• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Культура и искусство изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Нестерова Ольга Александровна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного курса является ознакомление слушателей с историей развития художественной культуры и визуального искусства Китая; формирование представлений об особенности генезиса китайского визуального искусства; о закономерностях развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства Китая. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные сведения о культурно-исторических, социокультурных, этнокультурных и цивилизационных характеристиках развития визуального искусства Китая; уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях визуального искусства Китая в общем контексте художественной и социальной культуры; использовать теоретические знания по теории и истории визуального искусства на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу; владеть навыками квалифицированного использования терминологии для понимания научных и научно-публицистических текстов по истории изобразительного искусства и художественной культуры изучаемого региона; корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения китайско- конфуцианской культурной традиции и стратегий ее влияния на другие страны региона; а также при анализе и интерпретации художественно-изобразительных особенностей артефактов этнических культур; изучения достижений китайской художественной культуры на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание актуальных проблем и результатов востоковедных исследований в области изучения визуального искусства изучаемого региона (Китай); умение применять основные методологические подходы для интерпретации основных визуальных способов репрезентации культурных форм Китая
  • Знание истории развития художественной культуры и визуального искусства Китая; сформировать знания о генезисе китайского визуального искусства
  • Знание о закономерностях и особенностях формирования и развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства изучаемого региона (Китай)
  • Развитие умений и навыков осуществлять компаративный анализ культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Китая; умение осуществлять анализ закономерностей развития визуального искусства в общем контексте социокультурной динамики Китая
  • Иметь представление об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Китая; понимать роль этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении развития визуального искусства Китая
  • Развитие у студентов навыков системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Китая; умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Китая
  • Иметь навыки исследования в области истории и теории развития китайской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и анализирует в призведении искусства элементы синтеза
  • Выявляет и анализирует основные особенности древнего искусства Китая
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства Китая VII – XIII вв. и школы живописи эпох Тан и Сун
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Юань
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Мин
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Цин
  • Описывает основные принципы и особенности визуализации в китайском театральном искусстве
  • Демонстрирует знание основных особенностей китайского визуального искусства
  • Анализирует этнокультурные особенности китайского ландшафтного искусства и архитектуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Синтез искусств в художественной культуре Китая
    Синтез искусств как один из определяющих, конструирующих моментов в структуре китайской художественной культуры. Типология визуального искусства Китая. Закономерности и особенности развития визуального искусства в культурном пространстве изучаемого региона. Эстетические принципы и символика китайского изобразительного искусства. Китайские трактаты по теории искусства о синтезе искусств. Синтез, канон и декоративность как факторы развития зрелищных и пространственных искусств и живописной традиции. Синтез литературы, каллиграфии и живописи как характерная черта искусства китайской традиционной живописи. Особенности художественно-выразительного языка живописи и каллиграфии. Общность материалов и орудий письма китайской живописи и каллиграфии (кисть, тушь, бумага, шелк) – тунцзюй. «Общность приемов» - тунфа и палитра формально-выразительных средств (линия, удар-прикосновение кисти, мазок).
  • Особенности изобразительного искусства Древнего Китая
    Возникновение и начало становления китайского изобразительного искусства в контексте социокультурного и духовного развития Древнего Китая. Факторы формирования изобразительного искусства. Связь живописи и каллиграфии. Искусство в системе социальной, материальной и духовной культуры архаического Китая (с эпохи раннего палеолита до возникновения государственности). Искусство эпохи Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.). Способы визуализации в рамках изобразительного искусства эпохи Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Особенности развития изобразительного искусства Китая периода ранних империй (Цинь и Хань – III в. до н.э. - III в н.э.).
