Бакалавриат
2020/2021
Теория и методология исторических исследований
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Румянцева Марина Федоровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов. В рамках курса рассматриваются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.
Цель освоения дисциплины
- Эксплицировать методологические основания исторических исследований.
- Проанализировать формы презентации результатов исторических исследований на основе теории исторического знания и в контексте его истории.
Планируемые результаты обучения
- понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурные факторы
- выработать навык методологической рефлексии при обращении к историографическим произведениям и, соответственно, в ходе собственной исследовательской работы
- понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации – репрезентации)
- знать и понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей
Содержание учебной дисциплины
- Историческая культура – базовое понятие курсаВведение: предмет и задачи курса; концептуальные основания. Историческая культура: определение понятия, его значение в историографическом исследовании. Историческая культура в эпохи классической рациональности – неклассической рациональности – постнеклассической рациональности. Интерпретационная схема: Типы рациональности – модели науки / словари исторической науки.
- Историческая культура XVIII века: рационализм и ПросвещениеФилософские основания исторического знания в XVIII веке. Нравоучительная (прагматическая) история: Болингброк, Мабли. Философия истории Вольтера. Новые представления об историческом времени и историческом процессе (И.Г. Гердер). Историописание в России: историография Петровской эпохи, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.И. Новиков. Исторические труды М.В. Ломоносова. Исторический метод: Г.Ф. Миллер. М.В. Ломоносов и Г.Ф. Миллер: «спор» по норманнскому вопросу.
- Историческая культура XIX в.: от романтизма к позитивизму. Становление национально-государственного нарративаXIX век – век истории. Историцирующие историки. Ф.К. Савиньи, Л. фон Ранке. Проблема нарратива в историческом познании. Становление национально-государственного нарратива в России: от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева. Учебники как национально-государственный нарратив. Французская романтическая историография 1820-1840-х годов: Ф. Гизо, О. Тьерри, Ж. Мишле. Monumenta Germaniae Historica. Публикация источников в исторической культуре XIX века.
- Историческая культура XIX в.: становление исторического методаСтановление исторического метода. Берлинский университет: Б.Г. Нибур, А. Бёк, Л. фон Ранке. «Историка» И.Г. Дройзена. «Скептическая школа» в российской историографии. «Скептики» vs Карамзин. Позитивизм – господствующее направление в методологии науки XIX века. Позитивизм в оценке историков.
- Становление неклассической исторической науки на рубеже XIX-XX вв.Рефлексия исторического метода: Э. Фриман, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. Методологический кризис рубежа XIX-XX вв.: смена моделей науки – от классической к неклассической и неоклассической. Науки номотетические и идиографические в Баденском неокантианстве. Русская версия неокантианства. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского. Рефлексия объекта. Методология источниковедения.
- Историческое знание в первой трети XX векаНовые тенденции в историческом знании. Теория историографии Бенедетто Кроче. Американский презентизм. Институализация исторического знания в советской России / СССР. Школа М.Н. Покровского. Историческое знание в СССР в 1930-е годы.
- Школа «Анналов»: становление и основные характеристикиЖурнал «Анналы» во Франции. Первое поколение Школы «Анналов»: М. Блок и Л. Февр. Основные характеристики Школы «Анналов»: история – наука о человеке во времени; история – тотальная наука об обществе.
- Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.Структурная история в послевоенный период. Социальная/структурная история в Германии. Концепция В. Конце. Второе поколение «Школы Анналов»: Робер Мандру и Жорж Дюби. Концепция «времени большой длительности» Ф. Броделя. Структурная источниковедческая концепция в исторической науке СССР.
- Основные тенденции актуального исторического знанияСубдисциплины исторической науки, научные направления и предметные поля актуального исторического знания: проблема фрагментации. Четвертое поколение «Школы Анналов». Проблематика исторической памяти. Проект «места памяти». Интеллектуальная история. Интеллектуальная история в России. Российское общество интеллектуальной истории. Глобальная история vs Новая локальная история.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Доклад
- ЭкзаменНа экзамене разрешается пользоваться справочными материалами. Возможно получение итоговой оценки без сдачи экзамена, по результатам работы в течение курса, согласно Положению об аттестации.