• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Цикл деловой разведки

Статус: Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Основная базовая дисциплина магистерской программы. Формирует научное понимание информационной картины современного бизнеса. Дает актуальные знания, позволяет выработать необходимые умения и навыки проведения различных мероприятий деловой разведки в различных отраслях экономики и с различными целями. Дисциплина также позволяет применить базовые разделы менеджмента к сфере формирования и развития функции деловой разведки. Разработанные системные подходы позволят построить систему деловой разведки в полном соответствии с действующим законодательством. В широком смысле, раскрываемая в дисциплине система деловой разведки в равной степени может быть применена (с учетом специфики) и в других отраслях деятельности (к примеру, в повседневной деятельности общественных объединений и политических партий, при организации спортивных, выставочных, конгрессных и иных массовых мероприятий. Освоившие дисциплину студенты смогут в последующем уверенно собирать и анализировать достоверную информацию в любой среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение глубокими и системными знаниями технологий ведения аналитической работы в деловой разведке
  • формирование научного понимания информационной картины современного бизнеса
  • формирование навыков ведения деловой разведки с применением информационно-аналитических систем
  • овладение способами межличностного общения для сбора развединформации
  • овладение способами формирования механизма конкурентной разведки
  • подготовка к будущей профессиональной деятельности в сфере управления бизнесом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • аргументировать собственные тезисы с приведением доказательств и использованием профессиональной терминологии в устной, письменной и наглядно-демонстративной форме
  • объяснять различия в способах получения информации из различных новостных агентств
  • выявлять особенности получения информации методами журналистской аналитики и с использованием репортажной информации
  • выявлять и сравнивать методы анализа неструктурированной информации в деловой разведке
  • различать основные особенности цикла деловой разведки в зависимости от уровня компании
  • разрабатывать технологии поиска информации в рамках поставленной задачи согласно критериям: относимости, достоверности, полноты, непротиворечивости и др.
  • прогнозировать эффективность применения различных методов обработки и анализа деловой информации в зависимости от факторов внешней среды
  • иллюстрировать результаты решения задач деловой разведки для различных категорий заказчиков
  • разрабатывать основные направления формирования механизма деловой разведки в различных организациях
  • аргументировать подходы к организации бюджетирования и управлению персоналом деловой разведки в компании
  • описывать основные источники информации, информационные ресурсы и процессы, используемые в интересах деловой разведки
  • сравнивать различные подходы к решению задач деловой разведки в повседневной деятельности бизнеса
  • проверять контрагентов компаний и выявлять признаки недобросовестного поведения на рынке с использованием информационно-аналитических систем
  • самостоятельно разрабатывать новые технологии проведения аналитических исследований в интересах деловой разведки для различных направлений бизнеса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел VI. Поиск информации в СМИ и научных изданиях</span></strong>. Тема 31. Новостные агентства.
    Типология новостных агентств. Какая информация в них доступна. Способы доступа. Достоверность получаемых данных. Методы верификации.
  • Тема 32. Репортажная информация.
    Виды репортажной информации. Способы сбора и анализа репортажной информации. Основные источники репортажной информации.
  • Тема 33. Журналистская аналитика.
    Основные направления аналитической работы в журналистике. Виды и методы анализа. Причинно – следственный анализ и его методы. Прогнозирование и его методы. Оценка в журналистике и ее методы. Основные виды ошибок при анализе информации в журналистской аналитике.
  • Тема 34. Материалы научных конференций.
    Научные конференции как источник информации. Сегментирование исходных данных. Методы обработки и анализа информации. Когнитивное представление данных анализа.
  • Тема 35. Монографии, отдельные издания, статьи в научно-практических и академических изданиях.
    Цели и направления поиска в периодике. Основные источники информации. Выявление научных трендов и тенденций. Технологии текст-майнинга: когда применять и когда нет.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел VII. Методология обработки и анализа деловой информации</span></strong>. Тема 36. Жизненный цикл организации и задачи деловой разведки.
