• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Культура и искусство изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Долин Александр Аркадьевич, Пак Анна Эдуардовна, Штейнер Евгений Семенович
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Культура и искусство изучаемого региона (Япония)» являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания: в области экспертно-аналитической деятельности сформировать навыки написания текстов по научно-гуманитарной экспертизе социальных проектов, планов и программ развития, реализуемых органами государственного и муниципального управления, общественными организациями, коммерческими структурами в отношениях со странами Азии и Африки (представителями стран Азии и Африки); в сфере научно-исследовательской деятельности развить навыки участия в исследованиях по истории, духовной культуре, литературе, языкам, социально-экономическому развитию стран Азии и Африки и международным отношениям, а также взаимодействию России со странами Азии и Африки; сформировать навыки прогнозирования развития восточных обществ на основе научного анализа тенденций культурно-исторического, социального, экономического и политического развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание актуальных проблем и результатов востоковедных исследований в области изучения визуального искусства изучаемого региона (Япония); умение применять основные методологические подходы для интерпретации основных визуальных способов репрезентации культурных форм Японии.
  • Сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития художественной культуры и визуального искусства Японии; сформировать знания о генезисе японского визуального искусства.
  • Выработать умение использовать в профессиональной деятельности знание о закономерностях и особенностях формирования и развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства изучаемого региона (Япония).
  • Способствовать развитию умений и навыков осуществлять компаративный анализ культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Японии; выработать умение осуществлять анализ закономерностей развития визуального искусства в общем контексте социокультурной динамики Японии.
  • Сформировать представления об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Японии; способствовать укреплению понимания роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении развития визуального искусства Японии.
  • Развить у студентов навыки системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Японии; сформировать умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Японии.
  • Сформировать и развить навыки исследования в области истории и теории развития Японской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует основные сведения о культурно-исторических, социокультурных, этнокультурных и цивилизационных характеристиках развития визуального искусства изучаемого региона (Япония)
  • Излагает и критически анализирует информацию об истории, особенностях и закономерностях визуального искусства Японии в общем контексте художественной и социальной культуры.
  • Использует теоретические знания по теории и истории визуального искусства на практике, в том числе готовит информационно-аналитические материалы и справки, реферирует и рецензирует научную литературу, использует знания по истории визуального искусства изучаемого региона в редакционно-издательской деятельности
  • Выявляет закономерности общего и особенного в развитии художественной культуры и визуального искусства (изобразительного, декоративно-прикладного и т.д.) изучаемого региона.
  • Квалифицированно использует терминологию для понимания научных и научно-публицистических текстов по истории изобразительного искусства и художественной культуры изучаемого региона.
  • Применяет понятийный аппарат востоковедных исследований в сфере изучения японской культурной традиции и стратегий ее влияния на другие страны региона; а также при анализе и интерпретации художественно-изобразительных особенностей артефактов изучаемого региона (Япония).
  • Реализовывает изучение достижений японской художественной культуры на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Синтоизм: ритуальные и визуальные аспекты. Доисторические основы синто
    Материальные артефакты периодов Яёй и Кофун. Мифология в «Кодзики» и «Нихонги». Обряды куними, ханами и цукими. Магический характер архаической поэзии и ее связь с культами плодородия. Архитектура синтоистских храмов.
  • Тема 2. Проникновение буддизма в Японию (период Асука). Раннебуддийское искусство: виды, жанры, иконография
    Храмовая архитектура: ворота, пагоды, виды святилищ. Монастырь Хорюдзи. Четыре основных класса буддийских божеств и их основные характеристики в философском, сотериологическом, мифологическом и историкохудожественном плане.
  • Тема 3. Культура классической древности (Хэйан): свитки, каллиграфия, костюм
    Золотой век японской культуры, связанной с императорским двором и аристократическим классом. Развитие японской письменности (кандзикана мадзирибун) и расцвет литературы и связанных с ней визуальных жанров онна-э и отоко-э (женственный и мужественный стили, соответственно). Живопись на горизонтальных свитках как универсальная форма сосуществования литературы, каллиграфии и графического искусства для светских или религиозных целей.
  • Тема 4. Доктрины и искусство буддийских школ (эпоха Камакура)
    Раннесредневековый период ознаменовался переходом власти к самурайскому сословию и потери двором культурной исключительности. Новые формы культурной жизни и новые религиозные учения вызвали к жизни новые течения в изобразительном искусстве и архитектуре. Визуальная культура сальвационистских (амидаистских) школ.
