• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стартап в цифровой среде

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Максимова Мария Игоревна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Предоставить студентам возможность стать частью экосистемы самого непредсказуемого мира, где самая главная ценность – это делать ошибки. Основная цель курса - очень быстро учиться не только на собственных, но и чужих ошибках. В итоге освоения курса студенты должны будут изучить полный комплекс вопросов по организации, жизненному циклу, формированию KPI и контролю в бизнесах, созданных с нуля. Понимать принципы создания минимальной продуктовой ценности, выявлять и верифицировать потребителей. В ходе курса планируется привлечение руководителей стартапов, представителей фондов и групп инвесторов, чтобы студенты получили ответы на вопросы о жизни, боли и успехе бизнесов, создаваемых с нуля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стартап в цифровой среде» являются: • формирование знаний и компетенций, необходимых при работе в стартап-среде у специалиста в сфере коммуникаций; • развитие интереса у студентов к сфере предпринимательства, понимания преимуществ, возможностей, а также проблем и рисков, связанных с развитием стартапов в цифровой среде; • ознакомление студентов с процессами и инструментарием жизнеспособного стартапа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и умеет оперировать основными понятиями стартап-среды, знает жизненный цикл стартапа, понимает подходы поиска и формирования идеи для стартапа. Способен давать конструктивную обратную связь по своему проекту и проектам однокурсников.
  • Понимает мотивацию ведения предпринимательской деятельности, умеет выстраивать эффективную коммуникацию с предпринимателями - потенциальными/текущими руководителями или партнерами по бизнесу, обосновывать свою точку зрения.
  • Умеет определять ключевые типы сотрудников для команды стартапа, понимает принципы, по которым происходит найм сотрудников в подобные компании. Понимает потенциальные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в команде и умеет пользоваться приемами, которые помогут их решить.
  • Знает принципы анализа конкурентной среды, умеет находить и анализировать информацию о конкурентах из открытых источников.
  • Корректно сравнивает основные модели монетизации digital-стартапов, умеет определять их преимущества и недостатки в зависимости от типа бизнеса.
  • Умеет корректно формулировать цели и задачи исследований потребителя, проводить исследование потребителей, адаптировать результаты к профессиональным задачам.
  • Знает основные принципы формирования ценностного предложения и конкурентного преимущества, а также факторов, которые влияют на них, умеет отличать особенности маркетинга в стартапах, корректно выполняет планирование и бюджетирование проектов. Умеет корректно выстраивать коммуникационное предложение с точки зрения цели организации и сегментов аудитории, корректно обосновать выбор инструментов, выбрать релевантные метрики для оценки эффективности каналов.
  • Знает основные подходы к оценке эффективности стартапа.
  • Умеет анализировать преимущества и недостатки управленческих решений, Способен адаптироваться к различным профессиональным ситуациям.
  • Понимает отличия между разными типами финансирования, типами инвесторов, знает структуру инвестиционной презентации.
  • Знает основные этапы, механики и принципы ведения переговоров. Корректно сравнивает модели переговоров и понимает эффективность каждой. Умеет проявлять инициативу и настойчивость в достижении профессиональных и личных целей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Основные понятия стартап-среды
    «Стартап», «бизнес-ангел», «долина смерти», «экзит», «фасилитатор», «фандрайзинг», IPO, IRR, EBITDA, «пивот», post-money, pre-money и т.д. Виды IT-бизнеса, источники и поиск идеи для стартапа. Жизненный цикл стартапа.
  • Мотивации предпринимателя и ее виды.
    Понятие предпринимательской мотивации. Заблуждения предпринимателя, которые могут повлиять на развитие бизнеса. Типы мотивации предпринимателей в зависимости от стадии развития бизнеса. Заблуждения, связанные с командой, продуктом, рынком и клиентами.
  • Команда стартапа.
    Понятие «команда». Как сформировать минимальную команду в зависимости от целей компании. Формы и виды мотивации команды стартапа. Минимальное количество человек в команде стартапа: количество сотрудников, необходимые компетенции. Формы и виды мотивации сотрудников, инструменты для командной работы.
