• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2020/2021

Стратегические направления развития функциональных областей логистики в «Индустрии 4.0»

Статус: Курс обязательный (Стратегическое управление логистикой)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Стратегическое управление логистикой
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины направлено на понимание изменения подходов к управлению цепями поставок в рамках четвертой промышленной революции. Предполагается обзор технологий в рамках "Индустрии 4.0", этапов эволюции машинного/глубокого обучения и их влияния на функциональные области логистики. Студентам предстоит познакомиться со сложностями использования ИИ в российских условиях и современными управленческими концепциями/технологиями в различных функциональных областях. Раздел дисциплины, связанный с логистикой распределения, направлен на формирование у студентов навыков по разработке и развитию сетей распределения торговых и промышленных компаний в условиях изменяющейся конкурентной среды и активного внедрения цифровых инструментов отслеживания деятельности компании. Основополагающим принципом изучения данной части дисциплины является формирование практических навыков построения сетевой структуры компании и оптимизации имеющихся объектов логистической и торговой инфраструктуры с учетом различных факторов (специализации деятельности компании, стратегии ее развития, реализуемой политики обслуживания, национальных особенностей деятельности и т.д.). Дисциплина базируется на основополагающих разработках в области логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения, а также на специализированной литературе, ориентированной на исследование вопросов взаимодействия с поставщиками, обеспечения производственного процесса, обслуживания, межфункционального и межорганизационного взаимодействие, построения глобальных сетей распределения, управления заказами клиентов. Для усвоения материалов дисциплины применяются различные формы организации занятий – обсуждения и дискуссии, доклады, решение кейсов, разбор практических ситуаций, работа с научно-практической литературой, научными исследованиями и разработками, поиск актуальной и применимой информации в открытых источника в сети Интернет, а также сбор информации за счет проведения кабинетных и полевых исследований (при условии необходимости и применимости этого на занятии). При проведении контрольно-оценочных мероприятий предполагается как индивидуальная, так и командная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубление у студентов знаний и компетенций в области управления материальными потоками, сопутствующими им информационными и прочими потоками в соответствии с потребностями рынка на этапе снабжения материальными ресурсами, производства и распределения готовой продукции, а также сбыта товаров
  • Формирование знаний о направлениях и вариантах развития функциональных областей логистики в эпоху четвертой индустриальной революции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Доклады по теме дисциплины
  • Письменная экзаменационная работа
  • Аудиторная работа (дискуссии, работа над кейсами в аудитории)
  • Самостоятельная работа в аудитории
  • Письменная контрольная работа
  • Групповой кейс по формированию (реорганизации) сети распределения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Логистика распределения в интегрированной логистической системе
    Тема 1.1. Место логистики распределения в логистической системе. Место логистики распределения в интегрированной логистической системе. Взаимодействие коммерческой и логистической деятельности при осуществлении задач сбыта и распределения компании. Функционал логистики распределения в оргструктуре управления компании. Тема 1.2. Распределение в модели управления цепями поставок Всемирного форума по цепям поставок. Модель управления цепями поставок Всемирного форума по цепям поставок – модель (Global Supply Сhain Forum – GSCF). Основные бизнес-процессы в модели управления поставок: управление взаимоотношениями с потребителями – CRM, управление обслуживанием потребителей - CSM, управление спросом - DM, выполнение заказов потребителей - FM, управление потоком производства - MFM, управление взаимоотношениями с поставщиками - SRM, управление разработкой и доведением продукции до коммерческого использования - PDC, управление возвратными поставками – RM. Определение задач распределения в бизнес-процессах GSCF. Тема 1.3. Основные направления деятельности логистики при реализации стратегий маркетинговых каналов. Основные стратегии маркетинговых каналов, их характеристики и основные задачи маркетинга при их реализации. Стратегия охвата рынка: интенсивное распределение, выборочное распределение, эксклюзивное распределение. Стратегия охвата потребителей. Стратегии ценообразования: стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия цен, ориентированных на спрос, стратегия цен относительно качества товара, стратегия гибких цен и стратегия скидок с цен, стратегия ценовой дискриминации. Основные направления деятельности логистики при реализации стратегий маркетинговых каналов.
