• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социология табуированных рынков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель учебного курса состоит в том, чтобы познакомить учащихся со специальной областью социологического знания – социологией табуированных рынков. Курс призван обеспечить учащимся возможность углубить знание новой экономической социологии и этнографии потребительских рынков, освоить техники применения теоретических концепций для решения аналитических задач, овладеть навыками социально-экономической и политико-культурной интерпретации современных потребительских рынков, и особенно рынков жизненно-важных благ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит в том, чтобы, во-первых, раскрыть специфику экономико-социологического подхода к объяснению механизмов маркетизации и функционирования потребительских рынков жизненно-важных благ; во-вторых, ввести студентов в круг базовых понятий социологии оценивания, познакомить с новейшими экономико-социологическими трактовками социальных проблем, и в-третьих, сформировать у студентов системное видение потребительских рынков как социально, культурно и политически укорененных образований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает разницу между стигматизирующим и конструкционистским подходом к анализу процессов маркетизации общества
  • Владеет базовой теоретико-концептуальной схемой социологического анализа табуированных рынков и способен применять ее для интерпретации предложенных рыночных кейсов
  • Демонстрирует критическое мышлении в отношении вопросов формирования идентичности в маркетизированном обществе, способен установить связь между социо-экономическими условиями и спецификой социальных ожиданий к личности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Маркетизация Self
    Я-Мы в структуре социальной идентичности в XX веке: эффекты индустриализации, урбанизации, развития массовых рынков. Неолиберальное self как рефлексивный менеджериальный проект. Entrepreneurial self в постсоветской России. Счастье, страдание и индивидуальная ценность в рыночной экономике. Квантификация как иллюзорный путь к демократическому равенству (ordering). Капитализация себя: физический, человеческий, телесный, эротический, эмоциональный капиталы. Самомаксимизация и биополитика: моральность хэлсизма и ноотропные препараты для повышения личной эффективности. Сопротивление коммодификации self: отчуждение, прокрастинация, дауншифтинг.
  • Рынки жизненно-важных благ
    Медикализация как опора маркетизации. Рынки телесных благ. Служение, профессиональный долг и помощь как практический компромисс в условиях маркетизации. Донорство органов: рынок или дар? Рынок гамет: культурные эффекты гендера. Моральные дилеммы суррогатного материнства. Секс, любовь и деньги. Рынки психических состояний в конкурентном обществе.
  • Рынки, общество и табу: от враждебности миров к перекресткам и компромиссам.
    Что такое рынок? Рыночный обмен на фоне редистрибуции, реципрокации и дара. Маркетизация современного общества: аргументы за и против. Прибылеориентированность рыночного обмена как (теоретическая) угроза социальному порядку. Граница между субъектами и объектами как основа современной культуры. Перформативный характер неолиберальной идеологии. Легальность-легитимность рынков и политико-культурное конструирование их табуированности. Современные рынки как источник универсальных денежных оценок абсолютных ценностей.
  • Маркетизация смерти
    Социо-культурная укорененность установок в отношении смерти. Достойная смерть и качество жизни как культурные коды современности. Место паллиативной помощи в современном рыночном здравоохранении. Похоронная инфраструктура и моральность рынков ритуальных услуг.
  • Социальный порядок рынка и механизмы коммодификации
    Интеракционистский подход к рынку в социологии. Основные проблемы установления и поддержания социального порядка на потребительских рынках: оценивание, конкуренция, кооперация. Коммодификация как социальный процесс: Объективация. Неопределенность качества благ в сервисной экономике, креативной экономике, в условиях монополистической конкуренции на насыщенных рынках. Манипулирование образом товара как форма борьбы за рыночную власть. Рыночные посредники и калькулятивная асимметрия. Сингуляризация. Социальная природа человеческих потребностей. Социальные источники рыночной ценности благ. Рынки стандартных товаров и статусные рынки. Калькуляция. Моральная экономика рыночных цен. Социальная множественность цены. Цена как предмет социального контроля на потребительских рынках. Восприятие рыночных цен потребителями. Смыслы (meanings) цен в глазах потребителей. Цена как индикатор качества товара. Цена как маркер социальных границ. Демонстративность высоких цен. Практики рачительного потребления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитическое эссе
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Финальный экзамен
    9 Контрольные вопросы для проверки качества освоения дисциплины 1. Какие социальные функции выполняют табу? 2. В чем заключается основная идея социального конструктивизма? 3. Каким образом происходят научные революции и смена культур восприятия (по Т. Куну)? 4. Роль секуляризации и перехода к наукоцентристской картине мира для современной западной культуры? 5. Роль медикализации обществ как фактора его маркетизации? 6. Какие эмоциональные эффекты сопутствуют ситуациям слома социального порядка (По Г. Гарфинкелю) 7. Основные черты рыночного обмена 8. Что такое рынок с точки зрения символического интеракционизма? 9. В чем состоит разница между формальным и содержательным понятиями «экономического» (К. Поланьи) 10. Наряду с какими формами распределения благ в обществе сосуществует рыночный обмен и в каком соотношении разные формы движения благ могут находится между собой в разные исторические периоды? 11. В чем состояли опасения классиков социологии в отношении нарастующей экспансии ценообразующих рынков в обществе (Маркс, Зиммель и т.д.)? 12. В чем заключается оптимистичный взгляд на проблему маркетизации социальной жизни (М. Вебер, К. Поланьи т т.д.) 13. В чем заключается идея поиска компромиссов между рынком и культурой (В. Зелизер, М. Фуркад и т.д.) 14. Разъясните понятие гомологичности полей (П. Бурдье) 15. Возможны ли различные трактовки понятия справедливости? Какие трактовки Вам известны? 16. Каким образом справедливость условий рыночного обмена блага связана с легитимностью соответствующего рынка? 17. Угроза каким культурным табу современного общества может вызывать сомнения в легитимности рынков? 18. Какие классификации рынков Вы знаете? 19. Каким реалиям начала 20 века соответствовал возрастающий запрос на соизмерение? Дайте разъяснение этому понятию 20. Разница между благом и товаром? 21. Почему важно помнить, что товаризация – это процесс? 22. Что такое объективация и сингуляризация, как эти процессу соотносятся друг с другом? 23. Как проявляется институциональная, культурная, социальная и политическая укорененность рыночных цен? 24. Есть ли различия между понятиями оценивания и калькуляции? 25. В чем заключается проблема неопределенности качества товара и можно ли говорить о единственно верных критериях качества? 26. Каким образом управление определением товара позволяет бороться за рыночную власть? 27. Что такое инструменты оценивания (judgment devices), приведите примеры. 28. Каких рыночных посредников Вы знаете, какие функции на рынке они выполняют? 29. Разъясните идею о том, что рыночная калькуляция представляет собой распределенный процесс? 30. С чем может быть связано присутствие различных логик оценивания на одном и том же рынке? 31. Каким образом знание механизмов функционирования табуированных рынков помогает объяснять устройство «обычных» потребительских рынков?
