• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бурда Егор Дмитриевич, Волкова Ирина Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией,̆ функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление с базовыми понятиями и моделями стратегического менеджмента
  • Ознакомление с сущностью миссии, видения фирмы и принципами их формирования. Ознакомление со SMART-принципом
  • Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Условия эффективного применения стратегий
  • Конкурентные преимущества. Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ
  • Ознакомление с основными концепциями: конкурентные преимущества, конкурентоспособность
  • Портфельный анализ диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа
  • Стратегии компании в различных отраслях. Бизнес-модель компании. Стратегии компании на международных рынках. Современныемодели стратегического менеджмента. Изучение кейсов стратегий развития
  • Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня
  • Ознакомление с мотивами выхода на новые международные рынки. Изучение стратегий компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок
  • Современныемодели стратегического менеджмента. Изучение кейсов стратегий развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной̆ дисциплины. Направления поиска новой̆ парадигмы теории стратегического менеджмента. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений
  • Тема 2. Стратегическое направление развития организации: целевые установки
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей̆. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Стейкхолдеры и целеполагание. Методологические основы формирования целей̆ деловой̆ организации. Виды целей̆ и их приоритетность. SMART – принцип
  • Тема 3. Внешняя среда компании: определение возможностей̆ и угроз
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней̆ среды компании. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный̆ анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной̆ борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли
  • Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
    Конкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ
  • Тема 5. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды фирмы
    Цели, принципы и методы анализа внутренней̆ среды фирмы. Методы и источники при обретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект разнообразия, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ
  • Тема 6. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компании
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной̆ компании. Оценка инвестиционной̆ привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный̆ анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода
  • Тема 7. Корпоративные и конкурентные стратегии
    Выстраивание стратегической̆ пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы
  • Тема 8. Определение и выбор стратегических альтернатив
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И. Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня
  • Тема 9. Стратегии компании на международных рынках
    Мотивы выхода на новые международные рынки. Стратегии компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы
  • Тема 10. Реализация стратегии: управление организационными изменениями
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной̆ культуры. Стратегический̆ контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий̆ фактор, источники и сила сопротивления, управление со противлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
    Контрольные тесты – в течение всего курса на практических занятиях студентам будет предложено 5 тестов по 10 вопросов. Каждый правильный ответ – 0,1 балла. Тесты проводятся как по теоретическому материалу, так и по изученным академическим публикациям. Время проведения тестирования – 1-3 модуль. Тесты проводятся онлайн на платформе Socrative
  • блокирующий Экзамен-1
    Экзамен-1 – проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Формат проведения: онлайн с асинхронным прокторингом
  • неблокирующий Экзамен-2
    Экзамен-2 – выполняется студентом письменно и индивидуально в формате индивидуального кейса в рамках экзаменационной сессии 3 модуля (проводится в offline-формате). В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
  • неблокирующий Домашнее задание «Диагностика компании»
    Домашнее задание «Диагностика компании» – в течение 1-2 модуля каждая группа в командах из 3-4 человек проводит стратегическое диагностирование выбранной компании (одна студенческая группа – одна компания). В конце 2 модуля студенческая группа готовит итоговую презентацию и представляет ее в рамках бизнес-практикума. Защита проектов осуществляется онлайн на платформе MS Teams
  • неблокирующий «Мини» консалтинговый проект
    5. «Мини» консалтинговый проект – выполняется в рамках проектной мастерской компании KPMG. Студенты выполняют проект по реальному заданию компании на консалтинговые услуги, под руководством консультантов KPMG, представителей компании и преподавателей ВШЭ. Защита консалтинговых проектов проводится в середине 3 модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * «Мини» консалтинговый проект + 0.2 * Домашнее задание «Диагностика компании» + 0.1 * Контрольные тесты + 0.35 * Экзамен-1 + 0.1 * Экзамен-2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sminia, H. (2004). The Oxford Handbook of Strategy. Volume I: A Strategy Overview and Competitive Strategy/The Oxford Handbook of Strategy. Volume II: Corporate Strategy (Book). Management Learning, 35(1), 82–86. https://doi.org/10.1177/1350507604041166
  • Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
  • Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066