• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социология культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология культуры» посвящен анализу культурного содержания форм социальной жизни и рассмотрению проблематики современной культурологии с точки зрения социологической теории. Культурное измерение социальной жизни по сути составляет одну из важнейших тем в социологической теории. Поэтому социология культуры это практически и есть сама социология, но с акцентом на культурном многообразии социальной жизни. Основная цель данного курса – показать, что социальные формы жизни людей формируются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными ценностями, нормами, образцами поведения, нравами, обычаями и др., которые формируют в современных обществах систему социальных институтов. Поэтому данный курс содержит подробное рассмотрение основных понятий культурологии и социологии культуры, обсуждение фундаментальных характеристик культуры как способа существования человеческого общества. В связи с этим настоящий курс нацелен на ознакомление студентов с основными социологическими, социально-философскими и антропологическими теориями культуры. Особое внимание уделяется те-мам, связанным с проблематикой культурных процессов в современных обществах, к примеру, глобализации и взаимодействию культур в мировом пространстве. В соответствии с принятым в НИУ ВШЭ учебным планом, программа курса «Социология культуры» предполагает В соответствии с принятым в НИУ ВШЭ учебным планом, программа курса «Социология культуры» предполагает лекционную форму занятий и семинарские занятия. Помимо этого предполагается самостоятельная подготовка студентов: ознакомление с учебной литературой, написание реферата по предлагаемым темам, в том числе реферирование статей на английском языке из современной социологической периодики. Предусмотрены консультации преподавателя по интересующим студентов вопросам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными понятиями и принципами социологии культуры, основными социологическими и антропологическими теориями культуры, а также с современными социологическими исследованиями культуры.
  • Представить студентам многообразие методов изучения культуры.
  • Развить у студентов навыки социологического анализа культуры с тем, чтобы они были способны анализировать культурные особенности современных обществ, различные культурные процессы, тенденции и явления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - знание основных процессов и культурных трендов современного общества; - знание различных подходов к изучению социально-культурной динамики в социологии; 2) навыки, умения: - способность анализировать социальные изменения и трансформации с позиции социологии культуры; 3) общие: способность аргументированно выступить в групповой дискуссии по данной проблематике.
  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - знание специфики социологического анализа культуры в сравнении с другими дисциплинарными областями; - знание методов исследования культурных явлений в социологии: их разнообразие и ограничения; 2) навыки, умения: - способность анализировать определенные социальные явления с позиции социологии культуры; - способность к восприятию, обобщению, анализу информации в рамках данной области знания.
  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - знание основных компонентов культуры и их общих определений; - знание основных теорий и исследований по данной теме; 2) навыки, умения: - способность анализировать культурные компоненты с позиции социологии; 3) общие результаты: - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь.
  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - детализированные знания о роли культуры в регуляции человеческого поведения; - знание нормативных компонентов культуры и соответствующих теоретических под;ходов 2) навыки, умения: - -способность анализировать нормативные компоненты культуры с позиции социологии; 3) общие результаты: - умение логически верно, аргументированно и ясно выстроить выступление по данной тематике.
  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - знание значения социализации как базовой формы культурной трансмиссии; - знание основных подходов к изучению социализации как культурного процесса; 2) навыки, умения: - -способность анализировать разные аспекты процесса социализации с позиции социологии культуры; 3) общие результаты: - умение аргументированно выстроить выступление или доклад по данной тематике.
  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - знание значения моды в культурной регуляции человеческого поведения; - знание специфики моды как знаковой системы; 2) навыки, умения: - способность анализировать моды в разных сферах современного общества; 3) - способность к восприятию, обобщению, анализу информации в рамках данной области знания.
  • 1) знание содержания обязательной литературы и лекционного материала: - специфики символической коммуникации в человеческой культуре; - знание специфики социологического анализа языка и других знаково-символических компонентов; 2) навыки, умения: - способность ориентироваться в разнообразии подходов и литературе по данной теме; 3) общие результаты: - умение участвовать в групповых дискуссиях по данной проблематике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социологическое понимание культуры. Культура и ее фундаментальные характеристики
    Культура как органичная составляющая всякого социологического знания. Антропология как сравнительная социология культуры. Идеальные типы традиционного и современного общества в проблемном поле социологии культуры. Культура и цивилизация, соотношение понятий и их значение в изучении культуры. Культурный этноцентризм и культурный релятивизм – две позиции в рассмотрении культуры. Определения культуры. Антропологические и социологические определения культуры. Научные задачи социологии культуры, ее объект и предмет. Культура как ценностно-нормативная система. Культура как совокупность институтов. Типологии культуры и элементов культуры. Материальная, идейная и нормативная культура. Функции культуры. Культурные универсалии. Общество, личность, культура: параметры соотнесения. Относительная автономия культурной и социальной системы как методологическая позиция в социологическом изучении культуры. Методы исследования культуры: сравнительно-исторический метод, функциональный анализ, структуралистский метод, биографический метод, этнографический метод.