  • Раздел 2. Основные участники системы распределения
    Тема 2.1. Особенности взаимоотношений контрагентов в системе распределения. Основные задачи при формировании сети распределения, ориентированной на региональный охват потребителей. Основные правила построения сети распределения компании. Место розничной сети и сферы услуг в системе распределения производственных и оптовых компаний. Особенности взаимоотношений в системе распределения предприятий розничной сети с поставщиками в интегрированной логистике и при управлении цепями поставок. Тема 2.2. Розничная сеть и сфера услуг в системе распределения. Место розничной сети и сферы услуг в логистической системе. Розничная сеть и сфера услуг как конечный потребитель сети распределения. Особенности функционирования предприятий розничной сети в рамках интегрированной логистики и управления цепями поставок. Особенности развития розничной сети на российском рынке. Основные этапы развития розничной сети в рыночной экономике и ключевые характеристики этих этапов. Основные этапы: Остаточное сохранение форм советской организации розничной торговли; Старт рыночных преобразований в отрасли; Формирование основы современной структуры отрасли; «Бум» сетевой торговли; Региональная экспансия; Консолидация отрасли, замедление темпов роста. Основные тенденции развития розничной сети в настоящее время. Стратегические направления развития розничной сети в России и роль логистики в их реализации. Основные тенденции мировой и российской интернет-торговли. Интернет-торговля и современные технологии продаж. Основными преимуществами интернет-магазинов. Проблемы управления материальными потоками, возникающие при интеграции каналов продаж. Влияние интернет торговли на формирование сетей распределения. Тема 2.3. Развитие оптовой торговли и ее место в современных сетях распределения. Развитие оптовой торговли и ее место в современных сетях распределения. Современный рынок услуг оптовых предприятий и перспективы их развития. Основные направления развития оптовых компаний при выживании на современном рынке. Эволюция оптовой торговли в Российской Федерации: основные этапы, их особенности и их ключевые характеристики. Основные этапы: Зарождение рыночных преобразований в оптовой торговле. Начало продвижения логистики в оптовых компаниях; Укрепление позиций оптовой торговли на рынке, становление системы экономических связей и появление отделов логистики; Развитие хозяйственных отношений с производителями готовой продукции и клиентами. Начало создания собственной логистической инфраструктуры. Появление конкуренции со стороны логистических посредников; Концентрация на организации логистического сервиса с индивидуальным подходом к клиентам. Борьба за место в цепях поставок. Вытеснение оптовых компаний из системы сбыта производителей (деинтермедиации оптовых посредников). Особенности функционирования оптовых предприятий в период экономической рецессии. Основные стратегии, реализуемые предприятиями оптовой торговли в современных условиях. Тема 2. 4. Логистические посредники в логистической сети распределения. Особенности функционирования логистических посредников в современных системах распределения. Организация интегрированного взаимодействия логистических посредников при формировании системы распределения. Кооперация логистических посредников в цепи поставок. Эволюция рынка логистических услуг в России и факторы, способствующие развитию логистических провайдеров. Основные этапы и их ключевые характеристики: Этап зарождения рынка логистических услуг; Укрепление позиций логистических провайдеров. Стремительный рост создания логистической инфраструктуры; Укрепление позиций логистических провайдеров после кризиса. Особенности функционирования рынка логистических услуг в период экономической рецессии. Основные проблемы и пути развития рынка логистических услуг в России.