  • Изобразительное искусство Китая VII – XIII вв. и школы живописи эпох Тан и Сун
    Основные черты культурного контекста развития китайского изобразительного искусства VI – X веков. Расцвет экономики и культуры государства Тан (618 – 907 гг.). Развитие городов, торговли и ремесла. Роль крупных городов в развитии культуры. Чанъань – Западная столица, Лоян – Восточная столица. Особенности архитектуры: крпости, императорские дворцы, пагоды. Взаимодействие с Индией, Кореей и Японией: межкультурные контакты. Изобретение ксилографии в годы правления Танской династии. Книгопечатание и распространение научных трудов. Ханьлинь – литературная академия, в которую входили выдающиеся живописцы и поэты (Ван Вэй, У Дао-цзы, Ли Сы-сюнь, Ли Бо, Ду Фу, Хань Юй и др.). VIII в. – выпуск первой газеты. «Лиюань» («Грушевый сад») – школа певцов и музыкантов. Введение системы государственных экзаменов. Расцвет танской поэзии. Сближение поэзии и живописи в использовании выразительных средств. Творчество поэтов-каллиграфов. Личность и творчество Ли Бо
  • Изобразительное искусство периода Юань
    Общая характеристика политического и социокультурного развития Китая периода Юань (XIII – XIV века). Влияние нашествия монголов на развитие культуры и искусства. Настроения уныния и ностальгии в среде китайских художников. Перемещение крупнейших мастеров живописи в южные провинции. Иносказательный смысл картин. Роль подтекста в надписях на картинах. Творчество Цянь Сюаня (1239 – 1310). Творчество Ни Цзаня (1301 – 1374). Ни Цзань – вертикальный свиток «Хижина мудреца осенней порой». Творчество Ван Мэна (1309 – 1385). Семиотика орхидеи и бамбука. Интерпретация тем орхидеи и бамбука в творчестве китайских живописцев У Чжэня (1280 – 1354), Ли Каня (1245 – 1320) и Гу Аня (XIV век). Свиток У Чжэня «Ветка бамбука под ветром» (1350 г.). В юаньской живописи бамбук – символ возвышенного ученого, не сгибаемого житейскими бурями. Развитие художественно-выразительных приемов, совершенствование изобразительной техники. Усложненность образов, интерес к разнообразию технических приемов и колористических сочетаний. Синтез поэзии, каллиграфии и живописи. Декоративность и орнаментальность надписей. Соотношение ритма живописи с ритмом каллиграфического почерка. Равнозначность живописи и поэзии: гармония визуального и смыслового начал художественного произведения. Литературность пейзажа. Юаньские живописцы культивируют принципы сунского направления «Вэнь жэнь хуа» («живопись благородных людей). Противопоставление «искусства для себя» профессиональному искусству на заказ.
  • Изобразительное искусство периода Мин
    Общая характеристика социокультурного развития Китая эпохи Мин (1368 – 1644). Восстановление экономики, укрепление городов, усиление политического могущества Китая. Возведение дворцовых и храмовых ансамблей в Пекине, Нанкине и других крупных торговых городах. Социально-политические противоречия и развитие художественной культуры. Специфика историко-культурной ситуации и ее влияние на развитие духовной культуры и изобразительного искусства. Появление наряду с традиционными и официальными формами культуры новых течений. Интерес художников к роли и значению человеческой личности. Развитие театра и драмы: сюжетная острота и популярность. Исторические романы. Оживление средств выразительности литературного и живописного языка. Два полюса литературы и живописи периода Мин: сухая традиционность – смелость и свежесть чувств. Отражение противоречий минского времени в живописи. Пейзажный жанр утрачивает прежнюю общественную значимость. Тенденция к копированию образцов прошлого. Сходство с живописной манерой предшественников становится художественным идеалом. Контроль власти над творчеством художников и запреты отступать от принятых изобразительных норм и канонов. Меньшее давление официальной власти на художественное творчество в Ханчжоу и Сучжоу. Развитие многочисленных художественных школ: Чжэцзянской (Дай Цзинь), Сучжоуской (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин и т.д.). Развитие в провинциях традиций сунской и юаньской «живописи ученых». Творчество Дай Цзиня. Творчество Ю Вэя (1459 – 1508). Творчество живописца, каллиграфа и поэта Шэнь Чжоу (1427 – 1509). Творчество Тан Иня (1470 – 1523) – свиток «Рыбаки на осенней реке». Новый стиль и принципы художественного творчества Сюй Вэя (1521 – 1593). Окончательное формирование особенностей минской пейзажной живописи в конце XVI – XVII веках. Очевидный разрыв между канонизацией старых схем и тенденциями нового стиля.
  • Изобразительное искусство периода Цин
    Общая характеристика основных направлений развития художественной культуры Китая в эпоху Цин (1644 – 1911 гг.). Особенности социокультурной и социально-политической ситуации. Замкнутость Китая и застой в сферах политической, социальной, экономической и культурной жизни. Основные противоречия в культуре Китая второй половины XVII – XIX веков. Период яркого расцвета и одновременно все усиливающихся противоречий – между провозглашенными высокими гуманистическими идеалами и практикой насилия, жестокости, террора, между роскошью и нищетой, между утонченной культурой и невежеством, между новым и старым. Искусственная консервация художественных канонов и традиций. Борьба старого и нового в сфере искусства. 1679 г. – «Трактат из сада величиной с горчичное зерно».
