• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Проектный семинар

Направление: 11.03.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар является базовым компонентом проведения проектной деятельности студентов. Студенты приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы, учатся осознавать проблемную ситуацию проектирования, формулировать цели проектирования, готовить публичные выступления по тематике проекта и оформлять результаты проектной деятельности в текстовых документах по стандартам, приобретают компетенции в области проектирования, внедрения и администрирования сложных автоматизированных систем в области инфокоммуникационных технологий и систем связи. В рамках Проектного семинара студенты приобретают опыт использования программного обеспечения для схемотехнического моделирования - NI Multisim, LTSpice, MATLAB, MAthCAD.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков ведения проектной работы, взаимодействия с командой проекта, подготовки проектной документации, публичных выступлений по тематике проекта.
  • Приобретение компетенций по проектированию, внедрению и администрированию сложных автоматизированных систем в области инфокоммуникационных технологий и систем связи.
  • Выработка понятий о проблемной ситуации проектирования, целях проектирования, сущности технического проекта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает типы проектов и их жизненный цикл. Знает метод проектов.
  • Владеет терминологией в области проектной деятельности в сфере инфокоммуникационных технологий.
  • Знает этапы работы над проектом.
  • Умеет применять творческий подход для выполнения проектной деятельности.
  • Знает методы и техники генерации идей. Знает где искать и как оценивать идею. Знает виды инноваций.
  • Способен применять действия для успешной реализации идеи.
  • Знает способы корректной постановки цели и задач для проекта.
  • Умеет отличать цель проекта от задач проекта.
  • Знает типовые роли руководителя в проекте. Знает типовые задачи руководителя для каждой роли и методы их решения. Знает способы распределения ролей в проекте. Знает принципы формирования команды и эффективные способы взаимодействия с командой.
  • Требования, правила оформления и календарные сроки разработки технического задания. Календарный план (сроки) выполнения проекта. Отчетность в ходе выполнения проекта.
  • Знает ПО для моделирования физических и электрических процессов, а также 3D-визуализации. Знает ПО для разработки алгоритмов, приложений, интерфейсов и системы компьютерной математики для анализа данных, исследования и их визуализации.
  • Знает общую логику создания графиков, знает, как правильно найти данные и подготовить данные к работе. Знает типы данных, виды графиков и выбор правильного типа визуализации. Знает приемы красивых и понятных графиков. Знает основные ошибки при создании визуализаций.
  • Знает основные требования и структуру оформления материалов (тезисы, статьи) для научных мероприятий.
  • Умеет оформлять научные материалы в Microsoft Word.
  • Знает структуру подачи научного материала в устной форме. Знает требования к оформлению презентации для научного мероприятия.
  • Умеет оформлять научные результаты в Microsoft PowerPoint.
  • Знает основные этапы разработки продукции.
  • Знает комплектности конструкторской документации.
  • Знает правила оформления основной конструкторской документации
  • Знать основные понятия многокритериального выбора технических систем (ТС), виды обобщенных критериев и шкалы их измерения, методику многокритериального выбора ТС по интегральному критерию.
  • Уметь осуществлять постановку задачи многокритериального выбора технической системы (ТС), формировать вектор критериев выбора, определять множество эффективных альтернатив ТС (множество Парето), проводить нормализацию критериев, выбирать наилучшие альтернативы ТС на основе принципов оптимальности.
  • Знать сущность и определение цели проектирования технической системы (ТС), отличие целей проектирования от задач проектирования, методику построения дерева целей проектирования ТС.
  • Уметь формулировыать цели проектирования технических систем (ТС) и формировать деревья целей проектирования ТС.
  • Знать основные понятия теории технических систем (ТС), описание назначения и технической функции ТС, основные виды структур ТС.
  • Уметь формулировать назначение технической системы и описывать её иерархическую структуры на языке графов.
  • Иметь представление о сущности проблемной ситуации в проектировании и причинах её возникновения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемная ситуация в проектировании
    Потребности человека и общества, их динамика. Удовлетворение потребностей результатами инженерного труда. Стимулирование потребностей достижениями техники. Основные показатели качества технической системы; их описание через параметры и признаки.
  • Системное свойство техники
    Техническая система (ТС), её системные признаки. Функция технической системы. Назначение ТС. Структурность техники. Иерархическая структура ТС.
  • Цели проектирования
    Понятие цели проектирования ТС. Классификация целей проектирования ТС. Методика построения деревьев целей проектирования.
  • Основы многокритериального выбора технических систем
    Понятие о выборе технической системы (ТС). Проблема многокритериальности выбора. Понятие о критерии, шкалы их измерения. Весовые коэффициенты значимости критериев. Лицо, принимающее решение (ЛПР). Интегральный критерий. Нормализация критериев. Формы интегрального критерия.
  • Введение в проектную деятельность.
    Терминология проектной деятельности в сфере инфокоммуникационных технологий. Проект. Типы проектов и их жизненный цикл. Метод проектов.
  • Отдельные аспекты проектной деятельности инженера.
    Этапы работы над проектом. Творческий подход при выполнении проекта. Личные качества инженера. Карьерный рост в профессии. Правила креативного мышления.
  • Идеи для проекта.
    Методы и техники генерации идей. Где искать и как оценивать идею. Виды инноваций. Схема работы для выбора лучшей идеи. Действия для успешной реализации идеи. Инструменты для работы с идеями. Scamper – вопросы для ответов.
  • Цели и задачи проекта.
    Отличие цели проекта от задач проекта. Причинно-следственная связь между проблемной ситуацией, целями и задачами проекта. Техника корректной постановки задач проекта.
