• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Основы философии: о чем спорят философы сегодня

Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с основными проблемами классической и современной философии. Его авторы рассказывают о наиболее важных и влиятельных идеях в их экспертных областях. Мы начнем с прояснения вопроса о том, что такое философия как область исследований и образ жизни. Затем авторы познакомят вас с основными областями современной философской мысли - онтологией, эпистемологией и философией науки, философией языка и сознания, философией действия, этикой, политической философией и философией истории. Мы вместе в вами попробуем найти ответы на вопросы о том, можно ли выйти из “платоновской пещеры”, как устроено человеческое мышление, возможен ли искусственный интеллект, стоит ли бояться восстания машин, откуда берется власть, кто и как пишет историю, что такое достойная жизнь, обречен ли человек быть свободным, а также на многие другие головоломки, из которых соткана жизнь современного мыслящего человека. Курс будет интересен тем, кто хочет овладеть навыками критического мышления, интересуется вопросами о природе реальности, человека и этики. Этот курс создан как приглашение в современную философию. Приняв его, слушатели рискуют начать думать самостоятельно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главными задачами курса являются развитие у слушателей навыков самостоятельного критического мышления, привычки к рефлексии о наиболее важных мировоззренческих вопросах современности, способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие проблемы и находить пути их решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • отличать философские вопросы от нефилософских
  • перефразировать суть проблемы бытия и связанных с ней апорий
  • применить на практике аристотелевскую модель категориального анализа
  • оценить корректность онтологического аргумента Ансельма
  • сравнивать основные философские подходы к интерпретации пространства, времени и объективной реальности
  • сравнивать основные концепции знания, истинности и обоснованности
  • перефразировать смысл базовых философских аллегорий, относящихся к познанию ("поток Гераклита", "пещера Платона" и др.)
  • различить основные виды знаний
  • объяснить смысл основных проблем и парадоксов философской эпистемологии ("проблема Гетье", "Трилемма Мюнхгаузена", "парадокс Менона", и др.)
  • оценить уязвимые стороны классических концепций знания и истинности
  • оценить роль науки в системе культуры
  • собрать из предложенных фрагментов короткий текст философского характера, посвященный проблемам научного познания
  • оценить уязвимые стороны основных моделей построения научного знания (дедуктивно-номологический и индуктивно-статистической)
  • привести примеры различных аспектов, путей и механизмов развития научного знания
  • выдвинуть собственный прогноз относительно будущего науки
  • объяснить основные подходы к природе языка и значения языковых выражений
  • анализировать повседневные практики на основе понятия языковых игр и концепции следования правилу Л. Витгенштейна
  • объяснить содержание классификации речевых актов Дж. Остина
  • выявлять последствия принятия тезиса лингвистического детерминизма для функционирования общества
  • запомнить Основные понятия и смысл теории универсальной грамматики Н. Хомского
  • объяснить разницу между сильным и слабым пониманием искусственного интеллекта
  • объяснить смысл и границы применимости теста Тьюринга
  • выявить сильные и слабые стороны аргумента Китайской комнаты Дж. Сёрла
  • объяснить основные проблемы этики искусственного интеллекта
  • анализировать возможности применения правовых норм в отношении робототехники
  • объяснить содержание проблемы свободы воли
  • объяснить структуру аргумента последствий против совместимости свободы воли и детерминизма
  • запомнить сущностные черты компатибилизма, инкомпатибилизма и либертарианства
  • выявить сильные и слабые стороны компатибилистских и либертарианских подходов к свободе воли
  • рассмотреть возможные социальные последствия отказа от веры в свободу воли
  • классифицировать различные подходы к проблеме власти
  • сформулировать различие между классическими и современными представлениями о власти
  • объяснить, почему представление о власти как государственной политике является слишком узким
  • резюмировать, какую роль в современной проблематике власти играет гендерная перспектива
  • обсудить проблематику разделения властей
  • привести примеры проблем философии истории
  • соотнести гегельянское прочтение истории и тезисы критиков историцизма
  • дать определение понятию политической нации
  • рассказать о проблеме конца истории
  • анализировать понятие европоцентризма
  • различить основные моральные теории
  • объяснить методологическую роль этико-философского знания
  • описать новейшие тенденции в современном этическом знании
  • использовать основные моральные концепты при оценке поступка
  • перечислить актуальные проблемы современной прикладной, в том числе, профессиональной морали
  • анализировать значимые явления нравственно-практической и профессиональной жизни с точки зрения их философского смысла, целей и ценностных ориентиров
  • выразить специфику современного этического вопрошания и ставить корректные этические вопросы применительно к своим профессиональным областям
  • резюмировать свои представления о проблеме Я и его сосуществования с Другим, его самоопределения как действующего, мыслящего и чувствующего индивида
  • выявлять основания для построения межкультурного и межличного диалога на основе знания и понимания нравственно-психологических проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры
  • составить корректные этические вопросы при самоопределении и оценке собственных возможностей для самореализации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бытие, сущее и ничто. Что и как на самом деле существует?