    Структура жизненного цикла организации. Функции конкурентной разведки на различных этапах жизненного цикла компании. Иерархия целей, стратегий и менеджмента компании. Место деловой разведки в системе менеджмента и её задачи. Основные тенденции и социально-экономические последствия конкурентной разведки в экономическом пространстве.
  • Тема 37. Виды деловой разведки.
    Виды конкурентной разведки, и её объекты. Соотношение понятий конкурентная разведка, промышленный шпионаж и бенч маркетинг. Особенности и проблемы конкурентной разведки в России. Основные выгоды использования конкурентной разведки в бизнесе.
  • Тема 38. Планирование деловой разведки.
    Основные подходы к планированию операций деловой разведки. Уровни планирования. Планирование по ключевым факторам успеха. Оперативное и тактическое планирование. Составление плана операции.
  • Тема 39. Этапы цикла деловой разведки.
    Эволюция цикла деловой разведки и его этапов. Модели Эштона – Стэйсии и «4С» (Collection, Conditioning, Cooperation, Coordination). Место ключевых тем разведки в разведывательном цикле. Цикл Деминга – Шухарта и спираль Джурана в цикле деловой разведки. Внешняя и внутренняя среды организации и источники информации.
  • Тема 40. Методы обработки и анализа деловой информации.
    Обобщенная структура системы сбора и обработки информации деловой разведки. Общая характеристика информационно-аналитической работы. Методы информационно-аналитической работы. Логические, арифметические и эвристические методы обработки специальной информации, методы творческого мышления. Основные приёмы анализа.
  • Тема 41. Презентация материалов деловой разведки
    Виды информационно-отчетных документов и требования к ним. Основные направления и методы разработки текстовых отчетно-информационных документов. Типовые структуры презентационных документов.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел VIII. Формирование механизма деловой разведки</span></strong>. Тема 42. Определение целей и задач деловой разведки.
    Роль и место деловой разведки в компании. Компания в условиях риска и неопределенности. Стратегические риски компании. Система раннего предупреждения о рисках. Система должной осведомленности о среде бизнеса. Профессиональная культура и этика деловой разведки. Выбор приоритетов.
  • Тема 43. Бюджетирование деловой разведки.
    Экономическая теория в деловой разведке. Потребители деловой информации. Производственные издержки в деловой разведке. Рынок труда и затраты на персонал. Рынок деловой информации. Внешние и внутренние конкуренты.
  • Тема 44. Принципы организационного поведения.
    Функция деловой разведки и формат ее организационного оформления. Внутренние структурные подразделения деловой разведки. Внешние партнеры в рамках аутсорсинга. Соотношение собственной деятельности и аутсорсинга. Легендирование функции деловой разведки. Накопление деловой информации и защита коммерческой тайны.
  • Тема 45. Соотношение стратегии и тактики деловой разведки.
    Планирование деловой разведки и острая необходимость в информации. Стратегия развития компании и задачи деловой разведки. Тактические планы компании и задачи деловой разведки. Ежедневные задачи деловой разведки. Технология совмещения текущих и перспективных задач.
  • Тема 46. Информационные ресурсы деловой разведки.
    Внешние информационные ресурсы и порядок их использования. Внутренние информационные ресурсы компании. Собственные информационные ресурсы деловой разведки. Обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов.
  • Тема 47. Подбор и управление персоналом деловой разведки.
    Особенности людей, пригодных для работы в деловой разведке. Аналитики самого высокого уровня. Персонал аналитической службы деловой разведки. Персонал решения текущих задач деловой разведки в рамках выполнения функции ежедневной должной осведомленности. Персонал переднего края деловой разведки. Технический персонал деловой разведки.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел IX. Деловая разведка в повседневной деятельности бизнеса</span></strong>. Тема 48. Минимизация кредитных рисков.
