Бакалавриат
2020/2021
Фокус-группы как метод прикладного социологического исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Левинсон Алексей Георгиевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Фокус-группы как метод прикладного социологического исследования» является получение общих представлений о возможностях метода сбора социальной и маркетинговой информации с помощью фокус-групп (далее ФГ) и приобретение знаний и навыков в организации, проведении, анализе собранной информации.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Фокус-группы как метод прикладного социологического исследования» является получение общих представлений о возможностях метода сбора социальной и маркетинговой информации с помощью фокус-групп (далее ФГ) и приобретение знаний и навыков в организации, проведении, анализе собранной информации.
Планируемые результаты обучения
- Умеет ставить и понимать задачи, которые могут быть решены с помощью метода фокус-групп
- Понимает основные принципы и понятия методологии качественного и количественного социологического исследования
- Знает социальные и социально-психологические процессы и взаимодействия, происходящие в ходе фокус-групп
- Понимает социальный контекст фокус-группового маркетингового исследования
- Умеет планировать планировать сбор необходимой социальной информации с помощью метода фокус-групп
- Имеет представление о требованиях к техническим условия обеспечения ФГ
- Знает об особенностях логистики, планирования и согласования при проведении ФГ
- Понимает особенности процесса рекрутмента в ФГ.
- Умеет вести документацию по ФГ.
- Владеет навыками модератора ФГ.
- Владеет навыками ведения ФГ.
- Понимает особенности процесса взаимодействия с клиентом в процессе подготовки фокусгруппового исследования.
- Умеет вести фиксацию процесса фокус-групп.
- Умеет интерпретировать результаты фокус-групп.
Содержание учебной дисциплины
- Фокус-группы как сочетание различных методов исследованияОпросные методы и методы наблюдения. ФГ как единственный комплексный метод.
- Проблематика массового сознания при использовании метода ФГКультура как управляющий контур социума. Нормативно-ценностные механизмы, образцы поведения. Массовое сознание – практический концепт регулятива.
- Коммуникативная модель фокус-групп как элемента маркетинговых исследованийИнститут производителя. Институт потребителя. Социальная дистанция меж ними. Маркетинг как средство ее преодоления. Маркетинг как коммуникация. Качественные маркетинговые исследования как посредник.
- Дизайн исследования и темыВозможные темы. Определение цели и задач исследования. Оптимальные форматы. Выбор ЦА и способа рекрутмента.
- Технические условия обеспечение ФГПомещение. Оборудование. Catering
- Роль логистики, планирование и согласованияЛогистика, планирование и согласование при проведении ФГ.
- Рекрутмент как проблема ФГЦА и ее достижимость. Возможные мотивации респондента. Работа рекрутера. Опасности. Проблема вознаграждения.
- Документация фокус-группRFP. Предложение. ТЗ и Договор. Topic guide & Interview guide. Наблюдение и ведение записей. Транскрипты. Краткий отчет. Отчет. Презентация.
- Роли и функции модератораТри роли модератора. Три функции модератора. Ложные опасности. Реальные трудности.
- Групповая динамикаВводная часть. Приветствие. Официальные уведомления. Знакомство. Кульминация. Завершение. Контроль.
- Взаимодействие с клиентом как проблемаКонтакт с клиентом. Client service. Права и обязанности исполнителя. Этика взаимоотношений.
- Фиксация процесса фокус-группНаблюдение. Записки. Видео трансляция и видеозапись. Аудиозапись. Транскрипты. Verbatims
- Анализ результатов, кодированиеТри приема анализа. Кодирование. Особенности краткого отчета. Особенности полного отчета. Уровни обобщения материала.
- Место фокус-групп среди других методовМассовый опрос и стандартизованное интервью. Индивидуальные глубинные интервью. Индивидуальные экспертные интервью. Тесты.
Элементы контроля
- Работа на занятиях
- Домашние задания
- Экзамен
- Работа на занятиях
- Домашние задания
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Домашние задания + 0.25 * Работа на занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинговые коммуникации : интегрированный подход, Бернет, Дж., 2001
- Менеджмент, Дафт, Р. Л., 2007
- Метод фокус - групп : учебник, Белановский, С. А., 1996
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573