления использования ИКТ террористическими и преступными группировками.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Информационное общество и мировая политика Тема 1.1. Теоретические концепции информационного общества.
    Понятие «информация» и «информационное общество». Теоретические концепции информационного общества (концепции постиндустриализма, постмодернизма, «гибкой специализации», информационного способа развития) и социальной преемственности (концепции неомарксизма, «гибкой аккумуляции», «рефлексивной модернизации», «публичной сферы»): общее и различное. Концепции информационного общества в трудах российских ученых.
  • Тема 1.2. Основные характеристики информационного общества.
    Развитие интернета как ключевой инфраструктуры информационного общества. Основные характеристики интернета. Международное управление интернетом: роль США. Позиция России по вопросам международного управления интернетом. Современные тенденции развития глобального информационного общества: развитие «интернета вещей», социальных сетевых сервисов, появление «больших данных» и основные направления их использования. Промышленная революция 4.0 (концепция К. Шваба). Политико-экономические аспекты развития глобального информационного общества. Электронные деньги и он-лайн банкинг. Технология «блокчейн» в контексте информационной безопасности. Развитие информационного общества в России. Основополагающие документы России в области развития информационного общества и информационной безопасности.
  • Тема 1.3. Информационное общество и современная мировая политика.
    Глобализация и формирование глобального информационного пространства. Трансграничный характер глобальной информационной сферы. Информатизация и размывание государственного суверенитета и противо направленная тенденция: формирования «цифрового суверенитета». Геополитика в глобальном информационном пространстве. Регионализация глобального информационного пространства.
  • Раздел 2. Современная международная информационная безопасность Тема 2.1. Международная информационная безопасность: подходы к определению понятия
    Вызовы и угрозы безопасности в информационную эпоху. Информационно-технические и социо-гуманитарные аспекты информационной безопасности. Международная информационная безопасность и кибер-безопасность: сравнительный анализ исследовательских дискурсов и политической практики. Российский подход к определению национальной и международной информационной безопасность. Подход, зафиксированный в официальных документах ООН и других международных организаций. Принципы классификации и источники угроз МИБ. Триада угроз международной информационной безопасности: преступная, террористическая, военно-политическая. Субъекты информационного воздействия – государства и негосударственные акторы.
  • Тема 2.2. Информационное противоборство, информационные войны и конфликты
    Понятия «информационное противоборство», «информационная война», «информационное оружие»: существующие подходы к определению. Информационные средства воздействия. Характеристика понятия «информационное оружие». Типизация информационного оружия. Технологии воздействия на критические информационные инфраструктуры государства. Технологии кибершпионажа. Потенциал воздействия на общественное мнение с помощью социальных сетей и Web 2.0 технологий.
  • Тема 2.3. Объекты информационной безопасности. Защита критических информационных инфраструктур.
    Новые объекты безопасности в информационную эпоху. Понятие «критическая информационная инфраструктура». Походы к определению критических информационных инфраструктур в различных странах. Специфика информационных инфраструктур с точки зрения обеспечения их безопасности. Вызовы и угрозы национальной и международной безопасности, связанные с воздействием на критические информационные инфраструктуры. Роль бизнеса.
  • Тема 2.4. Социальные медиа, Web 2.0 технологии и цифровая дипломатия в контексте информационной безопасности
    Понятие и характеристики социальных медиа и Web 2.0 технологии. Социальные медиа и их влияние на международные и внутригосударственные конфликты. Новые виды угроз общественной стабильности, связанные с широким распространением социальных сетей и Web 2.0 технологий. Цифровая дипломатия и использование социальных медиа в дипломатической практике государств. Цифровая дипломатия в контексте международной информационной безопасности.
  • Тема 2.5. Информационный терроризм и информационная преступность.
    Информационный терроризм и трансформация международного терроризма. Использование интернета в преступных целях. Коммерческий потенциал информационной преступности. Международно-политическое измерение проблем информационного терроризма и информационной преступности.
  • Тема 2.6. Проблема адаптации международного права к информационной сфере.
    Применение общих принципов международного права к борьбе в информационной сфере. Международное право вооруженных конфликтов и его применимость к действиям в информационной сфере. Международное гуманитарное право и его применимость к конфликтам с применением информационных средств. «Таллиннское руководство о применимости международного права к ведению кибер-войн» и подход Запада. Позиция России по вопросу применения права международных конфликтов к информационной сфере. Применимость международного договорного права в области разоружения к вопросу ограничения информационного оружия. Основные направления адаптации международного права к информационной сфере.
  • Раздел 3. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности Тема 3.1. Российские инициативы в области международной информационной безопасности, история их выдвижения и продвижения.
    Российско-американские отношения по вопросу международной информационной безопасности. Позиция Китая. Расстановка сил на мировой арене в связи с российскими инициативами по международной информационной безопасности. Конференция в Дубаи 2012 – начало «Холодной войны 2.0»
  • Тема 3.2. Переговорный процесс и международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности.
    Работа Комитетов ООН по безопасности и разоружению, по космосу, МСЭ, Группы восьми, Евросоюза, ШОС в области международной информационной безопасности.
  • Тема 3.3. Перспективы формирования глобального режима международной информационной безопасности
    Позиции и интересы ведущих акторов в сфере международной информационной безопасности и управления интернетом. Соотношение регионального и глобального уровня международного взаимодействия по обеспечению информационной безопасности. Опыт международного сотрудничества в других высокотехнологичных областях мировой политики (космос, контроль над ядерными вооружениями) и его применимость к информационной сфере. Перспективы формирования глобального режима международной информационной безопасности и глобального управления интернетом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Индивидуальная презентация
  • неблокирующий Тестирование по дисциплине
    Тест состоит из вопросов с несколькими вариантами ответов. Возможно несколько правильных ответов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (эссе) с использованием асинхронного прокторинга на платформе Moodle. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала, чтобы авторизоваться и пройти проверку компьютера на платформе Экзамус. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, сформулированные здесь https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: консультироваться с любыми другими лицами непосредственно или с использованием любых технических средств, пользоваться любыми материалами, средствами, информационной сетью Интернет во время экзамена, отлучаться во время написания экзамена. Продолжительность экзамена – 1 час. Получив тему эссе, студент должен создать файл word и сразу же при создании файла назвать его именем, указанным в билете с эссе студента. После этого студент должен открыть файл, в заголовке прописать тему эссе и начать работать в файле word. Студенту запрещено покидать файл word, в котором он пишет эссе, (сворачивать, закрывать, заходить параллельно или каким бы то ни было образом в другие вкладки, папки, материалы и т.д., в т.ч. рабочий стол и сайт Moodle) вплоть до момента закрытия файла с последующей немедленой подгрузкой в Moodle. Любые перемещения по рабочему столу вне файла word с эссе запрещены и рассматриваются как нарушение процедуры проведения экзамена. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается выход студента из системы в течение 5 минут при условии, что все интернет-соединения были для студента в этот период недоступны. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается выход студента из системы в течение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме. Оценки за экзаменационное эссе будут доведены до студентов в течение 10 дней после проведения экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Индивидуальная презентация + 0.2 * Тестирование по дисциплине + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глобальное управление Интернетом и безопасность в сфере использования ИКТ: Ключевые вызовы для мирового сообщества: Научно-популярное / Демидов О. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 198 с.: ISBN 978-5-9614-5820-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002128

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Orr, T. (2020). The Information Revolution : Transforming the World Through Technology. New York: Lucent Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2174025