• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Основы исследовательской работы в области мировой экономики 1"

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В программе уделяется особое внимание принципам и методам системного анализа в экономических исследованиях, необходимых студентам ОП «Мировая экономика» в рамках самостоятельного научного исследования в сфере мировой экономики, в том числе для подготовки курсовых, а в конечном итоге – и выпускных квалификационных работ, а также для участия в различных конкурсах научно-исследовательских работ студентов как в НИУ ВШЭ, так и за его пределами. В рамках программы подробно рассматриваются вопросы моделирования процессов и ситуаций в мировой экономике, необходимых для обеспечения точности, объективности и результативности выводов и дальнейшего исследования в данном или смежном направлениях. Значительная часть программы отводится на изучение общих требований к курсовым работам, включая выбор темы, формирование структуры курсовой работы, использование источников экономической и статистической информации, в том числе на основе наукометрических характеристик и параметров публикаций в академических изданиях (реферативная платформа изданий, индекс Хирша изданий и авторов, цитируемость работ, импакт-фактор академических журналов). Кроме того, внимание студентов привлекается к необходимости обеспечения высокого качественного уровня курсовых работ, прежде всего, за счет четкой структуры исследования (например, в соответствии с форматом IMRAD (Introduction, Method, Results, and Discussion)), а также к преимуществам подготовки курсовых работ на английском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование компетенций обучающихся, необходимых для понимания теории и методологии экономической науки, причинно-следственных связей, инструментов и проблематики в сфере мировой экономики, особенностей, современной структуры и динамики международных экономических отношений, а также взаимосвязи учебных дисциплин, преподаваемых в рамках образовательной программы «Мировая экономика»
  • Приобретение студентами навыков самостоятельного и объективного научного исследования, необходимых для подготовки и защиты научных (в том числе курсовых и выпускных квалификационных) работ, а также для участия в различных конкурсах научно-исследовательских работ студентов как в НИУ ВШЭ, так и за его пределами;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет необходимость науки и научных исследований для развития общества, разбирается в основных научных методах и различает их особенности, уверенно разбирается в структурных элементах научных работ по программам бакалавриата, в частности, ОП «Мировая экономика», требованиях к качеству научных исследований и различных методологических подходах к исследованию с целью повышения объективности его результатов.
  • выделяет основные объекты исследований в сфере мировой экономики, описывает важность системного подхода к исследованию мировой экономики с учетом неопределенности векторов ее развития и большого объема нерешенных вопросов в сфере макро- и микроэкономического управления.
  • уверенно владеет основными подходами к структурированию научных работ программ бакалавриата, разбирается в отличиях количественного и качественного анализа в экономических науках, выявляет возможности и значение моделирования для достижения объективности результатов исследования.
  • свободно ориентируется в различных источниках информации и базах данных, определяет те из них, которые можно использовать для подготовки исследования на приемлемом уровне, отвечающем требованиям НИУ ВШЭ к исследовательским работам программ бакалавриата, умеет находить академические публикации, соответствующие тематике научных исследований.
  • разбирается в основных количественных параметрах публикаций в научных изданиях с целью выявления публикаций, потенциально пригодных для проведения исследования в соответствии с требованиями НИУ ВШЭ, наукометрические и библиометрические параметры научных публикаций, а также описывает важность репутационного уровня издательства/журнала для независимости и объективности проводимых исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научно-исследовательская работа студентов. Цели и задачи
    Раздел 1.1. Наука: цель и значение для общества. Научная работа. Научные методы (наблюдение, систематизация, анализ, синтез, обобщение (агрегирование), прогноз). Верификация (проверка) научного знания. Критический подход в науке. Научная эволюция и научная революция. Задачи, стоящие перед учеными и экспертами. Национальный и международный уровни науки и научных исследований. Раздел 1.2. Что такое курсовая работа и зачем она нужна? Общие (базовые) требования к курсовой работе. Выбор темы курсовой работы и требования к ней. Структура курсовой работы и логическая взаимосвязь ее глав и разделов. Цель, задачи, предмет, объект курсовой работы, научная гипотеза исследования (исследовательский вопрос). План исследования в рамках курсовой работы. Методология исследования в курсовой работе. Требования к источникам литературы для подготовки курсовой работы. Преемственность исследований в ходе дальнейшего обучения в университете.
