• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Информационные системы и технологии в публичном управлении

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Информационные системы и технологии в публичном управлении» направлен на то, чтобы дать студентам всесторонние теоретические знания и практические навыки использования информации и информационных технологий в государственном секторе. Он охватывает все этапы работы с информацией - от ее сбора и анализа до надлежащего представления сути в доступных формах (визуализация данных). Студенты выполняют ряд практических задач - от анализа статистических данных с учетом их ограничений до проведения самостоятельного исследования материалов СМИ. Курс ориентирован на современный управленческий опыт и обучает студентов поиску данных, их критической оценке и перепроверке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами системных знаний и компетенций в сферах сбора, обработки, анализа, использования и распространения информации органами государственной власти и местного самоуправления.
  • Усвоение предметных компетенций в вопросах информационного поиска и использования информационных технологий в системе государственного и муниципального управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные задачи и направления внедрения современных информационных технологий в управленческую деятельность
  • Знать основные исторические вехи процесса внедрения информационных технологий в управленческий процесс в России и за рубежом
  • Знать основные информационные базы и информационные системы, используемые в отечественной системе государственного и муниципального управления, принципы их работы и ограничения использования, наиболее распространенные проблемы и сбои их функционирования; уметь их использовать, в том числе, перекрестно
  • Знать и использовать источники официальных статистических и открытых данных, уметь конвертировать их в читаемый формат и использовать в работе, в т.ч., визуализировать, анализировать и пр.
  • Использовать агрегаторы СМИ для оценки публичного образа ППО, органа власти или явления
  • Знать принципы и методы автоматической категоризации массивов качественных данных (текстов)
  • Уметь находить, перекрестно сопоставлять данные из различных информационных систем и определять методические и содержательные причины их несоответствия
  • Иметь навыки (приобрести опыт) обработки больших массивов количественных и качественных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История ИТ, основные понятия курса, актуальность изучения
    Информационные технологии (ИТ) в системе государственного и муниципального управления. Информационные революции. Определение информации. Свойства информации. Информационное общество. Информатизация. Документ. Информационные технологии. Развитие ИТ. Информация для принятия решения о направлении развития территории. Способы предоставления ин-формации. Базы данных. Экспертные системы. СППР. Ситуационные центры. Электронный документооборот. Интеллектуальный анализ данных. Геоинформация.
  • Российские государственные программы, направленные на развитие ИТ
    ФЦП «Электронная Россия» (2002 – 2010). Стратегия развития информационного общества в РФ. Конфиденциальность информации. Персональные данные. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020). Открытое Правительство. Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными.
  • Развитие отечественной системы сбора данных
    Когда и почему государство начинает укреплять и расширять статистические работы? Земская статистика и церковный учет. Центральный статистический комитет МВД РФ. Система органов статистики советского времени. Современные потоки статистической информации – организация сбора показателей. Муниципальная и ведомственная статистика.
  • Способы и ограничения сбора информации органами власти
    Полулегальность муниципальной и ведомственной статистика. Дисбаланс полномочий. Неравномерность информационного обеспечения. Межведомственный информационный обмен. Качество кадрового обеспечения. ВПН 2010. Территориальная привязка населения. Изолированность ведомств.
  • Современные технологии анализа СМИ, текстовые и объектные способы поиска
    Текстовый и объектный поиск. Агрегаторы СМИ (Интегрум, Скан-Интерфакс, Public.ru, Lexis-Nexis и проч.) – возможности и ограничения систем. Медиа-аналитика, возможности использования социальных сетей.
  • Систематизация информационного пространства на основе онтологий
    Утроение сущности исследуемого объекта с целью выявить предмет и метод, которыми он был выявлен/сформирован. Представление онтологий с помощью веерных матриц. Классификация с помощью данного аппарата. Система «Гитика». Экспликация связей из Википедии». Кластеризация информационного пространства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание N 1. Обращение в ФОИВ с запросом информации
  • неблокирующий Домашнее задание N 2. Поиск бесхозяйного объекта или статистической коллизии
  • неблокирующий Домашнее задание N 3. Составление картограмм распределения 8 факторов производства в субъекте РФ
  • неблокирующий Домашнее задание N 4. Проведение медиа-исследования (с использованием Public или Factiva)
  • неблокирующий Устный экзамен (2 вопроса по содержанию курса)
    Проводится на платформе Zoom. Студенту предоставляется 4 вопроса, из которых он выбирает любые 2 и отвечает на них без подготовки. (На комиссии студенту предоставляется 2 фиксированных вопроса)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.21 * Активность на семинарских занятиях + 0.07 * Домашнее задание N 1. Обращение в ФОИВ с запросом информации + 0.07 * Домашнее задание N 2. Поиск бесхозяйного объекта или статистической коллизии + 0.14 * Домашнее задание N 3. Составление картограмм распределения 8 факторов производства в субъекте РФ + 0.21 * Домашнее задание N 4. Проведение медиа-исследования (с использованием Public или Factiva) + 0.3 * Устный экзамен (2 вопроса по содержанию курса)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • МОЛЯРЕНКО ОЛЬГА АНДРЕЕВНА. (2014). Муниципальная статистика и проблемы сбора информации местной властью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.952A920B
  • МОЛЯРЕНКО, О. А. (2019). Формирование государственной статистики: взгляд «снизу». ECO, (10), 8–34. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-10-8-34

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gorelov, V. I. (2018). Information Technologies in Public Administration. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1805.12107
  • Razvan Ion Chitescu. (2015). The informational systems in the public administration. HOLISTICA Journal of Business and Public Administration, (1), 67. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.urn.urnste.v6y2015i2p67.75