• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Макроэкономика 2

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Макроэкономика-2 в бакалавриате является обязательным предметом для студентов 2 курса факультета мировой экономики НИУ-ВШЭ и рассчитан на один семестр (два модуля). Курс охватывает промежуточный уровень и знакомит с основными макроэкономическими моделями, которые описывают поведение экономики в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. В нем рассматриваются проблемы бизнес цикла в закрытой экономике (на основе моделей IS-LM и AD-AS) и в открытой экономике (на основе модели IS-LM-ВР) и проблемы долгосрочного экономического роста (на основе модели Солоу и моделей эндогенного экономического роста). Большое внимание уделяется анализу механизмов и последствий стабилизационных политик в закрытой экономике (фискальной, монетарной и перераспределительной) и в открытой экономике (фискальной, монетарной и валютной) и оценке их сравнительной эффективности, С учетом специфики факультета мировой экономики в курс включено изучение закономерностей и особенностей функционирования мирового валютного рынка (рынка Forex) и международной финансовой системы и рассмотрение основных теорий и моделей валютных курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов экономического образа мышления
  • Развитие способностей использовать логику и формальные методы экономического анализа в процессе дальнейшего обучения.
  • Обучить студентов основам макроэкономического анализа на промежуточном уровне, предполагающем активное использование алгебры и графической интерпретации моделей;
  • Привить навыки использования макроэкономического инструментария к анализу современных экономических проблем, а также экономических проблем в исторической перспективе;
  • Расширить знания студентов в области макроэкономики;
  • Развить способности студентов к пониманию и критическому осмыслению проблем макроэкономики, обсуждаемых в экономической литературе;
  • Обеспечить уровень знаний и навыков в области макроэкономики, соответствующих стандартам не только отечественного, но зарубежного высшего экономического образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 01. Перечисляет предпосылки и основные положения модели и показывает ее аналитические возможности;
  • 02. Выводит кривые IS и LM и объясняет их свойства;
  • 03. Дает интуитивное объяснение механизма установления и восстановления равновесия в модели
  • 04. Объясняет механизм и последствия стабилизационных политик в закрытой экономике;
  • 05. Интерпретирует причины и результаты смешанной политики и «особых случаев» в модели;
  • 06. Оценивает абсолютную и сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики в закрытой экономике
  • 07. Выводит кривую совокупного спроса из модели IS-LM
  • 08. Объясняет свойства кривой совокупного спроса (наклон, сдвиги, движение вдоль);
  • 09. Выводит мультипликаторы фискальной и монетарной политик
  • 10. Объясняет механизм стабилизационных политик при условии жестких и гибких цен на товары и на экономические ресурсы;
  • 11. Интерпретирует последствия фискальной и мое-тарной политик в среднесрочном периоде и обосновывать их отличия
  • 12. Выводит кривые IS и LM в открытой экономике и объясняет их свойства и особенности;
  • 13. Выводит кривую ВР при разных вариантах мобильности капитала и объясняет ее свойства
  • 14. Объясняет механизм установления и восстановления равновесия в модели IS-LM-BP при разных режимах валютного курса и разных вариантах мобильности ка-питала;
  • 15. Интерпретирует последствия шоков в открытой экономике
  • 16. Дает интуитивное объяснение механизма и последствий фискальной, монетарной и валютной политик в открытой экономике при разных вариантах мобильности капитала;
  • 17. Сравнивает эффективность стабилизационных политик в открытой экономике при разных режимах валютных курсов и разных вариантах мобильности капитала
  • 20. Инспектирует основные положения традиционного подхода к моделированию валютных курсов; характеризует эффект Харрода-Балассы-Самуэльсона;
  • 19. Объясняет особенности монетарного подхода к моделированию валютных курсов, интерпретирует «эффект перелета» Дорнбуша и последствия шоков денежной массы, выпуска и иностранной ставки процента в краткосрочном и долгосрочном периодах;
  • 18. Дает интуитивное объяснение основным положениям и выводам модели баланса финансового портфеля
  • 23. Перечисляет и интерпретирует стилизованные факты экономического роста;
  • 21. Дает описание модели Солоу (предпосылок, производственной функции, основного уравнения динамики, стационарного состояния, сравнительной статики, «золотого правила» накопления капитала) и объясняет поведение основных макроэкономических переменных на траектории сбалансированного роста;
  • 22. Перечисляет и объясняет основные положения моделей эндогенного экономического роста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Равновесие товарного и денежного рынков в закрытой экономике: модель IS-LM
    Равновесие товарного рынка и кривая IS. Равновесие денежного рынка и кривая LM. Объединение кривых IS и LM: равновесие в модели. Неравновесие в модели. Значение скорости уравновешивания денежного рынка на установление равновесия в модели.