  • Тема 5. Календарные праздники Японии (Новый Год, весна): комплексный взгляд на богов, ритуалы, еду и развлечения
    Новогодние обычаи и обряды. Храмовые ритуалы и домашние празднества. Моти и амадзакэ и прочая ритуальная еда. Традиции и инновации.
  • Тема 6. Мир дзэнской культуры (Муромати)
    Эта эпоха (14-16 вв.) является временем, когда окончательно сформировалась традиционная японская культура. Ее иногда сравнивают с европейским Возрождением (мы рассмотрим, почему это неправильно). Основой культурного развития стало вероучение, а еще больше практика, буддийской школы Дзэн, что подробно разбирается на занятиях. Под воздействием адептов Дзэн возникли или модифицировались все виды и формы художественной культуры (поэзия, живопись, искусство сада, чайная церемония, театр и др.) – и их комплексное рассмотрение и сравнительный анализ составляют главную тему этого раздела.
  • Тема 7. Культура чая и сада
    В этой небольшой по времени аудиторного рассмотрения теме детальному анализу подвергнуты такие специфически дзэнские про происхождению формы культурно-художественной деятельности традиционной Японии, как дзэнски ориентированные чайная церемония (тяною) и искусство разбивки дзэнских садов (чайного, сухого, мхов и др.) Подробно рассматриваются духовные аспекты эстетики сдержанности и бедности, и механизмы культурных практик моделирования игровой среды по воссозданию духа единства и совместности (итидза).
  • Тема 8. Книжная культура традиционной Японии (виды книг, эхон, манга, социальные аспекты)
    Рассматривается тысячелетняя история японской книжности – от первых свитков на китайском языке до современных графических романов манга. Прослеживается история развития письменности, форматов книг (свитки и кодексы), особенностей переплета и принципов иллюстрирования. Особое место уделяется традиции книжек-картинок (эхон) и роли выдающихся художников в развитии книгоиздания.
  • Тема 9. Городская культура раннего Нового времени (гравюра и театр)
    В этом разделе подробно разбираются социокультурные и художественные аспекты самой известной, но по-прежнему недостаточно осмысленной формы японской социальной жизни 18-19 вв. Культура «бренного мира» (укиё) как форма зарождающегося самосознания городского населения. Цветная гравюра на дереве и театр Кабуки как формы массового демократического искусства. Особое внимание в этой теме уделяется анализу соотношения преемственности культурной традиции и переосмысления классических паттернов в ироническом и субверсивном духе.
  • Тема 10. Вестернизация 19-20 вв.: культурные аспекты
    В этой теме рассматривается и структурно анализируется характер модернизации страны, принявший с середины 19 в. формы многообразной вестернизации. Подробно разбираются японские приемы культурной адаптации и 8 специфические особенности взаимодействия своего и чужого в искусстве, литературе, одежде и в общественном и бытовом поведении.
  • Тема 11. Полевое исследование (field trip)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест (аудиторная работа, письменная форма) – 60минут
  • неблокирующий Эссе
    Домашняя письменная работа на выбранную по списку тему (подробности объясняются на занятии).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пить воду, напрягать ум и память, выражаться литературно. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Контрольная работа + 0.4 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • James Jackson Jarves. (2013). Glimpse at Art of Japan. [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567692
  • Герасимова, М. (2011). Особенности Художественной Культуры В Японии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A5DFEE7A

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chen, L. S. (2003). Traces of the Brush: The Art of Japanese Calligraphy (Book). Library Journal, 128(16), 68. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=10940275
  • Mary Averill. (2018). The Flower Art of Japan. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1724309
  • Satō, S., Akiba Roshi, G., Fujiwara, S., & Sato, A. O. (2013). Shodo : The Quiet Art of Japanese Zen Calligraphy, Learn the Wisdom of Zen Through Traditional Brush Painting. Tokyo [Japan]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567925
  • Мостовой, С., & Малкин, А. (2008). Садово-Парковое Искусство Древней Японии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2056221A
  • Чердакова, О. (2010). Китайская живопись «Вэньжэньхуа» и ее значение в формировании эстетической доктрины «Бундзинга» в живописи Японии XVIII века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.931690B