• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Визуальная культура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Левченко Ян Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Ориентация человека на визуальные формы опыта – одна из ключевых черт современности. Основная предпосылка, из которой исходят и которую обосновывают визуальные исследования, сводится к идее социальной, культурной и когнитивной продуктивности визуального опыта. Визуальные образы и репрезентации во многом формируют социальную идентичность, генерируют и распространяют научное знание, социальную коммуникацию. Курс развивает навыки исследования комплексных феноменов, имеющих не только визуальный, но принципиально комплексный характер, комбинирующих разнородные коды и выразительные средства. Курс нацелен не только на описание сложности, но на аналитическое различение уровней этих комплексных образований и способов их концептуализации. В курсе рассматриваются такие области визуальной культуры, как «визуальные искусства», «культура потребления», «политика идентичности», «визуализация научного знания», «масс-медиа и средства визуальной коммуникации». Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Визуальная культура», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/VISUAL/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Разъяснение понятий визуальных исследований и помощь в ориентировании в истории европейской визуальной культуры от камеры-обскуры до визуальных приложений современных гаджетов.
  • Демонстрация процесса расширения способов видения – от камеры-обскуры до фотографии, от ярмарочного рисунка до кинематографа.
  • Мотивация студентов к сознательному восприятию визуального опыта, умению его обобщать и комментировать.
  • Классификация сфер визуального опыта, демонстрация их взаимной многосторонней связи и на конкретных примерах — степени вовлеченности современного индивида в сложно организованную визуальную среду, предоставление основных подходов к интерпретации этой среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теоретические подходы, применяемые при анализе визуальных сред.
  • Знать о значимости визуальной культуры для решения прикладных задач всего комплекса гуманитарных наук.
  • Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
  • Владеть навыками и приемами современного профессионального общения, включая информационные технологии.
  • Владеть навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере.
  • Владеть различными жанрами письменной речи.
  • Владеть способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации.
  • Отработать навыки поиска, систематического исследования и презентации его результатов
  • Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современных исследований культуры.
  • Уметь аргументировать выбор методов анализа и интерпретации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет визуальной культуры
    Специфика, эволюция и направления изучения визуальной культуры. Как визуальная культура боролась за свои права и победила (Вербальное и визуальное в учебном процессе. Как университет и визуальность привыкали друг к другу и как это связано с современным рынком труда). Роль визуальной информации в культуре. Почему важно анализировать и критиковать структуры «очевидности»? Чем цифровая очевидность отличается от аналоговой? Права образа и эмансипация виртуального мира.
  • Визуальное мышление и городская среда
    (Не)достоверность информации о городе в визуальных сообщениях. Детерриториализация визуального события как следствие цифровой революции. Стена и поток — базовые метафоры современного городского массива. Город как собрание «объектов» (согласно триаде «объект – картина – образ»). Предпосылки теорий видения в «Критике чистого разума» Канта и «Паноптиконе» Бентама — следствие появления городских гетеротопий. Изобретение фланера. Площадь и бульвар, лавка и пассаж. Непосредственность и театральность — два дополнительных кода фланерского поведения. Актер vs. детектив. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Визуальная культура».
  • Ранние визуальные медиа-1: Чудо света
    Предыстория современных средств передачи визуальной информации. «Фланер в пассаже» и проблема видимости. Этапы работы со светом в европейском искусстве. Первый прибор воспроизводства изображения – камера-обскура (вариация – камера лючида). Первый прибор для его обработки и проекции – «латерна магика». Связь ранних визуальных медиа с распространением идей Просвещения. Траектории света в искусстве. Функция зеркала (правда и ложь, зрение и сверх-зрение). Визионерская живопись.
  • Ранние визуальные медиа-2: Пан-о-рама
    Иллюзия движения в ранних визуальных медиа. Встреча эффекта репрезентации с автономным изображением (иллюзионистские представления (фантасмагории), сеансы магии). Ранний иллюзионизм витражного искусства, его актуализация в XVIII в. Работа света с огнем (вулкан) и водой (водопады, штормы) в искусстве. Появление световых театров в XVIII в. Транспарантная живопись и калейдоскоп. Изобретение панорамы вследствие накопления многоаспектного визуального опыта к периоду расцвета европейского романтизма и началу индустриальной эпохи.
