Бакалавриат
2020/2021
Кино и культура
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Сувалко Александр Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает панорамный обзор ключевых национальных кинематографий XX века, в котором кино рассматривается как медиум, сопровождавший и активно формировавший национальное самосознание стран Европы и европеизированного Нового Света. Изучать кинематограф XX века — значит анализировать культуры, в которых он функционировал. В рамках курса предлагается говорить не столько об эстетических достоинствах, сколько об эстетическом измерении национального строительства. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/CINCULT/.
Цель освоения дисциплины
- Выработать у слушателей общую ориентацию в истории кино как социальной практики, аналитических и концептуальных компетенций в области кинокультуры, широкого понимания связи кино и его различных контекстов – технологических, социальных, национально-политических.
Планируемые результаты обучения
- Разбираться в основных этапах становления и развития французского кино.
- Разбираться в основных этапах становления и развития немецкого кино.
- Разбираться в основных этапах становления и развития итальянского кино.
- Разбираться в основных этапах становления и развития скандинавского кино.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино США.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Великобритании.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Западной Европы (Бенилюкс, Пиренейский полуостров).
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Центральной Европы (Балканский полуостров, Венгрия)
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния).
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино СССР-России.
Содержание учебной дисциплины
- Культура и кинематограф Франции.Картографирование национального кинематографа. Франция как родина кино и лидер национально ориентированной киноиндустрии. От авангарда к новой волне (1920-30 и 1960-е). Феномен Робера Брессона. Кино как инструмент политики и новая условность (кризис 1970-х и поиски 1980-х). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф Германии.Демонический экран и каммершпиль — культурные рефлексии Первой Мировой Войны. Кинематограф Третьего Рейха: Пропаганда и мелкобуржуазная эстетика. «Новое немецкое кино» 1970-х и социальная доминанта конца XX в. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф Италии.«Колоссы» и сериалы «золотого десятилетия» (1910-е гг.). От «кино белых телефонов» к неореализму: призрачность и эстетической границы. От потока сознания к жанровым поискам. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Кинематограф и культура Скандинавии.Искусство выживания: (само)ирония скандинавской культуры. Религиозное и персонологическое кино. Феномен Ингмара Бергмана. Догма-95. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф США.Лаборатория кино и визуализация нации. Ролевые модели американского кино. Быть «плохим»: вековая история образа с 1900-х годов. Индивид и проблема свободы в американской кинокультуре (трансгрессия — насилие — выбор). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф Великобритании.Кинематограф Великобритании между континентальными конкурентами и прежними колониями. Неигровые традиции. «Сердитые молодые люди» в послевоенном британском кино. От левых традиций до эксцентризма. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф Западной Европы.Миф о «самых скучных» и «самых страстных» странах Европы. Причины отставания кинематографа Западной Европы от США, Франции, Германии. Натурализм, магический реализм, социальный минимализм в кино Бенилюкса. Феномен Луиса Бунюэля. Постттоталитарные травмы пиренейской окраины (сексуальность и квир). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф Центральной Европы.Пост-имперское пространство: мифология независимости. Причины экономических успехов при социализме. Становление метафизического кинематографа в послевоенной Венгрии. Балканский культурный ареал. Феномен «Черной волны» в Югославии середины XX в. Гражданская война на экране. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура и кинематограф Восточной Европы.Общая судьба в эпоху нациостроительства и постсоциалистические трансформации. Послевоенная новая волна в Польше и Чехословакии. Румынское кино поколения X. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
- Культура России и русскоязычный кинематограф.Салонная драма и авангард до и после пролетарской революции. Преодоление сталинского канона в кинематографе оттепели. Советская политическая стагнация и художественные достижения позднесоветского кино. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Кино и культура».
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585
Рекомендуемая дополнительная литература
- Thomas Elsaesser. (2005). European Cinema : Face to Face with Hollywood. Netherlands, Europe: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C7E5016