    Цикл работы с клиентом в кредитной организации и основные риски. Основные источники информации и технологии её сбора и обработки, используемые для минимизации рисков. Практические приемы деловой разведки в кредитных организациях.
  • Тема 49. Принцип должной осмотрительности при выборе контрагентов.
    Основные направления реализации принципа должной осмотрительности для компании. Источники информации, их достоверность. Технологии, используемые для сбора данных о контрагентах и их анализа. Постоянный мониторинг внешней среды и инструментальные средства для обеспечения этого процесса.
  • Тема 50. Предупреждение рейдерских захватов.
    Диагностика материальных и нематериальных активов компании. Правовой (юридический) анализ. Виды недружественного поглощения. Пассивные и активные методы противодействия. Технологии применения методов деловой разведки для борьбы с недружественными поглощениями: своевременное выявление начала атаки на предприятие, определение исполнителя и заказчика, определение их стратегии, их ресурсов и их слабых мест.
  • Тема 51. Изучение конкурентной среды и контрактной сферы.
    Основные направления работ деловой разведки на рынке закупок. Мониторинг рынка закупок для выявления перспективных конкурсов. Мониторинг специализированных тендерных площадок и сайтов закупок. Выявление признаков планируемого тендера. Сравнение своей позиции с позициями конкурентов. Выявление признаков недобросовестного поведения участников закупок. Инструменты и технологии работы на рынке закупок.
  • Тема 52. Изучение потенциальных партнеров.
    Виды информации о партнере, подлежащие анализу. Их источники и способы доступа. Анализ намерений контрагента. Проведение технологической разведки. Оценка лояльности персонала внутри хозяйствующего субъекта и динамики ее изменения, выявление центров напряженности. Создание банка консультантов.
  • Тема 53. Минимизация репутационных рисков.
    Факторы, от которых зависит имидж. Экономические и правовые риски. Использование технологий деловой разведки для их предотвращения. Вскрытие фальсифицированных данных, поступающих в высшие эшелоны управления компании от собственных сотрудников и исключение дезинформации высшего руководства. Основы технологий защиты бренда.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Средняя оценка за текущие задания по курсу
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Средняя оценка за текущие задания по курсу + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Krippendorff, K. (DE-588)136072429, (DE-576)161833357. (2004). Content analysis : an introduction to its methodology / Klaus Krippendorff. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.110340264
  • Tavares, J. M. R. S. (2018). Handbook of E-Business Security. Boca Raton, FL: Auerbach Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1863292
  • Аверченков, В., Рощин, С., Казаков, Ю., & Шкаберин, В. (2007). Мониторинг И Анализ Информации В Интернете. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9B2CC
  • Барсегян А., Куприянов М., Степаненко В., Холод И. Технологии анализа данных: Data Mining, Text Mining, Visual Mining, OLAP. 2 изд., Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008 г. , 384 с. ISBN 5-94157-991-8
  • Конкурентная разведка : как распознавать внешние риски и управлять ситуацией, Джилад, Б., 2010
  • Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Хау Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1889-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914076
  • Маркетинг менеджмент, Котлер, Ф., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lee, E. (2015). Homeland Security and Private Sector Business : Corporations’ Role in Critical Infrastructure Protection, Second Edition (Vol. Second edition). Boca Raton, FL: CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=906076
  • Oriesek, D. F., & Schwarz, J. O. (2008). Business Wargaming : Securing Corporate Value. Aldershot, Hampshire, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=270528
  • Sherwood, J., Lynas, D., & Clark, A. (2005). Enterprise Security Architecture : A Business-Driven Approach. Hoboken: CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=934767
  • Коммерческая разведка для конкурентного превосходства, Лемке, Г. Э., 2011
  • Микроэкономика : продвинутый уровень : учебник, Джейли, Дж. А., 2011
  • Стратегическое рыночное управление, Аакер, Д. А., 2002