  • Макроэкономическая политика в модели IS-LM
    Равновесие в модели IS-LM. Эффекты мультипликатора, выпуска и вытеснения. «Парадокс сбережений» в модели IS-LM. Эффект ликвидности и эффект выпуска. Смешанная политика в модели IS-LM. «Ловушка ликвидности». «Инвестиционная ловушка». «Классический случай». Последствия регулирования ставки процента.
  • Модель IS-LM как модель совокупного спроса.Фискальная и монетарная политика в среднесрочном периоде
    Построение кривой совокупного спроса из модели IS-LM. Факторы отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Причины сдвигов кривой AD. Мультипликаторы фискальной и монетарной политики. «Bang-per-buck ratio».
  • Равновесие в модели AD-AS и стабилизационная политика
    Модель совокупного спроса - совокупного предложения. Политика регулирования совокупного спроса: объединение моделей IS-LM и AD-AS. Фискальная политика. Эффект вытеснения. Монетарная политика. Принцип нейтральности монетарной и фискальной политик. «Парадокс сбережений».
  • Совокупный спрос в открытой экономике
    Тождество национальных счетов в открытой экономике. Внутренний спрос. Чистый экспорт. Мультипликативный эффект. Равновесие товарного рынка. Условие Маршалла-Лернера. Кривая J. Сбережения, инвестиции и торговый баланс. Условие непокрытого паритета процентных ставок.
  • Краткосрочное равновесие в открытой экономике: модель IS-LM-BP
    Общая характеристика модели IS-LM-BP. Равновесие товарного рынка. Равновесие денежного рынка. Равновесие платежного баланса и кривая ВР. Мобильность капитала и равновесие в модели IS-LM-ВР
  • Макроэкономическая политика в открытой экономике
    Равновесие при разной степени мобильности капитала. Эффект вытеснения. Политика «экспорта инфляции», «разорения соседа». Проблема «двойного дефицита». Последствия девальвации. «Парадокс сбережений». «Треугольник невозможности». «Несогласованный квартет». Установление двойного равновесия.
  • Теории и модели валютных курсов
    Режимы валютных курсов. Валютный рынок. Модель равновесия потоков платежного баланса. Условие Маршалла-Лернера. Модель паритета покупательной способности. Эффект Харрода-Балассы-Самуэльсона. Модель паритета процентных ставок. Монетарный подход к моделированию валютного курса. Портфельная теория.
  • Теории экономического роста
    Фундаментальные вопросы теории роста. Стилизованные факты Калдора. Неоклассическая модель экономического роста Солоу. Условия Инады. Траектория сбалансированного роста. «Золотое правило» накопления капитала. Конвергенция.Теории эндогенного роста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние работы
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в дистанционном формате.
  • неблокирующий Домашние работы
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Домашние работы + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Контрольная работа 3 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Copeland, L. (2014). Exchange Rates and International Finance 6th Edn (Vol. Sixth edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gordon, R. J. (2014). Macroeconomics: Pearson New International Edition (Vol. Twelfth edition. Pearson new international edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418495
  • Introduction to economic growth, Jones, C. I., 2002
  • Mankiw, N. G. (DE-588)120973626, (DE-576)164048383. (2000). Macroeconomics / N. Gregory Mankiw. New York, NY: Worth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.07890529X
  • Philippe Aghion, & Peter Howitt. (1997). Endogenous Growth Theory. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262011662