• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Практикум по логике и стилистике научной работы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Иткин Илья Борисович
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс читается для будущих преподавателей русского языка и литературы в школе и знакомит студентов с современными представлениями о научной работе в области гуманитарных наук. Решая и составляя лингвистические задачи, студенты учатся формулировать научные гипотезы и проверять их на языковом материале.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках курса студенты знакомятся с требованиями, предъявляемыми к научным работам в области гуманитарных наук; знакомятся с важнейшими критериями оценки научных работ и основными проблемами и сложностями, связанными с формированием и оценкой научного знания в гуманитарных дисциплинах. Они учатся - готовить статьи и доклады (как индивидуальные, так и коллективные) в избранной им предметной области; - самостоятельно критически оценивать научные работы по избранной им предметной области с точки зрения фактической точности, полноты и научной новизны; - составлять нестандартные задачи и задания для курсов русского языка и литературы в школе, предметных олимпиад и т.д. Студенты на практике осваивают научный стиль речи, принятую терминологиею в области гуманитарных наук, основные положения общей логики, методами аргументации; современные методы анализа и критики текста, выявления фальсификаций, ошибок и «темных мест»; овладевают навыками работы с лингвистическими корпусами (в первую очередь – с Национальным корпусом русского языка).
  • Курс не является вводным. Для его изучения студенты должны владеть базовыми знаниями по истории русской литературы и русского литературного языка, а также основами лингвистического анализа текста. Для успешного освоения курса рекомендуется пройти курсы: "- «Языковые компетенции в курсе русской словесности»; - «Методы филологических исследований».
  • Компетенции, полученные в рамках данного курса, должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех основных дисциплин направления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Решают задачи, имеющие отношение к заявленной теме и основанные на анализе текстов различных жанров и стилей.
  • Составляют задачи, имеющие отношение к теме и основанные на анализе текстов разных стилей и жанров.
  • Составляют задачи, имеющие отношение к заявленной теме и основанные на анализе текстов различных жанров и стилей.
  • Создают задачи, имеющие отношение к заявленной теме и основанные на анализе текстов различных жанров и стилей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Логика научной работы
    Научная гипотеза. Гипотеза в литературоведении. Способы обоснования гипотез; принцип обязательной опоры на текст. Логическая непротиворечивость гипотезы. Виды логических ошибок: логический круг, petitio principii, ложная аналогия и др. Прочие ошибки: анахронизмы, неучет обстоятельств создания текста и др.
  • Научное знание
    Классификация наук с точки зрения предмета и метода. Место основных гуманитарных наук (лингвистика, литературоведение, искусствознание, история...) в этой классификации. Основные критерии оценки научного знания: новизна, фальсифицируемость, воспроизводимость. Возможные способы "повышения научности" литературоведения, проблемы, с ними связанные.
  • Текстология. Структура текста
    Основные принципы текстологической работы. Методы выявления фальсификаций, ошибок и "темных мест". Контроверза "lectio difficilior". Анализ структуры текста. Тексты с особыми принципами построения – явно заданными или зашифрованными (палиндромы, акростихи, липограммы и др.).
  • Стилистика научной работы
    Научный стиль: благо или зло? Особенности научного стиля. Научный стиль vs. канцелярит. "Лишние" термины. Отступления от научного стиля – оправданные и неоправданные.
  • Интеллектуальный игры как способ моделирования научной работы
    Индивидуальная и коллективная научная работа. Принципы взаимодействия при коллективной работе. "Мозговой штурм". Принцип "Все версии – на стол!" Правдоподобные рассуждения. Оценка вероятности гипотез в условиях дефицита времени.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменные домашние задания
  • неблокирующий дискуссия на семинарах
  • неблокирующий итоговая контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * дискуссия на семинарах + 0.25 * итоговая контрольная работа + 0.25 * письменные домашние задания + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Слово о полку Игореве" : взгляд лингвиста, Зализняк, А. А., 2007
  • Солганик Г.Я. - Стилистика текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 256с. - ISBN: 978-5-89349-008-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74647
  • Стилистика современного русского языка, учебник для академического бакалавриата, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 415 с., Купина, Н. А., Матвеева, Т. В., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поэтика за чайным столом и другие разборы, Жолковский, А. К., 2014
  • Поэтический словарь, Квятковский, А.П., 2013