• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Медиаменеджмент

Статус: Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Менеджмент в СМИ
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен:  Знать принципы управления медиаорганизациями и специфику управления такими структурами в сравнении с другими видами бизнеса, особенности управления твор-ческими коллективами и методы мотивации творческого персонала  Уметь создавать стратегии, бизнес-планы, бюджеты и финансовые планы, концепции медиа, маркетинговые стратегии программные сетки и т.п., управлять контентом, до-ходностью, коммерческим отделом, редакционными и творческими структурами, временными творческими коллективами, анализировать деятельность СМИ в ее структурном, смысловом и аудиторном аспектах  Иметь навыки (приобрести опыт) пользования компьютерными программными пакетами для управления проектами, статистическими пакетами, системами распределения обязанностей в редакции, применения источников данных о рынках, использования методов стратегического, маркетингового, организационного анализа медиакомпаний
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
  • Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
  • Освоение инструментов стратегической организационной диагностики и использования их при управлении портфелем медиахолдинга
  • Изучение методов и особенностей управления правами на контент в различных средах
  • Освоение основных методов бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет методаами организации учета оборудования и технологий
  • Владеет навыками написания технических обоснований и концепций
  • Владеет техническими навыками создания и ведения документооборота
  • применяет аудиторные данные при планировании времени выхода в эфир
  • представляет связи между планом деятельности и контролем выполнения, классифицирует управленческие решения
  • разрабатывает организационные структуры для выполнения тех или иных задач и сообразно целям организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли
    Понятие медиа-компании. Типология медиакомпаний. Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли. Понятие органи-зации (фирмы, компании). Понятие медиа-организации (медиа-фирмы, медиа-компании). Типология медиа-организаций. Типы организаций по юридическому статусу, форме соб-ственности, типу производимой продукции и услуг и др. Коммерческие и некоммерческие медиаорганизации. Рыночные и нерыночные медиа-организации. Медиаорганизации в форме акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, неком-мерческого партнерства и др. Специфика их деятельности в российской практике. Специфи-ческие ограничения для каждого типа медиаорганизации. Критерии успеха и задачи менедж-мента в деятельности медиаорганизаций в зависимости от их типа.
  • Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа-менеджменте
    Понятие «медиа-активы». Типология медиа-активов. Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа-менеджменте. Понятие финансового менеджмента компании. Инструменты финансового менеджмента, их типология. Понятия «активы» и «пассивы» компании. Их типология. Материальные и нема-териальные активы. Гудвилл. Специфика финансового менеджмента медийных организаций. Инструменты финансового медиа-менеджмента. Понятие «медиа-активы» и «медиа-пассивы». Их типология. Материальные и нематериальные медиа-активы. Медиа-активы как объект управления. Управление компанией и управление активами: что общего и в чем раз-ница между этими двумя функциями. Природа происхождения активов компании.
  • Управление группой брендов в медиахолдинге
    Синергия в продвижении собственных брен-дов. Организация взаимодействия медиакомпаний холдинга. Понятие «синергия» в медийной практике. Использование ресурсов холдинга для продвижения собственных брендов на рын-ке. Особенности организации «пакетных» продаж рекламы в ресурсах медиахолдинга. Управляющая компания медиахолдинга и сбалансированная организация использования ее услуг управляемыми бизнес-единицами.
  • Субъекты собственности и управления медиа-организаций во взаимодействии между собой
    Их роли в деятельности медиа-организации. Конфликты интересов собственников и мене-джеров и пути их разрешения. Субъекты собственности и управления медиа-организаций во взаимодействии между собой. Понятия «владелец медиа-организации», «собственник», «акционер», «инвестор», «креди-тор», «лендер». Их роли в деятельности медиа-организации. Взаимоотношения собственни-ков и менеджеров в медиа-организации. Их специфика в зависимости от юридического ста-туса медиа-организации. Конфликты интересов собственников и менеджеров и пути их раз-решения. Привлечение инвестиций в медиа-организации. Профильные и непрофильные ин-весторы. Их роль и влияние на развитие отрасли.
  • Нематериальные активы медиа-организаций.
    Типология нематериальных активов ме-диа-организаций. Нематериальные активы медиа-организаций. Типология нематериальных активов медиа-организаций. Стандартные и специфические нематериальные активы медиа-организаций. Проблема авторских и смежных прав в медиа-бизнесе. Управление правами как активом. Российское законодательство по вопросам авторских и смежных прав и его влияние на управление правами в медиа-организации. Логотип и бренд как важнейшие нематериальные активы медиа-организации. Звезды и топ-менеджеры как нематериальные активы медиа-организации. Рынок звезд и менеджеров в медиа-бизнесе.