  • Раздел 3. Управление распределением как стратегическая функция логистики распределения
    Тема 3.1. Анализ и оценка эффективности системы распределения компании. Проведение анализа с целью выявления сильных и слабых сторон функционирования действующей сети распределения. Разработка показателей оценки деятельности системы. Анализ деятельности действующей системы распределения и оценка возможности достижения поставленных целей в рамках существующей сети распределения. Анализ охватывает: существующую структуру логистической системы и организационную структуру управления распределением компании; эффективность основных логистических функций; степень удовлетворенности внутренних потребителей и внешних клиентов компании качеством логистического сервиса системы распределения; степень рациональности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов; общие затраты на логистику распределения и составляющих логистических издержек по видам деятельности; наличие конфликтных ситуаций между подразделениями компании; эффективность документооборота; состояние и планирование потребности и управления товарными запасами в системе распределения; состояние складского хозяйства, транспорта и других логистических инфраструктурных подразделений, обеспечивающих систему распределения. Оценка эффективности функционирования системы распределения на основе проведенного анализа. Тема 3.2. Реорганизация действующей системы распределения под влиянием внешних и внутренних факторов Процедура реорганизации действующей системы распределения. Определение общих условий функционирования существующей сети распределения (с учетом внешней среды бизнеса, имеющейся структуры потребительского спроса и требований к обслуживанию, а также действующей логистической инфраструктуры компании). Оценка возможности достижения поставленных целей в рамках существующей сети распределения или необходимости реорганизации логистической сети распределения. Оценка полученных показателей деятельности логистической сети распределения, в соответствии с критериями эффективности. Определение отклонений. Определение причин, приведших к изменению эффективности логистической сети распределения. Анализ причин (внешних и внутренних) повлиявших на изменения деятельности системы (снижения эффективности). Определение необходимости реорганизации логистической системы распределения (технико – экономическое обоснование). Проведение внешнего и внутреннего аудита системы распределения компании. Тема 3.3. Проектирование эффективной сети распределения компании. Определение логистической стратегии компании и системных целей (глобальных и локальных) и задач сети распределения. Анализ и оценка использования действующей системы распределения и конкретных цепей поставок в рамках предлагаемых направлений реорганизации. Сегментирование рынков сбыта по регионам обслуживания собственной сетью с учетом установленной компанией политики обслуживания клиентов: определение регионов снабжения, определение уровня товарных запасов у клиентов и частоты поставки. Определение оптимальной структуры системы распределения: локализация системы распределения, разработка общей системы товароснабжения по всем выделенным сегментам сбыта, распределение товарных запасов в системе товароснабжения. Выбор между «инсорсингом» и «аутсорсингом». Формирование оптимальной складской сети системы распределения. Выбор основных участников в каждой локальной цепи поставки. Факторы, учитываемые при выборе партнеров. Межорганизационная интеграция участков сети распределения. Анализ и оценка деятельности каждой логистической цепи поставки и всей сети распределения в целом. Интегральная оценка логистической цепи поставок. Основные затраты в сети распределения. Организация проведения мониторинга и контроля функционирования сети распределения.
  • Раздел 4. Эффективное выполнение логистической составляющей цикла заказа
    Тема 4.1. Функциональный подход к управлению заказами клиентов «Управление заказами» как основная функция логистики распределения, ее задачи, основные этапы реализации и роль в обслуживании клиентов. Межфункциональная и межорганизационная координация при реализации управления заказами. Логистическая составляющая в управление заказов клиентов. Конкуренция, основанная на управлении временем выполнения заказа. Время полного цикла заказа и его составляющие. Основные показатели оценки эффективности выполнения заказа. Типичные проблемы основных этапов управления заказами. Тема 4.2. Процессный подход к выполнению заказами клиентов. Процессный подход на основе использования модели всемирного форума по цепям поставок (модель GSCF). «Выполнение заказами клиентов», как ключевой бизнес-процесс модели GSCF. Применение модель GSCF в российской практике. Межфункциональная координация в процессе выполнения заказами клиентов. Стратегический и операционный уровни выполнения заказов клиентов. Распределение ответственности между звеньями цепи поставок на стратегическом и операционном уровне процесса выполнения заказов клиентов. Оценка эффективности выполнения заказа и всего цикла заказа. Сравнительный анализ различных подходов к оценке эффективности логистической деятельности при выполнении заказа. Тема 4.3. Основные пути сокращения цикла выполнения заказа. Основные этапы управления заказами и время полного цикла заказа. Факторы, влияющие на время цикла заказа. Зависимость цикла заказа от длины цепи поставок и количества операций логистики. Время полного цикла заказа: время приема, обработки, комплектации заказа и партии отправки, время доставки заказов. Основные проблемы, возникающие при выполнении и доставки заказов клиентам и возможные пути их решения. Эффективное выполнение логистической составляющей цикла заказа. Основные подходы к сокращению времени цикла заказа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (дискуссии, работа над кейсами в аудитории)
  • неблокирующий Групповой кейс по формированию (реорганизации) сети распределения
  • неблокирующий Доклады по теме дисциплины
    При доведении до аудитории сообщения / доклада запрещается использование электронных средств для чтения материала (телефоны, смартфоны, электронные часы и т.д.), в том числе запрещается зачитывать текст с экрана компьютера или с проецируемого изображения. Допускается использование небольших «карточек» с тезисным изложением логики доклада. По требованию преподавателя данные карточки могут пройти предварительную оценку возможности их использования в процессе выступления. В случае отказа в возможности использования студент обязан предпринять все усилия по следованию указаний преподавателя.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
    На контрольной работе запрещается пользоваться любыми вспомогательными средствами, в том числе и электронными.