  • Индустриальная революция и фотография
    Фотография в эпоху индустриального капитализма. Смысловые парадоксы фотографии (произвольность как гарантия доверия, медиум как документ, и т. д.). От литографии к дагерротипу, «мокрому» процессу и моментальному снимку. Жанровые дифференциации фотографии и ее корневые отличия от живописи (так наз. «новизна»). Выбор фотографической натуры: фотография как стимул расширения культурных практик. Изменение статуса индивида и «переоткрытие» ландшафта в фотографии второй половины XIX в.
  • Искусство (и) фото: пикториализм
    Фотография на символическом рынке изобразительного искусства. Охота за celebrities, появление «фото-визиток» и коллекционных театрализованных образов. Иконы и дивы. Визуальный шум в фотографии. Природа как объект 'High Arts' в живописном натурализме и фотографии Противопоставление пикториализма и реализма в контексте триады «ремесло – искусство – высокое искусство» (английский романтизм). Красота как «правда» в викторианской фотографии. Подражание академическим канонам (Робинсон, Рейландер, Кэмерон). Роль прерафаэлитов в признании фотографии искусством. За пределами викторианского пикториализма: фотограф-джентльмен.
  • Действительность (и) фото: реализм
    Машина схватывания: вера в свидетельство и становление документальной фотографии. «Страх машины» и его материализация в фотографии. Восприятие фотографии как регистрационного инструмента. Фотография прямая (процесс) и непосредственная (момент). Надар – живой символ «реалистического» поворота в фотографии. Военная и этнографическая фотография. Натуралисты и просветители.
  • Предпосылки движущегося изображения
    Альтернативы фотографической статики. От примитивных демонстрационных механизмов (тауматроп, кинеограф и т. д.) к проекционным комплексам. Принцип вращения + принцип серийности = эффект стробоскопии (виртуального движения). «Колесо жизни» — рисованное и фотографическое. Хронофотография и многократная экспозиция (кейс — наследие Эдварда Майбриджа).
  • Время кино: победа автономной визуальности
    От кинематографа циклического к кинематографу линейному. Война патентов как симптом индустриальной эпохи. Успех и провал Томаса Эдисона. Кинетоскоп, его перспективы и недоработки. Метаописание кино: фильмы о движении. Освобождение и отчуждении движения в аппарате братьев Люмьер. Идея «правдивости» изображения. Виды движения в раннем кино. Изобретение киносеанса (структура и прагматика события). Начало репортерской практики (по логике распространения фотографии). Феерии и игровые фильмы. Сценарии и либретто (литература и театр – навязанные аналогии?)
  • Экран как поверхность мира
    От доминирования кино к тотальности компьютера (XX век на пути от лампы к цифре). Анизотропное пространство современных визуальных медиа. Автономия экранного мира. Этапы универсализации экранной культуры XX века. Опыт автономного движения (основные этапы истории анимации). Морфинг, глубинное рассеивание, захват движения — основные технологические приемы современной анимации, имеющие феноменологические последствия. Телевидение и oculus rift. Кейс – советское ТВ и пропаганда. Почему «по ТВ ничего нельзя сказать» (Пьер Бурдье).
  • Смысл и назначение селфи
    Политики само-презентации. Пересмотр границ частной жизни. Конкуренция интерпретаций селфи (психиатрия, психоанализ, теория новых медиа, визуальная антропология). Цифровая демократия. Культурно-политические измерения авто-эротизма. Сдерживания и противовесы желания. Селфи-стик, селфи-рука и другие протезы одиноких горожан. Поиск тела и его распад. Запечатление и мультипликация частей тела. Быть толстым?
  • Тотальный дизайн в экономике образов
    Экспансия дизайна как понятия и практики. Как выглядят люди и вещи. Продвижение в экономике образов (превосходство продвижения над сущностью вещи). Изобретение легенд и успех глобальных продуктов. Пример Кока-Колы и Макдональдса (Макдональдизация культуры по Дж. Ритцеру). Кейс – эволюция cover design (обложки музыкальных носителей с 1930-х годов до наших дней). Иконография и иконология, референции к искусству и его истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по лекциям
  • неблокирующий Контрольная работа по семинарам.
  • неблокирующий Подготовка и защита проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Контрольная работа по семинарам. + 0.5 * Подготовка и защита проекта + 0.2 * Тест по лекциям
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гринфилд, А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / А. Гринфилд ; пер. с англ. И. Кушнаревой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 424 с. - ISBN 978-5-7749-1361-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042667

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918