    Основным содержанием первой части курса является совокупность вопросов о том, что и как на самом деле существует. И это не случайно, ведь со времен Античности принципиальной и специфической задачей философии считается исследование "сущего как такового". Вы узнаете, почему онтология (учение о бытии) является одним из основных разделов философского знания, в каком смысле любое настоящее мышление всегда является мышлением бытия, какие проблемы и парадоксы поджидают нас при работе с основными онтологическими категориями (сущность и существование, движение и покой, пространство и время, реальность и кажимость). Для успешного освоения материала этой недели вам потребуется способность приостанавливать действие мнимых очевидностей "здавого смысла". Привыкайте мысленно разделять то, что в опыте обычно "склеено". Не бойтесь неожиданным образом соединять то, что в опыте, как правило, дано раздельно. Постарайтесь помимо освоения теоретических выкладок и аргументов развить в себе важную мыслительную установку - способность удивляться. Ведь именно с удивления, как писал Аристотель, начинается всякое познание.
  • Откуда я все это знаю? Знание, мнение, обоснование
    На этой неделе вы познакомитесь с основными понятиями эпистемологии - философского учения о познании. Действительно, прежде чем исследовать что-либо конкретное, нам следует разобраться, как в принципе устроено всякое исследование. Можем ли мы знать что-то вообще? Существуют ли принципиальные границы познания? Из каких источников мы черпаем знания и что определяет меру их достоверности? Мы рассмотрим основные концепции знания, обоснования и истинности, а также познакомимся с некоторыми фундаментальными проблемами, которые им присущи. Для успешного освоения материала этой недели вам потребуется особая мыслительная установка - "методологический скептицизм". Этот принцип, взятый на вооружение еще Декартом, означает стремление и способность ставить под сомнение все то, что обычно воспринимается как само собой разумеющееся. Важно только, чтобы наше сомнение было средством, а не целью. Ведь мы хотим, чтобы сомнения привели нас к истине, а не наоборот.
  • Наука, истина, рациональность. Чего не знают ученые?
    Основным содержанием этой недели является философия и методология науки. Поскольку наука претендует на то, чтобы быть высшей и наиболее достоверной формой знания о мире, мы должны разобраться, на чем основаны ее притязания. Что делает науку наукой? Чем она отличается от мифа, искусства, религии? Каковы основные аспекты, пути и движущие силы научного прогресса? Вы узнаете основные концепции построения и развития научного знания, а также познакомитесь с фундаментальными проблемами, заключенными в них. Для лучшего освоения данной темы будет полезно привлечь дополнительные материалы (нучно-популярные статьи и книги, новости из мира науки), описывающие работу ученых на "переднем крае" современного знания. Попробуйте самостоятельно поразмыслть хотя бы над некоторыми вопросами, которые закономерно вытекают из внутреннего содержания последних научных открытий (в области физики, космологии, генетики и т.д.), но при этом выходят за пределы науки как таковой. Сможет ли наука когда-нибудь ответить на эти вопросы?
  • Почему слова что-то значат?
    На этой неделе вы познакомитесь с основными проблемами философии языка и некоторыми статегиями их решения.Философия языка занимает особое место в структуре философского знания, она позволяет проанализировать необходимый инструмент всякого философствования - язык, и позволяет по-новому взглянуть на многие традиционные философские проблемы. Вы узнаете какие загадки ставит перед нами структура языка, каковы простейшие пути их решения, каковы проблемы этих решений; какие существуют глобальные перспективы на природу языка и его место в мире. Для успешного освоения этой лекции вам требуется, прежде всего, стараться самим предварять возможные ответы на поставленные вопросы, а затем сравнивать собственные интуиции с изложением лектора.
  • Чего не могут роботы?
    На этой неделе вы познакомитесь с основными проблемами философии искусственного интеллекта. Машины становятся все более важной частью нашей повседневной жизни, все больше и больше задач перекладываются с человека на компьютер. Однако что такое искусственный интеллект? Мыслит ли она на самом деле? Без философского осмысления этих вопросов мы рискуем оказаться не готовы к вызовам наступающей эпохи ИИ. В лекции будут рассмотрены различные понимания возможностей ИИ, аргументы в пользу и против сильной программы ИИ, а также перспективы развития этики ИИ. Для лучшего освоения лекции полезно обратиться к последним новостям в области исследований ИИ на научно-популярных сайтах, и проанализировать эти новости в контексте проблем и понятий пройденных в ходе лекции.
  • Когда свобода становится проблемой?