  • Анализ конкурентов и рынка.
    Типы конкурентов компании. Инструменты для анализа конкурентов. Объем рынка: понятие и расчет.
  • Бизнес-модель и модели монетизации стартапов в цифровой среде.
    Понятие бизнес-модели. Монетизация и её модель. Отличие бизнес-модели от модели монетизации. Шаблон бизнес-модели и основные подходы. Типы моделей монетизации.
  • Особенности и отличия аудитории стартапов.
    Аудитория стартапов. Аудитория корпораций. Отличия и сходства. Поиск и развитие клиентов. Цикл принятия инновационных продуктов аудиторией: подходы и этапы. Формирование лояльности. Проблемные интервью: тактика проведения, этапы, обработка и анализ информации для формирования лояльности.
  • Маркетинг и PR стартапа.
    Ценностное предложение: понятие, характеристики, разбор кейсов. Конкурентное преимущество: понятие, характеристики, разбор кейсов. Инструменты онлайн-продвижения: email-маркетинг, блогосфера, работа с лидерами мнений. Реклама и ее типы. Тенденции развития современных медиа. Тестирование различных каналов коммуникации.Работа с мессенджерами, социальными медиа. Маркетинг без бюджета. Определение и постановка KPI.
  • Оценка эффективности стартапа и метрики
    Специализированные метрики для анализа деятельности стартапа на различных этапах развития. Подходы к оценке эффективности стартапа.
  • Управленческие ошибки основателей стартапов, сложности ведения собственного бизнеса.
    Ошибки в менеджериальных подходах на разных этапах развития стартапа. Разбор кейсов стартапов на различных этапах развития и финансирования.
  • Финансирование стартапов.
    Понятие «инвестор». Типы инвесторов: инвестиционные фонды, бизнес-ангелы, венчурные фонды. Формирование отношений с инвестором. Причины, по которым инвесторы отказывают проектам в инвестировании. Каналы коммуникаций для формирования и поддержания отношений с инвестором. Инвестиционная презентация: типы презентаций, основные составляющие, принципы подготовки.
  • Ведение переговоров и развитие бизнеса
    Отличие понятий «переговоры и продажи». Школы переговоров: классическая и школа Д. Кэмпа. Этапы переговоров и роли участников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальные домашние задания
  • неблокирующий Групповые домашние задания
    В начале курса студенты разбиваются на группы до 5 человек и выбирают лидера команды. Групповые домашние задания (групповое д/з) выполняются студентами в течение всего курса и представляют собой этапы создания проекта своего стартапа. Домашние задания позволяют проверить способность применять знания, полученные во время лекционных занятий. Дедлайны к групповым заданиям жесткие, при нарушении предусмотрена система штрафов: за каждый просроченный день -1 балл. Ответственность за групповой результат несет не только лидер команды, но и вся команда. В случае, если результаты домашней работы презентует только часть команды, а другая часть в этот момент отсутствует на занятии, оценку за задание получают только те студенты, которые выступили на занятии (за исключением уважительных причин отсутствия).
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.42 * Групповые домашние задания + 0.18 * Индивидуальные домашние задания + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Метод стартапа: Предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании / Эрик Рис; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2018. ISBN 978-5-9614-1499-8. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/17918
  • Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kohler, T. (2016). Corporate accelerators: Building bridges between corporations and startups. Business Horizons, (3), 347. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.bushor.v59y2016i3p347.357
  • Power in a startup’s relationships with its established partners: Interactions between structural and behavioural power. (2017). Industrial Marketing Management. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2017.12.007
  • Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов: Учебное пособие / Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 432 с.: ISBN 978-5-9614-5665-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912217
  • Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании: Учебное пособие / Кристенсен К.М. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 239 с.: ISBN 978-5-9614-5658-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002224
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Мур Д. - Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-537-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62351
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
  • Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028