• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно - исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бедаш Юлия Анатольевна, Рогинская Ольга Олеговна, Саламова Земфира Каурбековна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар реализован в формате шести кластеров, студент самостоятельно выбирает для участия один из них. Формат работы — сквозной. В одном кластере объединяются студенты 2, 3 и 4 курсов бакалавриата ОП «Культурология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов ключевые компетенции, необходимые им для научно-исследовательской деятельности в сфере культурологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с теоретической и методологической базой городских культурных исследований. Алгоритмы выбора и спецификации объекта исследования (какие аспекты городской среды возможны в качестве объекта культурного анализа). Освоение устных и письменных жанров академической работы (научный доклад, дискуссирование, статья, блок статей).
  • Знакомство с теоретической и методологической базой визуальных культурных исследований. Уточнение компетенций, связанных с анализом визуального источника. Освоение устных и письменных жанров академической работы (научный доклад, дискуссирование, статья, блок статей).
  • Знакомство с теоретической и методологической базой партиципаторных исследований. Освоение навыков вычленения проблематики партиципаторности из широкой сферы культурных явлений. Освоение устных и письменных жанров академической работы (научный доклад, дискуссирование, статья, блок статей).
  • Знакомство с исторической, теоретической и методологической базой исследований советской культуры и исторической памяти. Формирование поисковых и текстологических навыков работы с архивами. Освоение устных и письменных жанров академической работы (научный доклад, дискуссирование, статья, блок статей).
  • Знакомство с теоретической и методологической базой перформативных и нарративных исследований. Освоение навыков анализа культурного факта или события, имеющих перформативное или нарративное измерение. Освоение устных и письменных жанров академической работы (научный доклад, дискуссирование, статья, блок статей).
  • Знакомство с теоретической и методологической базой гендерных исследований. Освоение навыков вычленения проблематики гендера из широкой сферы культурных явлений. Освоение устных и письменных жанров академической работы (научный доклад, дискуссирование, статья, блок статей).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследования пространства и города (Руководитель: Ю.А.Бедаш)
    Тематический кластер представляет собой серию reading и методологических семинаров, посвященных социокультурному анализу городского пространства. Мы поговорим о том, как появление новых культурных практик обнаружило необходимость в разработке альтернативных подходов для анализа пространства, которые позволили бы критически переосмыслить современные пространственные отношения и дать более комплексные определения пространству, как феномену, имеющему одновременно физико-метрическое и символико-сигнификативное измерения, что обнаруживается при анализе его социальной роли, долгое время остававшейся на периферии научного интереса. Мы рассмотрим город как динамичную структуру, которая обнаруживается в повседневном «репертуаре» социальных практик и связана с утверждением норм и ценностей, формирующих различные городские культуры (европейские, (пост)социалистические, (пост)колониальные и т.д.). Такой подход к городу и городской культуре требует широкой исследовательской перспективы, поэтому на наших занятиях мы затронем темы и проблемы, анализ которых разворачивается, как правило, в междисциплинарном контексте.
  • Визуальные исследования (Руководитель: Я. С. Левченко)
    Тема сквозного семинара — теория визуальных исследований. Не конкретные кейсы, с которыми студенты, как правило, справляются при поддержке научного руководства, но важные и/или инструментально полезные теории визуальных исследований, помогающие студентам прояснить для себя извечно травматический вопрос о «методах» и «подходах», которые они используют в своих сочинениях. Сверхзадача семинара — (пере)загрузить навыки чтения, которые с исчезновением из культурологических программ курсов по литературе постепенно свелись к быстрому усвоению «содержания» в «кратком изложении». С целью возвращения навыков медленного комментированного чтения мы пройдем в течение года несколько текстов, относящихся к классике визуальной теории (в частности, теории и истории образа, визуальной нарратологии и антропологии). Это работы Лео Шпитцера и Пьера Франкастеля, Уильяма Митчелла и Мике Баль, Кита Мокси и Лоры Малви, Светланы Алперс и Майкла Баксендалла а также ряда других теоретиков и критиков, имеющих свою переводную историю на русском языке. Сквозные темы, которые можно развивать опираясь на указанных авторов, включают: 1) обыденную семиотику визуальных объектов в сопоставлении с наследием «музейного» искусства, 2) город как пространство визуального опыта, 3) телекоммуникационные сети, все активнее эксплуатирующие визуальные коды сначала в дополнение к вербальным, а после «революции смартфонов» — в доминантной функции, 4) визуализация и коммодификация (превращение в товар) телесности и перераспределение власти между различными культурными агентами, 5) Принципы и механизмы визуальной истории, построение сюжета и особенности визуально ориентированного повествования. Список открыт, возможны дополнения.