  • неблокирующий Самостоятельная работа в аудитории
  • блокирующий Письменная экзаменационная работа
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест c открытыми и закрытыми вопросами) в очном формате (при наличии такой возможности) или с использованием асинхронного прокторинга (при отсутствии возможности провести экзамен в очном формате). Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam (прокторинг проводится с использованием системы Examus), онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Исключение может составлять калькулятор, о необходимости наличия которого сообщается заблаговременно перед проведением экзамена. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 5 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0) по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис свое образовательной программы с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о повторном прохождении или пересдаче экзамена. Особенности поведения при возникающих проблемах подробно описаны в статье: https://www.hse.ru/studyspravka/distcontrol
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа (дискуссии, работа над кейсами в аудитории) + 0.1 * Групповой кейс по формированию (реорганизации) сети распределения + 0.05 * Доклады по теме дисциплины + 0.1 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Письменная экзаменационная работа + 0.05 * Самостоятельная работа в аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Логистика : интеграция и оптимизация логистических бизнес - процессов в цепях поставок: учебник, Дыбская В. В., Зайцев Е. И., 2008
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/780510
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944826
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024005
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017
  • Хвостовицкая Т.Т. - Продукты и каналы его распределения. Product and Channels of its Distribution: учеб. пособие по английскому языку - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 65с. - ISBN: 978-5-9765-3996-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113212

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bayram, A., & Cesaret, B. (2020). Order fulfillment policies for ship-from-store implementation in omni-channel retailing. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2020.01.011
  • CHIRA, R., & MUȘETESCU, A. (2017). The Importance of Integrated Logistics for the Companýs Succes on the Market. Knowledge Horizons / Orizonturi Ale Cunoasterii, 9(1), 64–71.
  • Creazza, A., Dallari, F., & Rossi, T. (2012). Applying an integrated logistics network design and optimisation model: the Pirelli Tyre case. International Journal of Production Research, 50(11), 3021–3038. https://doi.org/10.1080/00207543.2011.588614
  • Cuartero, J. (2017). Prioritizing order fulfillment to optimize delivery costs.
  • Golovko, M. V. (2019). Customer relationship management like a part of high-tech product’s integrated logistics support.
  • Hart, M. (2017). The design of integrated logistics management system of an industrial company.
  • Hrybkov, S., Kharkianen, O., Ovcharuk, V., & Ovcharuk, I. (2020). Development of information technology for planning order fulfillment at a food enterprise ; Разработка информационной технологии планирования выполнения заказов для пищевого предприятия ; Розробка інформаційної технології планування виконання замовлень для харчового підприємства.
