• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современные коммуникативные технологии

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Современные медиакоммуникации представляют собой сложный и многомерный процесс, включающий в себя разнообразные коммуникативные технологии, применяемые в сфере политики, общества и бизнеса. Навыки работы с современными коммуникативными технологиями включают в себя азы таких специальных знаний, как управление информацией и коммуникации с целевыми аудиториями, технологии брендинга, визуальных коммуникаций, пропаганды и связей с общественностью, медиа-фреймирования, новых медиа и т.д. Данная дисциплина, целью которой является изучение важнейших медийных и вне-медийных технологий современной коммуникации (от новостного менеджмента до информационных и психологических войн), будет полезна для специалистов в области массовых коммуникаций и системы современных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с палитрой, возможностями и базовыми навыками применения коммуникативных технологий современных медиа, интегрированных коммуникаций и PR;
  • Изучить отдельные приемы и методы различных коммуникативных сфер деятельности;
  • Развить навыки применения коммуникативных технологий в рамках единой комплексной медийной кампании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет принципы взаимодействия между всеми элементами коммуникативного пространства.
  • Организовывает работу проектных команд в сфере политических коммуникаций и медиа.
  • Использует основные проектные инструменты для работы с современными коммуникациями.
  • Использует основные исследовательские методы для работы с современными коммуникациями.
  • Владеет навыками и методами работы с информацией, а также различными медиа носителями.
  • Анализирует проблемные зоны и реализовывать возможности коммуникативных технологий.
  • Организует работу проектных команд в сфере политических коммуникаций и медиа.
  • Называет основы теории коммуникации, основы PR-деятельности в сфере медиа.
  • Осуществляет поиск информации, значимой для реализации проектов в сфере коммуникативных технологи.
  • Разбирается в специфике и инструментах коммуникативных технологий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникативные технологии: разновидности, особенности, методы
    Современная коммуникация и ее модели. Способы организации коммуникации. Виды организации коммуникативного пространства: символическая, визуальная, мифологическая, риторическая и другие. Понятие коммуникативной технологии. Палитра коммуникативных технологий в рамках современных Media Relations, интегрированные коммуникации. Базовые исследовательские дисциплины и базовая прикладная деятельность для освоения современных коммуникативных технологий. Роль методов манипуляции в современном коммуникативном воздействии на аудиторию. Допустимые и недопустимые формы манипуляция, их ведущие приемы. Антимедиальные и альтернативные практики в массовой культуре.
  • Критическое мышление и политика постправды
    Понятие постправды. Постправда в контексте политического дискурса и СМИ. Отличие постправды от лжи, ее основные характеристики как коммуникативной технологии. Критическое мышление и его отличие от идеологического мышления. Критическое и некритическое потребление информации, эмоциональный интеллект как реакция на технологии постправды. Критическое мышление и логическое мышление, способы верификации информации (у Д. Левитина).
  • Современные гуманитарные и политические технологии: от «социологической пропаганды» к «мягкой силе».
    Понятие социологической пропаганды в эпоху холодной войны, пропаганда «образа жизни». Отличия социологической пропаганды от мягкой силы, понятие мягкой силы (у Дж. Ная). Институты, технологии и коммуникации мягкой силы. Мягкая сила на постсоветском пространстве как коммуникативный инструмент продвижения национальных и глобальных интересов. Мягкая сила в контексте информационных войн.
  • Информационные фреймы и технологии медиафреймирования
    Понятие информационного фрейма. Фрейм и новостная повестка, фреймирование общественного сознания в медиа. Установление повестки дня, теория каскадной активации (у М. Кастельса), прайминг, медиафрейминг. Фрейминг и цензура в СМИ на примере информационных и политических кампаний.