  • Тема 4. Ценностно-нормативные компоненты культуры. Трансмиссия культуры 1: традиция.
    Культура и социальная регуляция поведения. Культурные образцы (модели, паттерны, правила). Два аспекта культурных образцов: социальные (социокультурные) нормы и ценности. Взаимосвязь и взаимопревращения норм и ценностей. Понятие аномии. Трактовки аномии в социологии. Обычай как исторически первоначальная синкретическая норма. Обычай и его социальные функции. Обычное право. Религиозные, нравственные и юридические нормы. Обычай и ритуал. Обычаи в современных обществах. Обычай и традиция. От поколения к поколению: традиция и культурная диахрония. Традиция как универсальная форма культурной трансмиссии. Что такое традиция? Три компонента традиции: Ежи Шацкий. В каких формах выступают традиции? Традиции в традиционных и в современных обществах. Традиции, социальная дифференциация и стратификация. Множественность традиций. Роберт Редфилд: большая и малая традиции. Изобретенные и подлинные традиции: Эрик Хобсбаум. Всегда ли традиции являются сконструированными и изобретенными? Традиции как результат выбора. «Позитивные» и «негативные» традиции. Традиции и идеологии традиционализма. Традиционное и нетрадиционное в культуре. Культурные изменения и инновации, диффузия и заимствование.
  • Тема 6. Трансмиссия культуры 3: мода
    Мода и культурная синхрония. Мода и одежда – разные явления культуры. На что бывает мода? Мода как постоянное явление. Мода как форма социального поведения. Мода как знаковая система. Мода как знаковая система. Ролан Барт и Жан Бодрийяр: теории моды? Мода как форма социальной (социокультурной) регуляции поведения. Из чего состоит мода всегда и везде: теоретическая модель моды. Компоненты моды: модные стандарты; модные объекты; атрибутивные ценности моды; денотативные ценности моды; поведение участников моды. Взаимодействие между этими компонентами. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты моды. Специфика моды как знаковой системы. Семиотическая ошибка №1. А.Крёбер и Д.Ричардсон «Three Centuries of Women’s Dress Fashions: A Quantative Analysis» (1940). Специфика моды как знаковой системы. Семиотическая ошибка №2. Жан Бодрийяр: «пустые» знаки, "симулякры", "псевдореальность" и т.п. Модные изменения. Модные стандарты. В каких областях действует мода? Два аспекта модных изменений: модные инновации и модные циклы. От моды к моде: в чем сущность модных инноваций? Три вида модных инноваций. Модные циклы. Два вида модных циклов. Модное поведение: кто и как участвует в моде? Три типа субъектов модного поведения: массовые, групповые, индивидуальные. Мода как массовое явление. Три типа массовых субъектов: конгломераты, толпы, публики. Что такое массовая культура? Массовое = низкопробное и пошлое? Мода и массовая культура. Кто и как участвует в моде: групповые участники. «Внутренние» и «внешние» типы групповых участников моды. Мода как коммуникация: от производителя к потребителю и обратно. Мода и фасцинация. Кто создает моду? Мода, равенство и неравенство. Мода и социальная стратификация. «Эффект просачивания вниз». Функции демаркации и нивелирования. Дизайн и мода. Мода – художественное явление? Мода и стиль. Что такое дизайн? Мода и дизайн.
  • Тема 7. Культура модерна и постмодерна.
    Культурная статика и культурная динамика. Классификация обществ в соответствии с процессами социальных изменений. Теории социальных изменений и культурное развитие. Типы культурных изменений. Источники и факторы культурной динамики. Время в общественном сознании и культуре. Эволюционные и революционные процессы в культуре. Культурная революция как социологическая проблема. Травма социальных и культурных изменений, теория П. Штомпки. Понятие социального прогресса и социальной эволюции. Теории прогресса культуры и общества. Эволюционные теории культуры. Классические и современные представления о социально-культурных изменениях и преодолении последствий социальных изменений. Современность и постсовременность. Конец истории или новый виток развития: теории Д. Белла, А. Тоффлера, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона. Позднесовременные общества и их культура, культура потребления, глобализация, цифровизация, макдональдизация, эволюция капитализма, культура позднекапиталистических обществ, аффективный капитализм и эмоциональная культура как репрезентация культуры современного общества.