  • Рынок контента в медиа-бизнесе
    Субъекты рынка медиа-контента. Основные продукты рос-сийского рынка медиа-контента. Ценообразование и дистрибуция на рынке медиа-контента. Рынок контента в медиа-бизнесе как сегмент отраслевого рынка. Субъекты рынка медиа-контента в его различных сегментах: производящие телекомпании, производящие радиоком-пании, информационные агентства и т.п. Основные продукты российского рынка медиа-контента и их характеристики. Особенности ценообразования на рынке медиа-контента. Особенности дистрибуции на рынке медиа-контента.
  • Базовые направления медиабизнеса: производство контента, агрегация и дистрибуция
    Моде-ли медиакомпаний в соответствии с указанной типологией. Аутсорсинг в медиабизнесе. Пользовательский контент: новые возможности и новые риски. Медиакомпании работают в трех основных направлениях: производство, агрегация и дистри-буция контента. В чем специфика каждого из этих направлений. Как устроены бизнес-модели компаний, специализирующих в одном или в одновременно в нескольких указанных направ-лениях. В каких случаях возникает потребность в аутсорсинге и как она удовлетворяется. Какие возможности даем медаикомпании так называемый «пользовательский контент» или user generated content (UGC). В чем преимущества и недостатки UGC.
  • Немедийные (не связанные с производством и распространением контента) доходы медиа компаний
    Современная медиакомпания получает доход не только от своей профильной деятельности: производство, распространение или агрегация контента. Компании с сильными брендами широко практикуют такие виды активности, как коммерческие концерты или фестивали, платные конференции, дополнительные платные сервисы на своих on-line ресурсах. Как мак-симально монетизировать немедийные возможности медиахолдинга, как расширить рыноч-ную силу бренда. Как далеко следует заходить в развитии «непрофильных» бизнесов.
  • Понятие риска в финансовом менеджменте
    Риски в управлении активами организации. Спе-цифика рисков в медиа-бизнесе. Нерыночные риски в медиа-бизнесе. Понятие риска в финансовом менеджменте. Риски в управлении активами организации. Ти-пология рисков. Внешние и внутренние риски. Рыночные и нерыночные риски. Специфика рисков в медиа-бизнесе. Стандартные и специфические медийные риски. Внутренние и внешние юридические риски медиа-организации. Нерыночные риски в медиа-бизнесе. Их типология. Управление рисками. Защита медиа-активов от рыночных и нерыночных рисков.
  • Оценка активов организации
    Подходы к проблеме оценки медиа-активов. Понятие оценки активов организации. Общие принципы оценки активов организации. Под-ходы к проблеме оценки медиа-активов: общие принципы и специфика отрасли. Типы оце-нок медиа-активов. Понятие исторической стоимости медиа-организации.
  • Медиа-отрасль как комплекс взаимосвязанных динамических элементов.
    Медиа-отрасль как комплекс взаимосвязанных динамических элементов. Контент, «Транс-порт», «Стандарты» и «Интерфейс» как основные элементы отрасли. Их взаимодействие и взаимовлияние.
  • Процессы слияния и поглощения компаний на рынках
    Основные причины слияний и погло-щений. Специфика процессов слияния и поглощения на медиа-рынках. Особенности поведе-ния российского и иностранного капитала на рынке российских медиа Динамические характеристики медиа-отрасли. Слияния и поглощения компаний на рынках. Классификация слияний и поглощений: горизонтальные и вертикальные слияния и поглоще-ния; дружественные и враждебные слияния и поглощения и др. Основные причины слияний и поглощений. Специфика процессов слияния и поглощения на медиа-рынках. Особенности поведения российского и иностранного капитала на рынке российских медиа.
  • Управление правами в медиаиндустрии
    Интеллектуальная собственность как объект медиаменеджмента. Понятие интеллектуальной собственности с экономической и юридической точки зрения. Основные черты и особенно-сти экономики, основанной на производстве интеллектуальной собственности. Проблемы управления интеллектуальной собственностью в медиаиндустрии. Интеллектуальный капитал медиакомпании. Понятие и виды нематериальных активов ме-диакомпании. Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) как охраноспособные объекты медиаме-неджмента. Классификация прав на РИД.
  • Источники права на результаты интеллектуальной деятельности в медиаиндустрии
    Международная система охраны авторских прав. Участие РФ в международных соглашениях по авторским и смежным правам и его значение. Международные конвенции: Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886), Всемирная конвенция об авторском праве (1952), Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, 1994, документ ВТО). Деятельность Всемирной Организации Ин-теллектуальной Собственности (ВОИС). Соотношение правовых концепций copyright и droit d'auteur. Система законодательства РФ в области авторского права и смежных прав. Общие принципы охраны интеллектуальной собственности в РФ.
