• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Исламская цивилизация

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина строится на со- и противоположении трех интерпретирующих традиций: исламской традиции самоописания, «классического» востоковедения и новых критических («скептических») подходов к изучению исламских цивилизаций. Большое внимание уделяется процессам складывания и фиксации канонической традиции исламского понимания истории. Акцент на раннем периоде складывания ислама и исламской цивилизации обусловлен задачами изучения того, как в ходе значимых для исламской историографии исторических событий формировалась идейная проблематика, определившая содержание ряда ключевых дискуссий в исламской мысли. Дисциплина имеет три основных тематических раздела: проблемы изучения ислама (проблемы востоковедения); история ислама и исламского мира до династии Аббасидов включительно; структура, сферы и пути передачи знания; дополнительно рассматриваются проблемы ислама в современном мире. Сквозную проблематику составляют отношения ислама и представителей исламского мира с другими авраамическими религиями (иудаизмом и христианством) и соответствующими культурными мирами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обзорное знакомство студентов с историей формирования мира ислама и ее основными проблемами, ее связью с мировым историческим процессом – особенно, с миром поздней античности, других монотеистических религий, с историей отношений между этими мирами и их идейной повесткой
  • Общее знакомство студентов с основными категориями и понятиями исламской традиции и ее проблематикой; достижение понимания ее изменчивости во времени и пространстве, разнообразия мусульманских культур при единстве авторитетных текстов
  • Знакомство студентов с общими вопросами исламоведения и дискуссиями в нем и вокруг него; формирование навыков использования его подходов и приемов критики традиции в изучении всемирной истории и в других областях общегуманитарного профиля
  • Формирование у студентов понимания проблем востоковедения как изучения «Другого», относительности понятий «Другой» и «Цивилизация» в целом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные этапы, даты и проблемы истории исламских цивилизаций, авторитетные тексты ислама
  • знать основные проблемы источниковедения истории исламской цивилизации и проблематику работ отечественных и зарубежных специалистов в области ислама «классического» периода и отдельных (выбранных) мусульманских регионов и периодов их истории
  • знать основные этапы развития и важнейшие направления критики «классического исламоведения», а также общие принципы новых подходов к изучению истории исламской цивилизации
  • уметь характеризовать различные этапы и явления истории исламских цивилизаций в рамках истории человечества
  • уметь определять религиозные течения в исламе, виды и жанры исламской словесности, идеологические направления исламской мысли
  • владеть методами критического анализа источников в исторических исследованиях, выявления «изобретенной традиции» в суждениях об истории ислама и попытках ее политического использования в современности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие проблемы исламоведения
    Восприятие ислама в Европе и России. Становление востоковедения. Возникновение понятий «исламская цивилизация», «мусульманский (исламский) мир». Критика ориентализма – «классического востоковедения». Современные подходы к изучению истории исламских миров. Периодизация истории исламской цивилизации (цивилизаций).
  • Возникновение ислама и истоки «исламской цивилизации».
    Ислам как авраамическая религия, его историческое соотношение с иудаизмом и христианством. Пророк Мухаммад – его образ в исламских и христианских средневековых традициях, его эволюция. Биография Мухаммада в исламской традиции. Жанр жизнеописания Мухаммада (сира). Пророческое движение. Источники проповеди Мухаммада. Причины успеха проповеди Мухаммада: трактовки в современном исламоведении. Возникновение первоначальной мусульманской общины и складывание ее границ. Хиджра. Сподвижники Мухаммада. «Мединское государство». Становление религиозно-политической модели исламской общины. «Мединская конституция», «Наджранский договор», военно-политическая деятельность Мухаммада в трактовке сложившейся традиции. Образ Мухаммада в традиции. «Что мы знаем о Мухаммаде?» (П. Кроун) и проблемы ранней истории ислама.
  • Религиоведческие характеристики ислама и его авторитетные тексты. Коран Сунна– ислам – культ. Язык.
    Коран: понимание его природы у мусульман, структура, хронология, язык. Проблема фиксации текста Корана, источники и история текста. Проблема перевода текста Корана. Переводы Корана за пределами ислама. Сунна - хадисы. Процессы складывания. Общие принципы собирания хадисов, авторитетные сборники хадисов. Культ. 5 столпов ислама. Исламское вероучение (основные предметы веры), его важнейшие сходства и отличия от доктрин иудаизма и христианства.
  • Эпоха 4х праведных халифов и ее осмысление в исламской традиции; становление халифата: складывание проблематики власти (632-661 гг.).
    Идеальный образ общины и государства в исламской традиции. Постановка проблемы власти. Раскол в исламе и его символическое значение. Концепции власти и времени. Халифы. Проблема преемника Мухаммада и дилеммы легитимной передачи верховной власти в дальнейшем. Войны с «отступниками» как модель будущих завоеваний. «Великие арабские завоевания» и формирование халифата как империи, причины успеха завоеваний. Социально-политическое и административное устройство халифата и начало складывания «общества завоевания». Немусульманское население империи. Культурные аспекты. Проблема фиксации Корана. Раскол – «великая смута» и ее религиозно-политическое и символическое значение. Проблема праведной и неправедной власти, тирании и ее решение в разных религиозно-идеологических течениях. Раскол и формирование основных течений в исламе. Базовые представления о ходе истории в суннитском исламе и роль «великой смуты» в их формировании. Исторический «оптимизм» и исторический «пессимизм» в исламской историософии; «хадис спасенной секты»; образ муджаддида-обновителя.