    На этой неделе вы познакомитесь с проблемой свободы и воли и различными решениями этой проблемы. Вопрос о свободе воли непосредственно связан с проблемой моральной ответственности. В зависимости от позиции по вопросу о свободе воли, нам требуется либо радикально пересмотреть отношение к себе и другим людям, либо, по крайней мере, пересмыслить собственное представление о границах доступной нам свободы действий. Вы узнаете о том, как формулируется проблема свобода воли, какие существуют решения данной проблемы, в чем их сильные и слабые стороны. Для успешного освоения данной лекции рекомендуется составить "карту" существующих позиций, с кратким указанием их сильных и слабых мест.
  • Почему существует власть?
    Из лекции вы узнаете о том, как философы обсуждали понятие власти. Этот термин является центральным для политической философии и понимания политики в целом, так что его критическое осмысление сделает возможным более осмысленное участие в типичных политических вопросах. Чтобы лучше ориентироваться в материале, важно не только посмотреть лекции, но и прочитать хотя бы часть рекомендованной литературы.
  • Имеет ли история смысл?
    Вы узнаете об основных проблемах философии истории и сможете выработать собственную позицию на этот счет. Это поможет вам в дальнейшем корректно рассуждать о границах и смысле исторического познания. В частности, вы можете попробовать взять известное вам историческое событие и проанализировать с точки зрения обсуждаемых в лекции сюжетов. Чтобы лучше ориентироваться в материале, важно не только посмотреть лекции, но и прочитать хотя бы часть рекомендованной литературы.
  • Сущность морального идеала. О чем говорят этики?
    Вы познакомитесь с основополагающими этическими моделями для того, чтобы научиться вырабатывать правильную мотивацию при выборе того или иного поступка, а также его адекватную нравственную оценку, что способствует не только личному эмоциональному комфорту, но и взаимопониманию между людьми. Анализируя отдельные этические кейсы, идеи мыслителей прошлого и наших современников, вы научитесь применять аргументы из различных этических теорий при оценке и обосновании моральности поступка.
  • Прикладная этика. Чем философы могут помочь практикам?
    Вы научитесь применять теоретический философско-этический аппарат при анализе конкретных поступков, совершаемых в той или иной профессиональной сфере. Так, на примере академической, деловой и био- этики, вы познакомитесь с принципами профессиональной морали, а также с некоторыми моральными дилеммами. Анализируя их, вы научитесь находить рациональный выход из кажущихся, на первых взгляд, тупиковых ситуаций, когда от правильности принятого решения зависит не только выполнение профессионального долга, но и понимание того, что составляет суть человеческого бытия, его личной ответственности.
  • Смысл человеческого существования. Что такое достойная жизнь?
    Для того, чтобы научиться ориентироваться в современном мире, подчас лишенном каких-либо нравственных ориентиров, человеку нужны некоторые опорные точки. Одна из них - это понимание и оправдание нравственной идеи добра (блага). Вы познакомитесь с важнейшими этическими концепциями, обосновывающими уникальность индивидуальной человеческой жизни, человеческое достоинство и значение свободы для его утверждения. Анализируя ряд этических проблем, к которым обращались мыслители во все времена, вы научитесь самостоятельно формулировать такие жизненно важные вопросы, которые способствуют пониманию смысла жизни и, как следствие, личностному успеху.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты
    Курс разделен на 4 блока, каждый из которых заканчивается тестом, включающим в себя только закрытые вопросы, среди которых нужно выбрать от одного до нескольких правильных ответов. Только после успешного прохождения теста по одному тематическому блоку, можно перейти к занятиям по следующему блоку.
  • неблокирующий Творческое задание для взаимного оценивания
  • неблокирующий проверка эссе сокурсников
  • неблокирующий Тестовые задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.44 * Творческое задание для взаимного оценивания + 0.56 * тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М., 1995. - 354 с. ISBN 5-201-01862-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/347507
  • Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346442
  • Достоевский Ф.М. - Братья Карамазовы - Художественная классика - - 468с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901480
  • Толстой Л. Н. - ИСПОВЕДЬ. ИЗБРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-534-09937-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ispoved-izbrannaya-publicistika-428972

Рекомендуемая дополнительная литература

  • DeMartino, G. F., & McCloskey, D. N. (2018). Professional Ethics 101: A Reply to Anne Krueger’s Review of The Oxford Handbook of Professional Economic Ethics. Econ Journal Watch, 15(1), 4–19. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=128779271
  • Dennett, D. C. (2005). Sweet Dreams : Philosophical Obstacles to a Science of Consciousness. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138505
  • Fennell, J. (2019). A Critical Introduction to the Philosophy of Language : Central Themes From Locke to Wittgenstein. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2031304
  • Singer, P. (2015). Famine, Affluence, and Morality. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1058052
  • Singer, P. W. (2010). The ethics of killer applications : why is it so hard to talk about morality when it comes to new military technology? / P. W. Singer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.389848190
  • Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914654