• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы теории коммуникаций (Часть 1)

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина раскрывает основные направления теории коммуникации, основные модели, термины, категориальный аппарат. В результате освоения студенты будут анализировать различные уровни коммуникаций: межличностный, в группе, массовый, а также различные следующие виды коммуникации: политическая, публичная, в организациях, межкультурная.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных направлений теории коммуникации, в результате которых студент приобретет знание основных моделей̆, терминов, категориального аппарата теории коммуникации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оценивать проблемы основных концепций коммуникаций
  • Дифференцировать основные проблемы теории коммуникаций и оценивать перспективы их применеия;
  • Выделять отличительные особенности семиотического подхода и процессно-информационного
  • Выделять отличительные особенности семиотического подхода и процессно-информационного подхода
  • Анализировать функции и виды речи, особенности вербальной и невербальной коммуникации.
  • Формулировать и распознавать основные основные парадигмы, виды и уровни коммуникации и моделирует коммуникативных процесс
  • Дифференцировать основные проблемы теории коммуникаций и оценивать перспективы их применения;
  • Применять методы исследования к коммуникативному процессу
  • Оценивать проблемы основных концепций коммуникаций.
  • Дифференцировать основные проблемы теории коммуникаций и оценивать перспективы их применения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теория коммуникаций и коммуникативистика
    Предмет теории коммуникаций, ее сущность и виды. Законы и категории. Методы и функции. Антропосоциогинез и социальная коммуникация. Проблемы коммуникации в истории социально-философской̆ мысли.
  • Тема No 2. Современные теоретические концепции коммуникаций
    Понимание коммуникации в различных парадигмах (концепция Р. Крейга): риторическая, семиотическая, феноменологическая, кибернетическая, социо- психологическая, социокультурная, критическая.
  • Тема No 4. Семиотический методологический подход
    Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика. Структурно-лингвистическое направление. Концепция знака Де Соссюра. Логико-философское направление. Модель знака. Семиотическая модель Ч. Пирса
  • Тема No 3 Процессно-информационный подход к коммуникации.
    Общая характеристика. Модель коммуникации Г. Лассуэлла. Математическая модель Шеннона-Уивера. Модель Дж. Гербнера. Социально-психологическая модель Ньюкомба. Интегральная модель Б. Вестли и М. Маклина. Трансакционная модель.
  • Тема No 5 Публичная коммуникация и риторическая парадигма
    Публичная коммуникация, ее формы и жанры. Устная публичная учебная и деловая и публицистическая коммуникация. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина. Критическая риторика.
  • Тема No 6. Вербальная и невербальная коммуникации
    Средства коммуникации. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Формы речевой коммуникации. Устноречевая коммуникация. Письменноречевая коммуникация. Сравнение вербальной и невербальной коммуникаций. Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации. Мимика и взгляд. Жесты. Организация пространства и времени коммуникационного процесса. Позы и походка. Контакт глаз.
  • Тема No 7. Межличностная коммуникация и технологии межличностных коммуникаций
    Понятие межличностной коммуникации. Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Чувства эмоции как коммуникативные действия.
  • Тема No 8. Символический характер коммуникации
    Современная мифология и ее роль в политике (по Р. Барта «Миф» и «Мифология сегодня»). Семантика мифа (Р. Барта «Лингвистика дискурса», «Семантика вещи», «Писать – непереходный глагол»). Визуальные образы в политике (Р. Барта «Предвыборная фотогения», «Фотографическое сообщение», «Проблема значения в кино»). Реклама как символизация (ст. Р. Барта «Глубинная реклама», «Рекламное сообщение», «Общество, воображение и реклама»).
  • Тема No 9 Особенности массовых коммуникативных процессов.
    Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Структура и функции коммуникации в обществе. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. Общественное мнение и его роль
  • Тема No 10. Корпоративные коммуникации.
    Коммуникация как функция управления организацией. Особенности внутренних коммуникаций в организации. Виды и формы коммуникаций в организации. Особенности маркетинговых коммуникаций.
  • Тема No 11 Политическая коммуникация
    Понятие политической̆ коммуникации. Структура, средства, модели. Электоральная политическая коммуникация. Понятие коммуникации в информационном обществе.
  • Тема No 12. Межкультурные коммуникации
    Становление межкультурной коммуникации и ее место в системе наук о человеке. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации.Понятия и основные теории межкультурной̆ коммуникации. Виды межкультурной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Научные парадигмы в исследованиях межкультурных коммуникаций. Исследования межкультурных коммуникаций с позиций парадигмы социальных наук, интерпретативной парадигмы и критической парадигмы, cultural studies
  • Тема 13. Парадигмы, виды и уровни коммуникации в современном кинематографе/литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме, в формате собеседования по материалам курса. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, по группам , в алфавитном порядке. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Перед началом экзамена продемонстрировать паспорт или студенческий билет. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * домашнее задание 1 + 0.2 * контрольная работа + 0.2 * работа на семинаре + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Solomon, Denise, and Jennifer Theiss. Interpersonal Communication : Putting Theory into Practice, Routledge, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1101332.