• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История декоративно-прикладного искусства

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на третьем курсе. Ее предмет — основные этапы развития декоративно-прикладного искусства. Задачи: сформировать у студентов представление о генезисе и эволюции стилей декоративно-прикладного искусства различных эпох от древности до XXI в., привить общие навыки изучения и анализа памятников и стилистических особенностях декора. К особенностям курса относится его предметно-практическая ориентация, благодаря которой студенты получают не только историко-теоретические знания об эволюции декоративно-прикладного искусства и интерьера, но и навыки описания и атрибуции памятников. Технологические приемы работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства изучаются на примерах конкретных музейных коллекций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными этапами развития декоративно-прикладного искусства
  • формирование представления об эволюции стилей декоративно-прикладного искусства различных эпох от древности до XX в.
  • привить общие навыки изучения и анализа памятников и стилистических особенностей декора
  • сформировать представление о способах целостного анализа памятников прикладного искусства как части культурного наследия конкретной эпохи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные техники декоративно-прикладного искусства
  • знать основные стили, нашедшие отражения в памятниках декоративно-прикладного искусства
  • уметь правильно определить время создания памятников декоративно-прикладного искусства
  • уметь грамотно описать конкретный памятник, определить его характерные черты
  • уметь воспользоваться полученной информацией для правильной атрибуции памятника
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
    Введение. Специфика декоративно-прикладного искусства, соединение художественного и функционального начал в произведениях. Место декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Связи и параллели русского прикладного искусства с зарубежным на разных этапах его развития. Периодизация русского декоративно-прикладного искусства в контексте других видов искусств. 1.1.Декоративно-прикладное искусство домонгольского периода в искусстве Древней Руси. Общая характеристика древнерусского искусства конца X – начала XIII в. Культура восточных славян и система их художественных ремесел. Воздействие византийского искусства, ввоз изделий и приток мастеров. Храм как средоточие комплекса разных форм декоративно-прикладного и монументального искусства. Типы изделий религиозного и светского назначения. Художественная обработка металла. Материалы и техники. Резьба по камню и рельеф. Мелкая пластика и монументальные формы. Керамика. Ручной гончарный круг, высокотемпературный горновой обжиг. Цветные глазури. Стекло. Первые мастерские, мозаичная смальта и простые украшения. Искусство лицевого шитья, основные типы произведений, техника исполнения и материалы. Византийские традиции и местная специфика. Формирование различных географических центров декоративно-прикладного искусства. 1.2. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVI вв. Историко-культурный контекст и общие особенности древнерусского искусства эпохи. Упадок, снижение уровня технологии мастеров в различных художественных центрах Руси XIII- начале XIV в. Общий подъем культуры и декоративно-прикладного искусства Москвы и Новгорода во второй половине XIV – XVI вв. Художественный металл. Оклады икон и книг, литургическая утварь. Техники ювелирного дела: чернь по серебру, скань, чеканка и серебряное литье, басменное тиснение. Резьба по дереву (резные иконы и кресты, произведения круглой скульптуры, церковная утварь и храмовое убранство). Миниатюрная резьба по дереву и кости. Растительный («травный») орнамент. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Техника лощения. Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Архитектурная керамика. Лицевое шитье в контексте различных княжеских светлиц и царских мастерских. Значение региональных центров (Ярославль, Тверь, Псков, Вологда). 1.3. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XVII в. Восстановление художественной жизни после Смутного времени. Деятельность ремесленных палат в контексте Оружейной палаты. Усиление профессиональной специализации мастеров. Унификация стиля в декоративном искусстве и расцвет художественных мастерских Кремля как единого государственного центра. Золотая и Серебряная палаты Московского Кремля. Развитие художественной обработки металла и формирование нового стиля. Техники ювелирного искусства (эмаль, скань, чернь, чеканка). Зарубежные влияния (особенно - украинское, белорусское). Керамика и ее развитие на протяжении XVII в. Изразцы и их роль в системе архитектурного декора: техника изготовления, способы декорирования, основные сюжеты и орнаментальные мотивы. Московская гончарная слобода и другие центры изготовления изразцов (Ярославль, Великий Устюг и др.). Русское стеклоделие XVII в. и зарубежные влияния (венецианское, украинское). Царские стекольные заводы. Палата «резных и столярных дел» в Кремле. Резьба и роспись по дереву в храмовой декорации. Украинско-белорусские влияния. Мебель и предметы обихода. Шитье – лицевое и орнаментальное в царских и боярских светлицах. Костюмный комплекс XVII в. – мужской и женский. Парадный царский костюм, церковные облачения, народный костюм.
  • Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство в России XVIII в
    Историко-культурные особенности петровской эпохи и их влияние на развитие декоративно-прикладного искусства. Активизация западноевропейских влияний (Голландия, Англия, Франция, Италия) и приглашение иностранных мастеров. Активное развитие светской культуры и светских форм декоративного искусства, при сохранении традиционных направлений. Зарождение и развитие художественной промышленности и мануфактурного производства. Изменение и эволюция стилевой системы в русском искусстве Нового времени и её влияние на стили декоративно-прикладного искусства: барокко, рококо, классицизм. Академия художеств и её роль в развитии декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII в. Появление новых типов предметов, изменение самой предметной среды. Новые принципы синтеза искусств и новые принципы ансамблевого оформления интерьера в начале, середине и конце столетия. Развитие мебельного дела и зарубежные влияния. Мебель петровской эпохи, елизаветинского барокко, классицизма. Русское художественное серебро и ювелирное искусство в контексте зарубежных влияний. Керамика, фаянс и фарфор в России в XVIII в. Западный импорт и развитие местного производства тонкого фаянса. Техники изготовления и декорирования. Императорский фарфоровый завод. Фабрика Ф. Гарднера в Вербилках. Основание стекольных заводов и хрустальных фабрик. Стекло в убранстве дворцовых интерьеров. Типология костюма, его образ, тип кроя, материалы. Женский и мужской костюм в контексте стилевой эволюции XVIII в., изменения типов и силуэтов. Шпалерная мануфактура и значение шпалеры в интерьере.
  • Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство в России в XIX в.
    Особенности развития декоративно-прикладного искусства в России в XIX в., его связи со стилевой эволюцией других видов искусств. Периодизация (ампир, историзм (и его варианты), модерн). Изменения метода и принципов формообразования. Интерьер XIX в. – дворцовый и городской (на примерах памятников Москвы и Петербурга). Типы художественной мебели, ее материалы, формы и характер отделки. Роль тканей в отделке. Расцвет деятельности императорского фарфорового завода в первой трети XIX в. Севрские мастера. Дворцовые сервизы, серийные и массовые типы изделий. Фарфоровая пластика и её значение в контексте ансамбля. Изменения в стиле и технике художественного стекла. Императорская шпалерная мануфактура и её связи с живописью. Художественная обработка металла. Ювелирное искусство и его стилевая эволюция. Совершенствование техник, внедрение машинного производства. Художественная бронза, сфера её применения, виды изделий. Казенная бронзовая фабрика при Академии художеств и отдельные мастера. Эволюция технологии и введение механических процессов обработки, гальванической техники. Камерная скульптура. Костюм XIX в. и его эволюция от ампира к модерну. Роль архитектурно-декоративных, художественно-промышленных и кустарных выставок в развитии декоративно-прикладного искусства. Деятельность Абрамцевского кружка и Талашкинских мастерских и их влияние на декоративно-прикладное искусство рубежа XIX – XX вв. Неорусский стиль и модерн.
  • Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в России в XX в.
    Особенности развития русского декоративно-прикладного искусства в ХХ в., его стилевая эволюция и периодизация.Советское декоративно-прикладное искусство и новое содержание предметной культуры. Изменение типологии, видов и жанров, технологии. Воздействие конструктивизма и функционализма в 1920-е гг. ВХУТЕМАС и его значение для развития художественной промышленности. Авангард в предметной культуре. Русский фарфор и фаянс в ХХ в. Ленинградский, Дмитровский и Дулёвский заводы, Конаковский завод. Гусь Хрустальный и заводы художественного стекла. Художественный текстиль в ХХ в. Большая Ивановская мануфактура. Значение всемирных выставок и советское декоративно-прикладное искусство. Изменение предметной среды на протяжении ХХ в., взаимодействие с дизайном. Массовая продукция и авторский произведения. Развитие художественных промыслов и крестьянских художественных ремесел в ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Занятия на семинарах служат для закрепления знаний, полученных студентом в ходе ознакомления с учебным курсом «История декоративно-прикладного искусства». Количество аудиторных часов, отведенных для семинарских занятий – 28 часов. В начале курса студентам предлагается список тем для докладов, которые будут обсуждаться в семинарах. Практикуются не только доклады, но и выступления оппонентов. Помимо устного доклада студент сдает доклад в письменной форме (эссе), что позволяет ему повысить оценку и учесть те замечания и дополнения, которые были сделаны во время дискуссии. Предложенные темы семинарских занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой и затрагивают узловые проблемы эволюции декоративно-прикладного искусства. В ходе семинара в рамках докладов и дискуссий закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях
  • неблокирующий Домашнее задание
    Суть задания: студенту предлагается выбрать один (или группу) памятников русского декоративно-прикладного искусства XI-XX вв., хранящихся в одном из музеев Москвы и Подмосковья, и составить его ёмкое описание и анализ, используя специфические термины и характеристики
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Семинарские занятия + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Prettejohn, E. (2005). Beauty and Art : 1750-2000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191210