  • Омейядский халифат (Умаййа; 661-750 гг.) и его осмысление в исламской традиции; управление различиями
    Особенности прихода династии к власти. Становление империи и ее характер. Два основных периода государства Омейядов. Формирование государственных институтов при Омейядах. «Общество завоевания». Немусульманское население империи, его культурная роль, межрелигиозные контакты внутри империи. Формирование категории зимми. Процессы обращения в ислам, его распространение и роль в этом «клиентов»-мавали. Причины упадка династии. Образ династии в последующей исламской исторической традиции.
  • Аббасидский халифат (750-1258 гг.; период расцвета: 750 – 909 гг.) и его осмысление в исламской традиции. Канонизация традиции.
    «Аббасидская революция» и ее трактовки в современном исламоведении. Особенности прихода династии Аббасидов к власти. Халифат как империя. От арабской к исламской империи. Багдад. Поликонфессиональная структура халифата и организация социальной жизни. Концепции «Другого». Управление различиями в «классический» период на «землях ислама». Складывание «классической» арабо-мусульманской культуры (поздние Омейяды и Аббасиды). «Эпоха переводов». «Клан» бармакидов.
  • Религиозно-правовая культура.
    Правоведение и закон. Понятия иджтихад («свободное индивидуальное суждение») и таклид («следование традиции»). Спекулятивное богословие. Концепции человека (отношения Бог – человек). Юридическая география: Понятия дар ал-ислам («мир ислама»), дар ал-сулх («территория перемирия»), дар ал-харб («территория войны») и концепции джихада.
  • Концепция, структура, иерархия знания и его носители в «классический» период
    Иерархия сфер знания: «ствол» и «ветви»; «свое» и «чужое» знание. Религиозные науки: фиксация сунны и наука о хадисах, комментирование Корана, право, спекулятивное богословие. Сословие ученых. Взаимоотношения ученых и власти. Аббасидская «инквизиция»: ее содержание и роль в этих процессах. Суннитская ученая «культура покорности», политический «квиетизм». Системы передачи знания.
  • Фалсафа – арабо-мусульманская философия («арабоязычный перипатетеизм»). Основные представители и проблематика. Место в классической мусульманской культуре. Роль в Европе.
    Истоки (распространение аристотелизма; «дом мудрости» и «эпоха переводов»). Представители: Ал-Кинди; ал-Фараби; Ибн Сина; Ибн Туфайл; Ибн Рушд. Проблема Бога и творения у арабских философов. Распространение и влияние в Европе в Средние века и Раннее новое время. Э. Жильсон и современные интерпретации характера влияния.
  • Суфизм – исламский мистицизм.
    Истоки и начальные этапы суфизма. Концептуальное содержание суфизма. Учение и практика суфизма. Знаменитые суфии. Суфийские братства. Суфийская обитель, ритуалы. Полемика в историографии о соотношении «ортодоксального» ислама и суфизма. Мифы о «мюридизме».
  • Структура средневековой арабоязычной словесности.
    Арабский текст и текст аджами («местные» языки). Литература и адаб («вежество»). Основные жанры словесности и их культурные и политические функции. Поэзия и ее роль в культуре «классического периода». Проблема «старого» и «нового» в литературе. Место доисламской поэзии и понятие джахилийа в этом контексте. Проза. Основные арабоязычные литераторы классического периода, их восприятие в традиции. «Тысяча и одна ночь».
  • Пространство, время, индивид в «классический период»: историографические дискуссии.
    Историографические жанры и выдающиеся арабо-мусульманские историки. Ат-Табари. Ибн Халдун. Литература путешествий и восприятие «другого» за пределами мира ислама. Географические описания. Ал-Максуди. Биографические сочинения в структуре словесности и проблема индивидуального жизнеописания.
  • Переосмысление раннего и «классического» ислама в реформистском «политическом исламе».
    Европейский колониализм и возникновение современных исламских государств. Ваххабизм. Реформаторские движения XVIII-XIX вв. Модернизм, реформаторство, фундаментализм: их сложное соотношение в исламской мысли. Современный ислам. Ислам в Европе и России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Устный реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Устный реферат + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lapidus, I. M. . (DE-588)124445977, (DE-576)294175717. (2014). A history of Islamic societies / Ira M. Lapidus. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425657388
  • Излученко, Т.В. История ислама : учеб. пособие / Т.В. Излученко. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 186 с. - ISBN 978-5-7638-3912-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1032145 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1032145

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lapidus, Ira M. Islamic Societies to the Nineteenth Century : A Global History, Cambridge University Press, 2012. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1057460.
  • Бартольд В. В. - ИСЛАМ. КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-05833-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/islam-kultura-musulmanstva-441724