  • Принципы и особенности визуализации в китайском театральном искусстве (Пекинская опера)
    Синтез визуального и аудиального представления и восприятия в театральном искусстве Китая: Музыка в китайском театральном искусстве и в китайской культуре. Роль музыкального и театрального искусства в организации и развитии социокультурных взаимодействий. Художественно-эстетический канон китайского музыкального искусства в рамках культурной традиции и ритуала. Конфуцианство об этико-социальных функциях искусства. Воспитание личности как процесс рецепции морально-этических ценностей с целью совершенствования нравственных качеств человека. Влияние конфуцианских художественно-эстетических установок на тематику, жанры и формы искусства при династии Хань (207 до н.э. – 220 н.э.). Особенности традиционного китайского художественно-эстетического канона.
  • Этнокультурные особенности визуализации в китайском ландшафтном искусстве и архитектуре
    Семиотика садово-паркового пространства. Изобразительные средства формирования целостного пространства. Особенности традиционной китайской ландшафтной архитектуры. Синтез утилитарного и символического в китайской ландшафтной архитектуре. Истоки истории становления китайского сада: юанью и линтай. Парки времен династий Цинь и Хань. Сады при храмах и монастырях. Уникальный стиль «сада поэта» в эпоху Тан. Сад Бо Цзюйи в Люйдаофане (Лоян, провинция Хэнань). «Покажи мне свой сад, и я скажу, кто ты». Формирование стандартов обустройства сада. Усадебный сад. Храмовый сад. Растения в саду. Пионы и лотосы в саду храма Циэнь в Сиане. Сосны, можжевельник и цветущие деревья в буддийских храмах как реализация принципа: «Форма сама по себе есть пустота; пустота сама по себе есть форма». Персиковые деревья в даосских храмах. Семиотика персика в контексте даосского учения. Императорские парки «золотой эпохи» Тан. Расцвет садово-паркового искусства в эпоху Сун. Изображение архитектурных построек в пейзажной живописи эпохи Сун. Сад как центр творческой жизни. Сад как существенная часть образа жизни: ценность любования цветами и растениями, коллекционирование древностей, медитация. Эстетические функции цветов, птиц, рыб и насекомых в изобразительном искусстве и искусстве организации сада. Парк Гэньюэ императора Хой Цзуна (1100 – 1125) – дворец Хуаянгун.
  • Китайское визуальное искусство в контексте культуры быта и повседневной жизни
    Роль искусства в повседневной жизни китайцев. Основные функции изобразительного искусства в повседневной жизни. Визуализация этических и эстетических ценностей в традиционной китайской культуре. Декоративно-прикладное искусство Китая: лак, шелк, фарфор. Лаковое производство. История развития лакового производства в Китае. Особенности технологии приготовления лака. Три разновидности лака по технологии производства и особенностям декора: 1) расписной; 2) резной; 3) инкрустированный. «Сухой лак» провинции Сычуань. Основные китайские центры производства художественных лаковых изделий: провинции Фуцзянь, Сычуань, Цзянсу, Гуйчжоу, Цзянси, Гуандун, Ганьсу, Пекин, Шанхай. Пекинский резной красный лак на медной или деревянной основе. Визуальные образы – люди, горы и воды, цветы и орнаменты, птицы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Задание в итоговом тесте
    Прохождение аналогично тесту в LMS.
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Экзамен (Тест в LMS)
    Итоговая оценка по данной дисциплине складывается по совокупности оценок за 1 и 2 модуль (за экзамен за 2 модуль), за аудиторную и самостоятельную работу в 3 модуле, за тест в LMS, пройденный в 3 модуле, за аудиторную и самостоятельную работу в 4 модуле. Экзамен проводится в виде теста на платформе LMS (lms.hse.ru). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Экзамен (Тест в LMS))
    Итоговая оценка по данной дисциплине складывается по совокупности оценок за 1 и 2 модуль (за экзамен за 2 модуль), за аудиторную и самостоятельную работу в 3 модуле, за тест в LMS, пройденный в 3 модуле, за аудиторную и самостоятельную работу в 4 модуле. Экзамен проводится в виде теста на платформе LMS (lms.hse.ru). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.6 * Ответ на вопросы на семинаре
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.6 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.15 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 160 с. — (Научная книга). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062376
  • Новое сибирское китаеведение. Мифы и концепты китайской культуры : монография / Н.П. Копцева, О.А. Карлова, Лия Ма [и др.] ; под науч. ред. Н.П. Копцевой, О.А. Карловой. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 264 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1031819 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1031819

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 160 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945472
  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005