• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Проблемы экономического развития стран БРИКС"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Научный семинар нацелен на формирование целостного представления о месте и роли стран БРИКС в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах группы. В преддверии председательства России в БРИКС в 2020 году студенты узнают об экономических моделях стран БРИКС, основах экономической повестки группы и месте объединения в системе глобального управления и международных институтах. Акцент будет сделан на развитие навыков ведения дискуссии и критической оценки научных и аналитических материалов по вопросам, связанным с БРИКС. Студенты будут работать с исследовательскими публикациями, аналитическими обзорами и статистическими данными по тематике БРИКС. В рамках семинара студенты будут иметь возможность воспроизвести работу делегаций стран БРИКС на «ролевом» саммите БРИКС, поучаствовать в дебатах и принять итоговую «декларацию».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование целостного представления о месте и роли стран БРИКС в мировой экономике, а также об истории, развитии, текущих вызовах и перспективах группы
  • Обзор ключевых проблем развития стран БРИКС, основных факторов, способствующих развитию стран и препятствующих ему
  • Формирование навыка самостоятельной работы с макроэкономической статистикой на примере стран БРИКС
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает динамику основных показателей стран БРИКС
  • Сравнивает подходы к развитию БРИКС. Оценивает повестку БРИКС в области реформы глобальной финансовой архитектуры.
  • Сравнивает географическую и товарную структуру торговли стран БРИКС. Интерпретирует основные положения стратегии экономического сотрудничества БРИКС.
  • Сравнивает географическую и отраслевую структуру инвестиций стран БРИКС. Оценивает деятельность Нового банка развития.
  • Определяет основные особенности экономической модели Китая.
  • Определяет основные особенности экономической модели Индии.
  • Определяет основные особенности экономической модели Бразилии.
  • Определяет основные особенности экономической модели ЮАР.
  • Определяет основные особенности экономической модели России.
  • Формулирует основные позиции стран БРИКС, показывает навыки презентации собственных суждений и ведения дискуссии
  • Выделяет основные проблемы стран БРИКС в социальной сфере, включая здравоохранение, образование, социальную защиту.
  • Оценивает потребности и возможности стран БРИКС в финансировании инфраструктуры.
  • Сравнивает модели содействия развитию стран БРИКС, знает отличия от моделей стран КСР.
  • Называет участников формата БРИКС+
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • БРИКС: история создания и место в мировой экономике
    Возникновение термина БРИК. Первые официальные встречи (на полях ООН, первый саммит в Екатеринбурге). Расширение БРИК и принятие ЮАР в 2011 г. Обзор основных соглашений (меморандум о сотрудничестве национальных банков развития, рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС, соглашение о создании НБР и Пула валютных резервов, стратегия экономического сотрудничества БРИКС, создание сетевого университета и другие). Динамика основных макроэкономических показателей стран БРИКС. Прогноз экономического развития стран БРИКС.
  • БРИКС в системе глобального управления. Текущие вызовы и перспективы развития БРИКС
    Критика БРИКС и противоречия внутри группы. Общие проблемы: ловушка среднего уровня дохода, региональное и социальное неравенство. Дискуссия о направлениях развития: институционализация, расширение состава, реализация совместных проектов, создание платежной системы. Повестка БРИКС в области реформы глобальной финансовой архитектуры. Место БРИКС в международных организациях. Потенциальные направления участия БРИКС в глобальном управлении
  • Сотрудничество в торговле. Стратегия экономического сотрудничества стран БРИКС.
    Динамика внутригрупповой торговли стран БРИКС. Стратегия экономического сотрудничества БРИКС: перспективные направления внутригрупповой торговли. Лучшие практики БРИКС.
  • Сотрудничество в инвестиционной сфере. Новый банк развития
    Динамика внутригрупповых инвестиций стран БРИКС. Стратегия экономического сотрудничества БРИКС: перспективные направления внутригрупповых инвестиций. Роль Нового банка развития в стимулировании сотрудничества в инвестиционной сфере
  • Экономическая модель Китая
    Место Китая в мире. Текущие структурные изменения в экономике Китая. Роль государства в развитии экономики Китая
  • Экономическая модель Индии
    Место Индии в мире. Структура экономики Индии. Особенности социальной структуры в Индии. Основные причины замедления экономического роста Индии
  • Экономическая модель Бразилии
    Место Бразилии в мире. Социально-политический и экономический кризис в Бразилии. Драйверы экономического роста в Бразилии в среднесрочной перспективе
  • Экономическая модель ЮАР
    Место ЮАР в мире. Особенности социальной структуры в ЮАР. Драйверы экономического роста в ЮАР в среднесрочной перспективе
  • Экономическая модель России
    Место России в мире. Причины замедления роста экономики России. Потенциальная модель роста
  • Модель БРИКС
    Выступление участников и позиции стран. Дискуссия участников. Принятие «декларации» БРИКС
  • Сотрудничество в социальной сфере
    Особенности социальной структуры стран БРИКС. Бедность и неравенство в странах БРИКС. Сотрудничество в области образования и здравоохранения
  • Инфраструктура в странах БРИКС
    Текущий уровень развития инфраструктуры в странах БРИКС. Прогноз развития инфраструктуры в странах БРИКС, инфраструктурный разрыв. Потенциальные источники финансирования новой инфраструктуры. Роль НБР, АБИИ и других банков развития
  • Модели содействия развитию стран БРИКС
    Содействие развитию: «традиционные» и «новые» доноры. Страны БРИКС как доноры и реципиенты. Динамика содействия развитию со стороны стран БРИКС. Особенности предоставления помощи со стороны стран БРИКС
  • БРИКС+: сотрудничество с другими организациями
    Концепция БРИКС+. Региональные партнеры на саммитах БРИКС 2013-2018 гг. Сотрудничество Нового банка развития с Евразийским банком развития и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Перспективы развития концепции БРИКС+
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформе Skype. Студенты обязаны прислать свои логины за день до экзамена и подключиться к платформе не менее чем за 15 минут до начала экзамена. Наличие видеосвязи обязательно.
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Модель
  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Модель + 0.4 * Оценка за аудиторную работу + 0.2 * Презентация + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Страны БРИКС в современной мировой экономике, Авдокушин, Е. Ф., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Advanced macroeconomics, Romer, D., 2001
  • Экономическое развитие : учебник для вузов, Тодаро, М. П., 1997