  • Права на результаты интеллектуальной деятельности в медиаиндустрии: содержание, осо-бенности
    Объекты авторского права в медиаиндустрии. Момент возникновения авторского права. Ре-гистрация произведений. Содержание авторских прав. Срок охраны авторских прав. Информация об авторском праве. Производные и составные произведения в СМИ (римейки, экранизации, «плейлисты» и пр.). Фотография как объект авторского права в СМИ. Аудиовизуальное произведение как слож-ный объект авторского права в СМИ. Реклама как объект авторского права в СМИ. Неохраняемые произведения, факты и новости. Защита прав на телеформат. Субъекты авторского права в медиаиндустрии. Институт соавторства в медиа. Право на ин-тервью. Правовой статус продюсера как лица, организовавшего создание сложного объекта. Служебные произведения. Объекты смежного права в медиаиндустрии: исполнения, фонограммы, сообщения передач эфирного или кабельного вещания. Субъекты смежного права в медиаиндустрии: правовой статус телеведущего, продюсера радиопрограммы, организации эфирного и кабельного ве-щания. Срок охраны смежных прав. Личные неимущественные и исключительные права автора. Право автора на вознаграждение. Виды вознаграждений. Паушальный платеж. Роялти. Способы использования произведения в разных медиа. Дистрибьюция прав на медиаконтент. «Интернет»-право. Понятия streaming и video-on-demand. Бизнес-модели: оплата выгрузки, подписка, оплата за просмотр, оплата с учетом объемов использования, продажа прав. Свободное использование произведений в медиа. Концепция «fair use». Сущность свободных лицензий Creative Commons. Право на фирменное наименование медиакомпании: содержание, срок охраны. Право на то-варный знак медиакомпании. Регистрация товарных знаков. Основания отказа в регистрации. Знак охраны. Срок охраны. Особенности охраны доменного имени медиакомпании.
  • Управление процессами передачи прав на объекты авторского права и смежных прав в ме-диаиндустрии
    Авторские договоры в медиаиндустрии. Договор на отчуждение исключительного права. Ли-цензионный договор. Предлицензионные соглашения: соглашение о конфиденциальности, протокол о намерениях, опцион. Особенности заключения договоров с творческими работниками. Трудовые и гражданско-правовые договоры с творческими работниками медиакомпаний. Корпоративные документы медиакомпании. Особенности сделок с зарубежными правообладателями. Договор в авторском праве с уча-стием иностранных лиц.
  • Учет объектов авторского права и смежных прав медиакомпании и особенности их оценки
    Особенности налогообложения при создании, приобретении и использовании объектов ав-торского права и смежных прав. Документы, необходимые для идентификации объектов ав-торского права и смежных прав медиакомпании. Инвентаризация объектов авторского праваи смежных прав медиакомпании. Деловая репутация медиакомпании как нематериальный объект. Цели оценки объектов авторского права и смежных прав как нематериальных активов медиа-компании. Основные методы оценки. Амортизация нематериальных активов медиакомпании. Международные стандарты оценки. Расчет цены аудиовизуальных произведений (телепро-грамм, кинофильмов). Оценка рисков создания и реализации медиапродукта. Коммерциализация объектов авторского права и смежных прав медиакомпании и ее эконо-мические основания. Права как вклад в медиабизнес. Права как предмет залога.
  • Взаимодействие медиакомпаний с организациями по коллективному управлению правами
    Коллективное управление авторскими и смежными правами. Государственная аккредитация обществ по коллективному управлению правами. Российское Авторское Общество (РАО), НП УПРАВИС, Российский Союз Правообладателей (РСП), Всероссийская Организация Ин-теллектуальной Собственности (ВОИС). Взаимодействие медиакомпаний с обществами по коллективному управлению правами. От-личие обществ по коллективному управлению правами от музыкальных издательств.
  • Защита авторского права и смежных прав медиакомпании
    Оценка ущерба медиакомпании от нарушения авторских и смежных прав Защита авторских и смежных прав. Гражданская, административная и уголовная ответствен-ность за нарушение авторских и смежных прав. Компенсация морального вреда. Документирование факта нарушения авторских и смежных прав. Действия руководителя ме-диакомпании при обнаружении факта нарушения. Проблема «пиратства» в медиаиндустрии. Оценка ущерба и методы показателей убытков от нарушения авторских и смежных прав.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнее задание № 1 предполагает тематическое эссе на одну из предложенных тем
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Работа на занятиях
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.6 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.1 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
  • Лосева О.В., Дресвянников В.А. - Человеческий интеллектуальный капитал: теория, методология и практика оценки - Русайнс - 2017 - 282с. - ISBN: 978-5-4365-1291-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921944
  • Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 608 с. - ISBN 978-5-238-00517-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028884