• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Экономика и математика"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Азарнерт Леонид Викторович, Журавлева Татьяна Леонидовна, Иванова Вера Ивановна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину Научно-исследовательский семинар (НИС) «Экономика и математика», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.01. Экономика, обучающихся по образователь-ной программе «Экономика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний об особенностях выполнения научного исследования по экономике и основных этапах самостоятельного научного исследования
  • Получение студентами знаний об использовании методов математической статистики для анализа данных, их применению в исследовательских работах
  • Формирование у студентов знаний о структуре, принципах, выборе методов научного исследования и их последующего представления
  • Совершенствование в подготовке текст научного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет проблему и область исследования, описывает подходы для её решения
  • Демонстрирует умение проводить собственное исследование с определением проблемного поля, постановкой целей и задач, выделяя объект и предмет исследования, выбирая способ и методы исследования, оценивая их качество.
  • Может на компетентном уровне вести дискуссию по проблемам, описанным в научных работах
  • Способен презентовать результаты науч-ной деятельности, как на основе своей работы, так и на основе научных статей, написанных другими авторами
  • Демонстрирует умение сбора и анализа требуемых материалов для написания эссе
  • Распознаёт и правильно использует методы и модели оценки, правильно интерпретирует показатели и результаты
  • Выбирает подходящие средства для обработки данных и аргументирует полученные выводы
  • Владеет информационными технологиями для решения исследовательских задач.
  • Демонстрирует умение самостоятельно распланировать свою деятельность, чтобы выполнить поставленные задачи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Теоретические основы исследовательской работы
    Научно-исследовательская работа студентов, её виды, содержание, форма представления результатов. Основные требования, предъявляемые к научно-исследовательской работе бакалавра ВШЭ
  • Основные этапы научного исследования, литература, источники данных
    Выбор и актуальность темы исследования. Постановка задач. Выдвижение гипотез. Об-зор литературы. Электронная библиотека ВШЭ, Академия Google и другие электронные библиотеки. Взаимосвязь информационной базы и применяемых методов исследования, выявление специфики исследовательской базы на различных рынках. Базы данных научного цитирования и работа с журнальными базами. Статистические службы, центральные банки и международные организации как источники данных. Данные опросов. Большие данные. Достоинства и недостатки различных видов данных и их применимость для экономического анализа
  • Статистические модели и методы – особенности, выбор, использование, совмещение
    Раскрытие взаимосвязи тематики исследования и используемых для этого методов. Теоретические методы и статистические модели, особенности, выбор, оформление. Сочетание теории и эмпирики
  • Представление статей – структура, речь, оформление, правила выступления
    Рецензирование статьи. Основные составляющие научной статьи. Общие требования, предъявляемые к научным публикациям. Научная этика. Рекомендации по составлению рецензии. Характеристика основных структурных элементов. Структура доклада, заголовки. Структура работы, логика и взаимосвязь, использование иллюстративного материала, оформление. Количество информации на слайде и особенности её представления. Диаграммы и графики. Инфографика.
  • Изучение научных статей
    Аналитическая работа с чужими статьями. Представление докладов по выбранной науч-ной статье. Разбор предпосылок, методов и полученных результатов авторами.
  • Подготовка, защита, представление научной работы
    Представление предварительных результатов курсовой работы бакалавра. Подготовка электронного доклада. Дискуссия и научное оппонирование коллег: критическое восприятие и умение выделять сильные и слабые стороны работ сокурсников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация научной статьи
  • неблокирующий Обзор литературы/ключевой статьи
  • неблокирующий Оппонирование исследований коллег
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе http://online.hse.ru/ с синхронизацией с конференцией в ZOOM. К экзамену (конференции Zoom и вход в аккаунт платформы online.hse) необходимо подключиться за 15 минут. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: 1) Залогиниться на обеих платформах под своим полным именем (ФИО, адрес корпоративной почты). 2) Пройти аутентификацию через ZOOM (включить видео и войти при включенном видео), в дальнейшем ZOOM используется для контроля проведения экзамена преподавателем. За 10 минут до начала экзамена вывести на аватар свой студенческий билет (пропуск НИУ ВШЭ с фотографией). Далее с момента начала экзамена, когда будет открыт экзаменационный вариант, включить видео и оставить его активным до окончания экзамена, включая время на сканирование выполненной работы и отправку ее на проверку. 2) Расположить камеру сбоку от себя таким образом, чтобы она была направлена на рабочее поле – лист, на котором выполняется экзаменационная работа, на студента и пространство вокруг студента (помещение должно быть хорошо освещено). Можно использовать 2ю камеру. 3) По требованию преподавателя студент обязан переключиться на трансляцию своего экрана. Во время экзамена студентам запрещено: 1) использовать любую постороннюю помощь, включая других людей, бумажные и электронные материалы, переписку с кем-либо любым способом, наушники и другие гаджеты и девайсы; 2) подключать виртуальный фон в ZOOM. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более чем на 2 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на более, чем 2 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование других вариантов заданий, в том числе усложненных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Обзор литературы/ключевой статьи + 0.24 * Оппонирование исследований коллег + 0.18 * Презентация научной статьи + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розанова Н.М. - Научно-исследовательская работа студента (бакалавриат) - КноРус - 2018 - 255с. - ISBN: 978-5-406-06118-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917087

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Управление проектом: комплексный подход и системный анализ : монография / О.Г. Тихомирова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 300 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566590