  • Роль руководителя и команды в проекте.
    Типовые роли руководителя в проекте. Типовые задачи руководителя для каждой роли и методы их решения. Способы распределения ролей в проекте. Принципы формирования команды и эффективные способы взаимодействия с командой.
  • Требования к разработке технического задания для выполнения проекта
    Требования, правила оформления и календарные сроки разработки технического задания. Календарный план (сроки) выполнения проекта. Отчетность в ходе выполнения проекта.
  • Обзор программного обеспечения (ПО) для выполнения задач проекта.
    ПО для моделирования физических и электрических процессов, а также 3D-визуализации. ПО для разработки алгоритмов, приложений, интерфейсов. Системы компьютерной математики для анализа данных, исследования и их визуализации.
  • Инфографика и визуализация данных.
    Общая логика создания графиков. Способы найти данные и подготовить данные к работе. Типы данных, виды графиков и выбор правильного типа визуализации. Приемы красивых и понятных графиков. Основные ошибки при создании визуализаций.
  • Представление результатов проектной деятельности на научных мероприятиях в форме электронного документа.
    Основные требования и структура оформления материалов (тезисы, статьи) для научных мероприятий. Оформление научных результатов в Microsoft Word.
  • Представление результатов проектной деятельности на научных мероприятиях в устной форме.
    Структура подачи научного материала в устной форме. Требования к оформлению презентации для научного мероприятия. Оформление результатов научного исследования в Microsoft PowerPoint.
  • Единая система конструкторской документации
    ЕСКД. Стадии разработки. Единичное производство, опытное производство, серийное производство. ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов. Разновидности конструкторской документации, правила оформления.ЕСКД. Текстовые документы. Правила оформления таблиц, графиков, инструкций, прочих документов. ЕСПД. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
    (2-3 модули). Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №10 "ЕСКД"
    Дистанционный формат со 2-го модуля.. Домашнее задание состоит из четырех частей, каждая из которых оценивается отдельно. На каждую часть устанавливается предельный срок сдачи, после которой работы не принимаются. (За исключением уважительных причин). 1 часть: «Пояснительная записка» 2 часть: «Оформление чертежей и схем» 3 часть: «Программный код» 4 часть: «Итоговый комплект документов» Оценка за Домашнее задание формируется по следующей формуле: ДЗ10 = 0,32 Ч1 + 0,28 Ч2 + 0,28 Ч3 + 0,12 Ч4 Пересдача отдельных частей работы не предусмотрена. Сдача работ осуществляется через систему Google Classroom.
  • неблокирующий Домашнее задание №1 "Построение дерева целей проектирования технической системы"
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №2 «Многокритериальный выбор технических систем с использованием интегрального кр
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №3 «Идеи для проекта. Постановка цели и задач проекта»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №4 «Распределение ролей в команде проекта»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №5 «Требования к разработке технического задания проекта»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №6 «Обзор программного обеспечения для выполнения задач проекта»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №7 «Инфографика и визуализация данных»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №8 «Результаты проектной деятельности. Часть 1»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание №9 «Результаты проектной деятельности. Часть 2»
    Дистанционный формат со 2-го модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * активность на семинарах + 0.1 * Домашнее задание №1 "Построение дерева целей проектирования технической системы" + 0.25 * Домашнее задание №10 "ЕСКД" + 0.15 * Домашнее задание №2 «Многокритериальный выбор технических систем с использованием интегрального кр + 0.025 * Домашнее задание №3 «Идеи для проекта. Постановка цели и задач проекта» + 0.025 * Домашнее задание №4 «Распределение ролей в команде проекта» + 0.03 * Домашнее задание №5 «Требования к разработке технического задания проекта» + 0.025 * Домашнее задание №6 «Обзор программного обеспечения для выполнения задач проекта» + 0.025 * Домашнее задание №7 «Инфографика и визуализация данных» + 0.06 * Домашнее задание №8 «Результаты проектной деятельности. Часть 1» + 0.06 * Домашнее задание №9 «Результаты проектной деятельности. Часть 2»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • MATLAB 7. Основы работы и программирования : учеб. пособие для вузов, Поршнев, С. В., 2008
  • Microsoft visual studio 2008, Пауэрс, Л., 2009
  • Веретехина С.В. - Информационные технологии. Проектирование базы данных технической документации в виде интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) в рамках технологии CALS. Программно-аппаратная организация ИЭТР - Русайнс - 2015 - 124с. - ISBN: 978-5-4365-0203-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916850
  • Инфографика : коммуникация и влияние при помощи изображений, Смикиклас, М., 2014
  • Компьютерная графика : учебник и практикум для приклад. бакалавриата, Боресков, А. В., 2016
  • Методические основы управления ИТ - проектами : учебник для вузов, Грекул, В. И., 2011
  • Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : в помощь написания диссертации и рефератов : учеб. пособие, Андреев, Г. И., 2003
  • Половинкин А.И. - Основы инженерного творчества - Издательство "Лань" - 2019 - 364с. - ISBN: 978-5-8114-4603-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123469
  • Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ : учебное пособие, Кукалев, С. В., 2018
  • Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга : учеб. пособие для вузов, Андрейчиков, А. В., 2018
  • Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений, Абовский, Н. П., 1998
  • Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах : учебник для вузов, Ларичев, О. И., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Выполнение электрических схем по ЕСКД : справочник, Усатенко, С. Т., 1992
  • Компьютерная геометрия и графика : учебник для вузов, Дегтярев, В. М., 2013
  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077
  • Теория принятия решений : учебник для вузов, Петровский, А. Б., 2009