Магистратура
2020/2021
Психология коммуникаций
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология в бизнесе)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Психология в бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данного курса предусмотрено обучение подходам в психологии бизнеса, способам, которые используют психологи для решения различных практических задач, связанных с пониманием психологической природы бизнеса, с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации.
Цель освоения дисциплины
- - теоретические - знакомство с психологическими подходами к процессу коммуникаций в бизнесе с учетом специфики выполняемых задач на разных уровнях управления организацией; с этическими нормами деловых коммуникаций; - практические – сформировать навыки коммуникаций в условиях группового принятия решений, выполнения управленческих указаний (поощрения, наказания), проведения переговоров и других сферах применения психологических знаний для решения практических задач в бизнесе; - профориентационные – оказание помощи в профессиональном самоопределении психологов, планирующих работу в бизнесе. Для достижения указанной цели предусмотрено обучение подходам в психологии бизнеса, способам, которые используют психологи для решения различных практических задач, связанных с пониманием психологической природы бизнеса, с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение. Психологические подходы к коммуникациям в контексте решаемых в бизнесе задачПсихологические подходы к описанию процесса коммуникации в организации. Понятие общения и коммуникации. Место коммуникаций в системе управления. Социально-психологические основы деловых коммуникаций (конфликты, установление контакта, воздействие, управление эмоциями). Виды коммуникаций. Проблемы коммуникаций. Анализ кейсов, демонстрация возможностей подходов в практике управления. Этика, деловая культура бизнеса. Структура этики бизнеса. Корпоративный этикет.
- Тема 2. Коммуникативные стратегии и тактики в организацииКоммуникативная стратегия как часть коммуникативного взаимодействия или поведения. Средства достижения цели в коммуникациях, нормы поведения, динамика стратегий. Коммуникативная тактика как практические действия, реализующие цели и задачи взаимодействия. Примеры актуальных стратегий и тактик в бизнесе. Анализ коммуникативного опыта, выявление успешных и неуспешных коммуникативных тактик.
- Тема 3. Внутренние и внутренние коммуникации в бизнес-организацияхУровни коммуникаций в организациях. Особенности коммуникаций в организации. Барьеры коммуникаций и организация коммуникативных процессов. Упражнения, анализ кейсов.
- Тема 4. Управление коммуникациями в бизнес-организацияхОсновные виды, подходы и принципы организации управления бизнес-коммуникациями. Дело-вое взаимодействие и способы его организации. Этические нормы, формы делового общения в бизнесе. Работа с информацией по оптимизации управления организацией. Упражнения, анализ кейсов.
- Тема 5. Коммуникативная компетентностьКоммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности бизнес-психолога. Самопрезентация, построение личного бренда в деловом общении. Демонстрации, упражнения, анализ кейсов.
- Тема 6. Конфликты в коммуникацияхВзаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Межгрупповые проблемы в организациях. Современное представление о конфликте в организации. Причины конфликтов между группами. Негативная, а также позитивная и развивающая роль конфликтов. Психологическое сопровождение конфликтного взаимодействия. Коммуникации в организации.
- Тема 7. Коммуникации в бизнесеПодготовка и ведение переговоров. Деловая игра, анализ кейсов. Публичное выступление и пресс-конференция (типы коммуникаций, ритуальные, информационные и т.п. видео). Совещание и собрание (подготовка и планирование, контроль результатов), деловая беседа (вопросы, провокации, манипуляции). Письменные коммуникации (резюме, письмо деловое, жалоба, благодарность, ответ на запрос). Коммуникации с помощью современных технологий (телефон, скайп, видеоконференция).
Элементы контроля
- Защита проектовПри первой пересдаче студенту необходимо провести итоговый проект (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
- Работа на семинарах