  • Тема 5. Трансмиссия культуры 2: социализация
    Что такое социализация? Социализация как трансмиссия культуры. Три доказательства важнейшего значения социализации для общества и индивида. Различные подходы к изучению социализации индивида. Психоаналитический подход Зигмунда Фрейда. Теория «зеркального Я» Чарльза Кули. Теория социального Я и значимых других Джорджа Герберта Мида. Когнитивный подход к социализации в раннем возрасте: Жан Пиаже. Эрик Эриксон: идентичность и «возрасты жизни человека». Способы и агенты социализации индивида. Три главных способа социализации. Что такое или кто такие агенты социализации. Социализация в архаических, тоталитарных и демократических обществах. Особенности культурной трансмиссии в каждом типе обществ. Социализация, социальная и личная идентичность. Значение социализации как базовой формы культурной трансмиссии.
  • Тема 2. Основные компоненты культуры и их социологический анализ.
    Ценности как основное содержание культуры. Классификации ценностей. Ценности как объект социологического анализа в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса. Социальные нормы. Классификация социальных норм Ф. Тенниса. Формальные не-формальные социальные нормы. Санкции. У. Самнер о санкциях. Понятие культурного образца или паттерна поведения как синтетического единства ценностей и норм культуры. Культура как «символическая Вселенная». Понятия символа и знака. Классификация знаков по Пирсу и ее социологическое значение. Л. Уайт: символ как исток и основа культуры. Э. Кассирер о символических формах в культуре. У. Уорнер: теория и метод изучения символической жизни. Символическая коммуникация. Язык как основной компонент культуры. Язык как зеркало культуры в теории К. Клакхона. Языковые практики в социальной жизни.
  • Тема 3. Знаково-символические компоненты культуры.
    Человек как «символическое животное». Знаки и символы в животном мире. Семиотика и зоосемиотика. Особенности знаково-символической коммуникации в человеческой культуре. Язык. Языки естественные и искусственные. Гипотеза Сепира – Уорфа. Роль знаково-символических средств коммуникации в социальной жизни: весь мир - текст. Инструментальные элементы культуры. Человек как существо действующее. Труд как антропологическая категория.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Живые и мертвые, Уорнер, У., 2000
  • Классическое и современное : этюды по истории и теории социологии, Гофман, А. Б., 2003
  • Мода и люди : новая теория моды и модного поведения, Гофман, А. Б., 2013
  • Социология : анализ современного общества: учебник для вузов, Штомпка, П., 2008
  • Социология в обществе знаний : от эпохи модерна к информационному обществу, Ионин, Л. Г., 2007
  • Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры, Ионин, Л. Г., 2018
  • Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры, Ионин, Л. Г., 2018
  • Социология. Анализ современного общества, Штомпка, П., 2010
  • Традиции и инновации в современной России : социол. анализ взаимодействия и динамики, Гофман, А. Б., 2008
  • Утопия и традиция, Шацкий, Е., 1990

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Большие города и духовная жизнь, Зиммель, Г., 2018
  • Визуальная социология: фотография как метод исследования : учебник для вузов, Штомпка, П., 2007
  • Восстание меньшинств, Ионин, Л. Г., 2013
  • Два источника морали и религии, Бергсон, А., 2014
  • Доверие - основа общества, Штомпка, П., 2012
  • Зеркало для человека : введение в антропологию, Клакхон, К. К. М., 1998
  • Знаки, символы и коды культур Востока и Запада, Махлина, С. Т., 2017
  • Знаки, символы и мифы, Бенуас, Л., 2004
  • Избранное. Т.2: Созерцание жизни, Зиммель, Г., 1996
  • История социологии : учебник, Горностаева, М. В., 2013
  • История социологии в Западной Европе и США : учебник для вузов, Гайденко, П. П., 1999
  • Капиталистическая революция : 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе, Бергер, П., 1994
  • Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a : монография, Плешаков, В. А., 2012
  • Культура, символы и животный мир, Орел, В. Е., 2013
  • Культурология XX век: антология : философия и социология культуры, Виндельбанд, В., 1994
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
  • Многоликая глобализация : культурное разнообразие в современном мире, Бергер, П. Л., 2004
  • Общества. Обмен. Личность : труды по социальной антропологии, Мосс, М., 2014
  • Политкорректность: дивный новый мир, Ионин, Л. Г., 2012
  • Постмодерн: новая магическая эпоха 2. Транформация гендера : сб. ст., , 2003
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002
  • Социализация человека : учеб. пособие для вузов, Мудрик, А. В., 2011
  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
  • Традиция, солидарность и социологическая теория : избранные тексты, Гофман, А. Б., 2015