Магистратура
2020/2021
Философия и история науки
Статус:
Курс по выбору (Прикладная экономика)
Направление:
38.04.01. Экономика
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Клюкин Петр Николаевич
Прогр. обучения:
Прикладная экономика
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Для магистерской программы «Экономика: исследовательская программа» (направление 38.04.01 «Экономика») настоящая дисциплина преподается в виде научно-исследовательского семинара (НИСа), для магистерской программы «Прикладная экономика» (направление 38.04.01 «Экономика») настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений; Основы микро- и макроэкономики; Философия; Основы социологии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Способность работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач; • Способность критически оценивать и переосмысливать опыт, накопленный экономистами прошлого; • Способность анализировать различные модели экономической реальности (как микро-, так и макроэкономические), с акцентом на их методологической значимости для соответствующего этапа развития экономической науки. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при углубленном изучении: • творческого наследия крупных экономистов (А. Маршалла, Дж.М. Кейнса, П. Самуэльсона и др.). • социологии и философии гуманитарных наук • современных школ и направлений экономической мысли.
Цель освоения дисциплины
- Формирование продвинутого экономического мышления студентов-магистрантов на примере лучших достижений экономической мысли, раскрытие проблематики и внутренней логики основных направлений экономической науки
Планируемые результаты обучения
- знать: теоретические основы, основные направления и методы исследования экономической науки за основной период ее существования;
- уметь: сравнивать подходы к изучению экономической реальности в разных парадигмах экономической мысли, выявлять сходства и различия, имеющиеся у разных направлений экономической мысли;
- понимать: современные тенденции развития экономической науки на основе изученного историко-научного опыта;
- овладеть: навыками вербальных характеристик изучаемых школ и направлений экономической мысли.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. «Другой канон» в изучении экономической реальности: от Аристотеля до меркантилистов и У. ПеттиИстория экономической мысли как научная дисциплина в системе современного экономического знания. Основные направления истории экономической мысли: история знания, история творчества экономистов, история науки как социального института. Аналитическая схема эволюции экономического знания. Основные экономические идеи Аристотеля и их современное значение. Экономическое знание в эпоху патристики, ранней схоластики. Фома Аквинский как экономист. Аргументы о проценте и ростовщичестве. Моральные нормы и категорические императивы. Образование национальных государств. Феномен меркантилизма и его современное звучание. Фигура У. Петти: круг интересов, метод исследования. «Политическая арифметика» как девиз новой науки.
- Тема 2. Физиократия: современные интерпретацииЭволюция метода Кенэ в «медицинский» период творчества (1736-1756). Три варианта «Экономической таблицы». Смитианская версия физиократии в «Богатстве народов». Интерпретация «арифметической формулы» Кенэ в «Капитале» Маркса. Неофизиократическое движение в начале XX в. Социально-философское понимание физиократии. Учение Кенэ в русле неорикардианства. «Чистый продукт» в рамках модели «затраты - выпуск» В. Леонтьева. Современное прочтение учения Кенэ в духе теории кругооборота экономики.
- Тема 3. Зарождение экономико-математической мысли (О. Курно) ее развитие в ХІХ в.Экономическое и философское мировоззрение О. Курно. Создание «Математических принципов теории богатства» (1838). Закон спроса. Трактовка конкуренции и равновесия. Теория монополии. Проблема общественной выгоды. Основы философии истории Курно. Теория шансов и вероятностей. Рецепция экономико-математических построений Курно: Л. Слонимский, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В.К. Дмитриев. Значение работ Ж. Дюпюи в теории предельной полезности. История «законов Госсена». Немецкая экономико-математическая школа: И. фон Тюнен, В. Лаунгардт, Р. Ауспиц, Р. Либен.
- Тема 4. Перспективы классического капитализма у Д. Рикардо, К. Маркса и Й. ШумпетераРикардо о долгосрочной тенденции в распределении доходов: теория ренты и «зерновая модель». Пессимизм Рикардо и Т. Мальтуса. Значение «эффекта Рикардо». Воспроизводственная модель К. Маркса. Тенденции капиталистического накопления. Органическое строение капитала и закон тенденции нормы прибыли к понижению. Концепция экономических кризисов. Хозяйственный кругооборот и экономическое развитие у Й. Шумпетера. Роль предпринимателя. Сущность предпринимательской прибыли. Историческая эволюция капитализма и предпринимательства. Процесс «созидательного разрушения». Концепция «новатор - консерватор» и переход к эволюционной экономике.