  • Коммуникативные технологии брендинга и массовое сознание
    Понятие бренда и брендинга. Современный брендинг и продукт, проблема «разрыва в достоверности» (credibility gap). Составляющие брендинга: идентичность бренда, образ бренда, цель бренда. Коммуникативные технологии брендинга и их влияние на массовое сознание. Брендинг в корпоративной, политической и социальной среде, национальный брендинг и мягкая сила. Критика корпоративных и политических брендов у Н. Кляйн.
  • Политическая репрезентация и современные визуальные коммуникации
    Политическая репрезентация в системе политической коммуникации, политический брендинг. Значение визуальных коммуникаций в современной политической культуры в США. Предвыборная кампания Барака Обамы 2008 года, «дизайн для Обамы», формирование нового облика политика. Выборы в США 2016 года и политическая дизайн-репрезентация. Анализ политических кампаний в России.
  • Цветные революции как коммуникативная и гуманитарная технология в информационном обществе. Публичные политические и общественные акции.
    Технологии ненасильственного и символического протеста, сходства и различия «цветных революций» и «бархатных революций» в контексте развития медиа-коммуникаций. Гуманитарные и коммуникационные технологии «цветных революций» 2004 — 2014 годов на постсоветском пространстве и в мире. Система идентичности и фирменного стиля, взаимодействие с СМИ и новыми медиа. Изменение характера «цветных революций».
  • Государственные коммуникации и медиа-политика: продвижение и реклама армии и силовых структур (как продвигать «продукт», не связанный с потреблением и комфортом).
    Особенности государственных коммуникаций в сфере пропаганды службы в армии, продвижении имиджа армии и силовых структур в обществе. Медиа-политика государства. Отличие форматов традиционной пропаганды и современных брендинговых и маркетинговых инструментов. Решение профессиональных задач по продвижению идей и «продукта», не связанного с потребительским комфортом и наслаждением.
  • Информационное общество и феномен сетевой прозрачности: от телевизионных реалити-шоу к Periscope и YouTube трансляциям (в ситуации мира и войны).
    Феномен сетевой прозрачности и общество-паноптикон. Телевизионное реалити-шоу, новые медиа и возможности Periscope и YouTube трансляциям. Потеря монополии телевидением на трансляцию реальности. Репрезентация насилия, терроризма и войны в условиях развития сетевых паноптических технологий. Проблема цифрового гуманизма.
  • Новые медиа: субъектно-объектные отношения власти и общества, актора и потребителя в условиях интегрированных коммуникаций.
    Феномен современных интернет–коммуникаций и новых медиа в контексте отношения власти и общества. Мониторная демократия, смена иерархических моделей в социальных медиа в информационном обществе. Концепция цифрового мира и цифровые кочевники. Медиа и субъект власти. Большие данные и управление сложными социальными системами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповая учебная исследовательская работа
  • неблокирующий Индивидуальная учебная исследовательская работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Групповая учебная исследовательская работа + 0.3 * Индивидуальная учебная исследовательская работа + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Брендинг: Управление брендом: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 316 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-369-01236-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416049
  • Гойхман О. Я. Подтекст как истинный смысл коммуникации [Электронный ресурс] / О. Я. Гойхман // Кодифицированные и некодифицированные средства коммуникации в Оренбуржье: материалы Всероссийской научно-практической конф. студентов и аспирантов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. - С. 8 - 11. - Библиогр.: с. 11. - ISBN 978-5-904627-07-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/364837
  • Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 216 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-369-01121-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/350959
  • Массовая коммуникация : западные теории и концепции: учеб. пособие для вузов, Бакулев, Г. П., 2005
  • Медиарилейшнз : учеб. пособие для вузов, Чумиков, А. Н., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные термины политической лигвистики : словарь современных медиа/М.А.Семкин - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 112 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-00091-068-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/505761
  • Интегрированные бренд - коммуникации (бренд в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций), Шарков, Ф. И., 2004
  • Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий : монография / Н.А. Ореховская - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 156 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-102986-2 (online). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/507269
  • Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие, Соколов, А. В., 2002