  • неблокирующий Аналитическое эссе
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Финальный экзамен
    9 Контрольные вопросы для проверки качества освоения дисциплины 1. Какие социальные функции выполняют табу? 2. В чем заключается основная идея социального конструктивизма? 3. Каким образом происходят научные революции и смена культур восприятия (по Т. Куну)? 4. Роль секуляризации и перехода к наукоцентристской картине мира для современной западной культуры? 5. Роль медикализации обществ как фактора его маркетизации? 6. Какие эмоциональные эффекты сопутствуют ситуациям слома социального порядка (По Г. Гарфинкелю) 7. Основные черты рыночного обмена 8. Что такое рынок с точки зрения символического интеракционизма? 9. В чем состоит разница между формальным и содержательным понятиями «экономического» (К. Поланьи) 10. Наряду с какими формами распределения благ в обществе сосуществует рыночный обмен и в каком соотношении разные формы движения благ могут находится между собой в разные исторические периоды? 11. В чем состояли опасения классиков социологии в отношении нарастующей экспансии ценообразующих рынков в обществе (Маркс, Зиммель и т.д.)? 12. В чем заключается оптимистичный взгляд на проблему маркетизации социальной жизни (М. Вебер, К. Поланьи т т.д.) 13. В чем заключается идея поиска компромиссов между рынком и культурой (В. Зелизер, М. Фуркад и т.д.) 14. Разъясните понятие гомологичности полей (П. Бурдье) 15. Возможны ли различные трактовки понятия справедливости? Какие трактовки Вам известны? 16. Каким образом справедливость условий рыночного обмена блага связана с легитимностью соответствующего рынка? 17. Угроза каким культурным табу современного общества может вызывать сомнения в легитимности рынков? 18. Какие классификации рынков Вы знаете? 19. Каким реалиям начала 20 века соответствовал возрастающий запрос на соизмерение? Дайте разъяснение этому понятию 20. Разница между благом и товаром? 21. Почему важно помнить, что товаризация – это процесс? 22. Что такое объективация и сингуляризация, как эти процессу соотносятся друг с другом? 23. Как проявляется институциональная, культурная, социальная и политическая укорененность рыночных цен? 24. Есть ли различия между понятиями оценивания и калькуляции? 25. В чем заключается проблема неопределенности качества товара и можно ли говорить о единственно верных критериях качества? 26. Каким образом управление определением товара позволяет бороться за рыночную власть? 27. Что такое инструменты оценивания (judgment devices), приведите примеры. 28. Каких рыночных посредников Вы знаете, какие функции на рынке они выполняют? 29. Разъясните идею о том, что рыночная калькуляция представляет собой распределенный процесс? 30. С чем может быть связано присутствие различных логик оценивания на одном и том же рынке? 31. Каким образом знание механизмов функционирования табуированных рынков помогает объяснять устройство «обычных» потребительских рынков?
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Аналитическое эссе + 0.25 * Промежуточный тест + 0.05 * Семинарская активность + 0.4 * Финальный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dingelstad, D., Gosden, R., Martin, B., & Vakas, N. (1996). The social construction of drug debates. Social Science & Medicine, (12), 1829. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.socmed.v43y1996i12p1829.1838
  • Jens Beckert. (2009). The social order of markets. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D942B7AD
  • Livne, R. (2014). Economies of Dying: The Moralization of Economic Scarcity in U.S. Hospice Care. American Sociological Review, 79(5), 888–911. https://doi.org/10.1177/0003122414547756
  • Lucien Karpik. (2010). Valuing the Unique: The Economics of Singularities. Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.pup.pbooks.9215
  • RINEHART, N. T. (2016). The Man That Was a Thing: Reconsidering Human Commodification in Slavery. Journal of Social History, 50(1), 28–50. https://doi.org/10.1093/jsh/shv129

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beckert, J., & Aspers, P. (2011). The Worth of Goods : Valuation and Pricing in the Economy. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=405922