- Тема 5. Маржиналистская мысль в российской литературе (конец XIX - начало 1930-х годов)Становление математического метода в трудах В.К. Дмитриева и Н.Н. Шапошникова. Проблематика «органического синтеза» трудовой теории ценности и теории предельной полезности. «Трудопотребительский баланс» в модели трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова. Чаянов о некапиталистических системах хозяйства. Е.Е. Слуцкий как экономист: общая теория деятельности, праксеология, критика теории ценности О. фон Бем-Баверка. Метод статистического эксперимента в дискуссии об экономических циклах в конце 1920-х гг.
- Тема 6. Концепции кризисов и циклов в российской экономической мысли (до начала 1930-х годов)Концепция Туган-Барановского: развитие теории рынка, критика «закона Сэя», периодичность промышленных кризисов. Развитие концепции диспропорциональности в раннем творчестве В. Леонтьева (1928). Концепция «перекапитализации» М. Бунятяна. Сравнение ее с неоавстрийской теорией цикла (Л. Мизес, Ф. фон Хайек). Оппоненты концепции «больших циклов» Н.Д. Кондратьева в 1920-е годы: С.А. Первушин и С. Кузнец.
- Тема 7. Кембриджская школа: основные направления и особенности методологииДва крыла Кембриджской школы, ее идейное значение. Методология А. Маршалла: задачи науки, принцип «частичного равновесия». Экономическое мировоззрение А.С. Пигу. Критика маршаллианских принципов конкурентного рынка в 1920-е годы: П. Сраффа и Дж.В. Робинсон. Понятие несовершенной конкуренции. Цели и задачи «общей теории» Дж.М. Кейнса. Его интеллектуальная эволюция. Содержание и смысл «кейнсианской революции» в экономической науке. Кембриджская школа после Кейнса: критика и развитие теории капитала (Дж.В. Робинсон), моделирование экономического роста (Н. Калдор). Правое и левое посткейнсианство. М. Калецкий и Х. Мински.
- Тема 8. П. Сраффа и дискуссия «двух Кембриджей» о капиталеФеномен неорикардианства как научного направления: истоки, историография, структура. Возрождение классической политико-экономической традиции. Обновление понятийного аппарата. Разрешение рикардианской проблемы «неизменной меры ценности» и конструкция «стандартного товара». Редукция средств производства к датированным количествам труда. Критика неоклассического понимания капитала и производственных функций. Проблема переключения технологий и норма прибыли. Дискуссия «двух Кембриджей» с участием А. Самуэльсона (и учеников), Р. Солоу, Дж.В. Робинсон, П. Гареньяни, Л. Пазинетти и др. Формирование сраффианской школы экономической мысли.
- Тема 9. Хозяйство в представлении немецкой экономической мысли XX в.: Вальтер ОйкенБогатство и многообразие немецкой экономической мысли. Ф. Лист и три поколения немецкой исторической школы. Австрийская школа и ее роль в «маржиналистской революции». Немецко-русские связи в государственном управлении и науке. Феномен В. Ойкена. Фрайбургская школа. Ордолиберализм. Понятие хозяйственного порядка. Морфология Ойкена, его понимание эволюции исторического процесса. Соотношение теоретического и эмпирического в экономическом исследовании. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, и обратно: выделяющая и обобщающая абстракции. Политика конкурентного порядка. Конституирующие и регулирующие принципы экономической политики.
- Тема 10. Мейнстрим и гетеродоксия: эволюция взаимоотношенийИстория возникновения экономического мейнстрима. Истоки неортодоксальных подходов к экономике (heterodox economic theories). Феномен «неоклассического синтеза» (послевоенный мейнстрим). Кризис кейнсианства и возникновение альтернативных направлений. Структура современной экономической теории. Характеристика основных направлений современной гетеродоксии. Гомогенизация мейнстрима. Неоклассические микрооснования макроэкономической теории. Гетерогенизация мейнстрима: поведенческая экономика, экспериментальная экономика, новый институционализм.
Элементы контроля
- Работа студентов на лекционных и семинарских занятияхОтекущая = 0,4*Одоклад + 0,4*Оактивность + 0,2*Опосещение
- Эссе
- Реферат
- Итоговый экзаменПроводится дистанционно.
- Работа студентов на лекционных и семинарских занятияхОтекущая = 0,4*Одоклад + 0,4*Оактивность + 0,2*Опосещение
- Эссе
- Реферат
- Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Итоговый экзамен + 0.3 * Работа студентов на лекционных и семинарских занятиях + 0.125 * Реферат + 0.075 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История экономического анализа. Т.1: ., Шумпетер, Й., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alcalde, R. (2009). Gregory CLARK, A Farewell to Alms: A Brief Economic History of the World, Princeton University Press, Princeton, NJ, 2007, xii + 420 pp. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrac&AN=edsrac.142803