  • Партиципаторные исследования (Руководитель: З. К. Саламова)
    Научно-исследовательский семинар посвящен исследованиям и примерам вовлеченности людей и сообществ в современную культуру. Культура соучастия будет обсуждаться как концепция, позволяющая анализировать современные форматы популярной (и не только) культуры, отношения институциональных и независимых создателей контента, позицию просьюмера, новые возможности и ограничения, привнесенные интернетом, а также до-цифровую историю практик культурной партиципации. Отправной точкой для обращения к исследованиям культуры соучастия будет автор этой концепции – Генри Дженкинс. Кроме того, мы обратимся к текстам Мэтта Хиллса, Джин Берджесс, Абигейл де Косник, Натальи Самутиной, Майкла Салера и других ученых, высвечивающих разные аспекты проблемного и тематического поля изучения культуры соучастия: от фанатских практик до современного активизма. Среди планируемых типов занятий: обсуждения академических текстов, исследовательских кейсов, проектов исследований, отработка коротких устных и письменных форматов коммуникации в научном сообществе.
  • Советская культура и историческая память в современной России (Руководитель: М.Л.Майофис)
    Научно-исследовательский семинар «Советская культура и историческая память в современной России» - это междисциплинарная лаборатория исследования советской культуры и современной исторической памяти. Советская культура будет изучаться и обсуждаться на нескольких теоретических уровнях. Во-первых, как совокупность культурных практик, некоторые из которых до сих пор не удостаивались отдельных исследований и могут стать предметом специального внимания (от «экскурсий выходного дня» и «поездов здоровья» до домашнего консервирования). Во-вторых, как система институтов культурного производства и воспроизводства, частично описанная в классических работах, но до сих пор не реконструированная полностью, особенно на региональном уровне (здесь важно будет обратить внимание и на официальные учреждения культуры и образования, и на неофициальные кружки, клубы и сообщества). В-третьих, на советскую культуру важно посмотреть с точки зрения особых типов субъектности, воплотившихся и в эго-документах, и в произведениях искусства, и в поведенческих стратегиях и практиках.
  • Перформативные и нарративные исследования (Руководитель: О. О. Рогинская)
    Семинар посвящен современным теориям перформативности, событийности и нарративности (сюжетосложения), которые позволяют выделять, описывать и анализировать современные культурные практики (как повседневные, так и артистические (художественные)), для которым релевантными оказываются категории театральности, актерства, исполнительства, телесности, перформанса, события, праздника, ролевого поведения, характера, истории (story) и сюжета. Ключевыми авторами будут для нас Ричард Шехнер, Роузли Голдберг, Эрика Фишер-Лихте, Жак Рансьер, Клер Бишоп, Ричард Сеннет, Ханс-Тис Леман, Хайнер Геббельс, Кэрри Лэмберт-Битти и другие. На семинаре будут обсуждаться вопросы применимости обозначенных категорий при анализе как языка современного искусства, так и массовых культурных практик (характерных как для официальной, так и для повседневной культуры). Одним из направлений работы семинара будут практикумы по методологии анализа культурных фактов и явлений, имеющих перформативное и сюжетное измерение, то есть развернутых во времени и пространстве посредством исполнительских практик и практики сторителлинга. Объектами анализа будут театральные спектакли и перформансы, флешмобы и события из области современного искусства, традиции городских и семейных праздников, практики игрового костюмного переодевания (косплеи, дрэг-квин шоу, ТВ- зрелищные шоу и т.д.), мониторинг актуальных персонологических типов («героев времени») и связанных с ними сюжетных ситуаций и историй. Отдельное внимание будет посвящено соотношению вымысла и достоверности, фикциональности и документальности в современной культуре и, соответственно, языку анализа и описания явлений, которые строятся на взаимодействии этих категорий.
  • Гендерные исследования (Руководитель: А. В. Талавер)
    Мы начнем курс с истории становления гендерных исследований как академического поля и его устройства сегодня. Рассмотрим работу ключевых изданий, объединений и исследовательских центров, а также поговорим о том, какое место на этой карте занимает Россия и пост-советское пространство. Следующий блок будет посвящен интервенции гендерных исследований в другие социальные и гуманитарные науки: историю и искусствоведение, исследования медиа и политики, социологию и философию. Мы будем читать как классические тексты, так и современную критику устоявшихся методов —о том, в чем частая ошибка при использовании интерсекционального подхода, как не обеднять аналитический потенциал квир-оптики и т.д. В завершающем блоке курса мы сфокусируемся на конкретных исследовательских проектах и задачах: потренируемся в написании тезисов на конференции, заявок на летние школы, составлении библиографии по теме работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Активность на семинаре + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. (2005). Правила Организации Академического Обсуждения. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692755