  • Мировая экономика как научная дисциплина. Особенности исследований в сфере мировой экономики
    Особенности экономической науки. Специфика научных исследований в экономической сфере. Мировая экономика в системе экономических наук. Мировая экономика и международная экономика. Предмет и объекты исследований в мировой экономике. Специфика исследования явлений, процессов и перспектив развития в мировой экономике. Макроэкономический и микроэкономический аспекты исследования в мировой экономике. Системность анализа в исследованиях мировой экономики. Нерешенные задачи мировой экономики.
  • Методы и структура научных исследований
    Общенаучные методы исследований в мировой экономике (индукция, дедукция, экономико-математическое моделирование экономических процессов). Методология научного исследования. Роль сравнительного анализа в исследованиях вопросов мировой экономики. Структурирование научных исследований в формате IMRAD. Значение формата IMRAD в современной науке. Количественный и качественный анализ в экономике. Моделирование экономических процессов как инструмент научных исследований и научного поиска в экономике и его издержки. Качественные методы исследования в экономике и его издержки. Экспериментальный метод в мировой экономике и его ограничения.
  • Источники информации для научного исследования
    Академические и аналитические источники информации. Ведущие мировые и российские поисковые платформы и базы данных научной информации. Электронные библиотеки. Первичные и вторичные источники научной информации. Виды/типы источников научной информации. Пределы использования различных источников научной информации. Статистические базы данных. Требования к источникам информации для научных исследований. Распределение академических журналов по экономической тематике.
  • Базы данных и наукометрические параметры научных публикаций
    Базы данных научных публикаций. Количественные характеристики научных публикаций: количество опубликованных научных работ, количество цитирований научных работ, индекс Хирша. Импакт-фактор академических журналов. Ранжирование экономических журналов в зависимости от количественного значения импакт-фактора. Значение журнала и издательства для научных публикаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (КР-1)
  • неблокирующий Экзамен в формате контрольной работы (КР-2)
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Webinar (https://webinar.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться калькулятором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 1 минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа (КР-3)
  • неблокирующий Экзамен в формате контрольной работы (КР-4)
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Webinar (https://webinar.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться калькулятором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 1 минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Экзамен для студентов, получивших 0-3 балла в промежуточной аттестации 1 модуля и/или 2 модуля
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Webinar (https://webinar.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться калькулятором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 1 минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Контрольная работа (КР-1) + 0.7 * Экзамен в формате контрольной работы (КР-2)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.28 * Контрольная работа (КР-3) + 0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.42 * Экзамен в формате контрольной работы (КР-4)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Библиометрические индикаторы: Практикум / В.В. Писляков; Редактор серии М.Ю. Барышникова - М.: НФПК: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 60 с.: 60x90 1/16. - (Результаты научной деятельности: Политика. Оценка. Внедрение). (о) ISBN 978-5-16-010696-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/500813
  • Волгина О.А. и др. - Математическое моделирование экономических процессов и систем. (Бакалавриат) - КноРус - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-406-07018-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932567
  • Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В., - Учебно-методическое пособие по написанию и защите реферативных и курсовых работ по направлениям подготовки и специальностям психологического профиля - Русайнс - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-4365-3787-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933881
  • Методология научного исследования : учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/357. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/989954
  • Наукометрический аппарат исследований в сфере современного образования : монография / В.А. Дадалко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 182 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1045944. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1045944
  • Неумоева-Колчеданцева Е. В. - ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-09443-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-442021
  • Худоренко Е. А., Христолюбова Н. Е. - МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-03656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnye-ekonomicheskie-otnosheniya-v-shemah-i-tablicah-438511
  • Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования : монография / И.В. Понкин, А.И. Редькина. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 86 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/10.12737/monography_5bffa313a6f0b3.99378392. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1043826
  • Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза : монография / М.В. Носков, Р.А. Барышев, М.М. Манушкина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 106 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24242. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024092

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Байбородова Л. В., Чернявская А. П. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-06257-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-437120
  • Ефимов, В.М. Экономическая наука под вопросом: иные методология, история и исследовательские практики : монография / В.М. Ефимов. - Москва : КУРС, 2018. - 352 с. - ISBN 978-5-906818-09-6. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1017327
  • Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Брыкин А.В., Иващенко Н.П., Камчатова Е.Ю., Лютова Е.А. - Экономико-математическое моделирование бизнес-процессов отраслевых рынков в условиях цифровой экономики. Монография. - Русайнс - 2019 - 188с. - ISBN: 978-5-4365-3282-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932301