  • Ieva Meidutė, Michail Litvinenko, & Artūras Aranskis. (2012). Logistics cooperation: integrated logistics services. https://doi.org/10.3846/btp.2012.36
  • Ishfaq, R., & Raja, U. (2018). Evaluation of Order Fulfillment Options in Retail Supply Chains. Decision Sciences, 49(3), 487–521. https://doi.org/10.1111/deci.12277
  • Lawson, B., Pil, F. K., & Holweg, M. (2018). Multi‐Modal Order Fulfillment: Concept and Application. Production & Operations Management, 27(2), 269–284. https://doi.org/10.1111/poms.12801
  • Liying Yan, Manel Grifoll, & Pengjun Zheng. (2020). Model and Algorithm of Two-Stage Distribution Location Routing with Hard Time Window for City Cold-Chain Logistics. Applied Sciences, 10(2564), 2564. https://doi.org/10.3390/app10072564
  • Lu, H., Li, L., Zhao, X., & Cook, D. (2018). A model of integrated regional logistics hub in supply chain. Enterprise Information Systems, 12(10), 1308–1335. https://doi.org/10.1080/17517575.2018.1533588
  • Małgorzata Grzelak, & Paulina Zdunek. (2017). Process Optimization of Order Fulfillment. Systemy Logistyczne Wojsk, 17, 68–77. https://doi.org/10.5604/01.3001.0011.7207
  • Mohanty, M., & Shankar, R. (2019). A hierarchical analytical model for performance management of integrated logistics. Journal of Management Analytics, 6(2), 173–208. https://doi.org/10.1080/23270012.2019.1608326
  • Nadieh Sodagari, & Ahmad Sadeghi. (2015). A Benders Decomposition Method to Solve an Integrated Logistics Network Designing Problem with Multiple Capacities.
  • Narayanan, A., Sahin, F., & Robinson, E. P. (2019). Demand and order‐fulfillment planning: The impact of point‐of‐sale data, retailer orders and distribution center orders on forecast accuracy. Journal of Operations Management, 65(5), 468–486. https://doi.org/10.1002/joom.1026
  • Nazzal, D., Shanmugasundaram, S., Kim, S., & Meller, R. D. (2018). Pull-driven Order Fulfillment in Distribution Centers.
  • Order fulfillment and logistics considerations for multichannel retailers. (2016). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-22288-2_11
  • Skender, H. P., Zaninović, P. A., & Lolić, A. (2019). The Importance of Logistics Distribution Centers as Nodes in Logistics Networks. Scientific Journal of Maritime Research, 33(2), 149–157. https://doi.org/10.31217/p.33.2.4
  • Song, L., Jin, S., & Tang, P. (2016). Simulation and optimization of logistics distribution for an engine production line. https://doi.org/10.3926/jiem.1555
  • Tao Li, Yan Chen, & Taoying Li. (2018). Pricing Strategies of Logistics Distribution Services for Perishable Commodities. Algorithms, 11(11), 186. https://doi.org/10.3390/a11110186
  • Yang, J., & Yu, K. (2019). The role of an integrated logistics and procurement service offered by a 3PL firm in supply chain. Journal of Management Analytics, 6(1), 49–66. https://doi.org/10.1080/23270012.2019.1568921
  • Yingyan Zhao, Yihong Zhou, & Wu Deng. (2020). Innovation Mode and Optimization Strategy of B2C E-Commerce Logistics Distribution under Big Data. Sustainability, 12(3381), 3381. https://doi.org/10.3390/su12083381
  • Кайгородцев, А. А., & Рахмангулов, А. Н. (2018). System of methods for choosing the location of the logistics distribution center ; Система методов выбора места размещения логистического распределительного центра.
  • Кайгородцев, А. А., & Рахмангулов, А. Н. (2018). The problem of choosing the location of the logistics distribution center. Existing approaches to the solution ; Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра. Существующие подходы к решению.
  • Логистика в сфере распределения, учебное пособие, 160 с., Николайчук, В. Е., 2001
  • Логистика для практиков : эффективные решения в складировании и грузопереработке, Дыбская В. В., 2002
  • Логистика: интегрированная цепь поставок, Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж., 2006
  • Стратегическое управление логистикой : учебник, Сток Дж. Р., Ламберт Д. М., 2005